Многообразие путей познания мира конспект. Презентация к уроку "Многообразие путей познания мира" презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему

Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей. При всей своей фантастичности миф выполнял важные функции: в рамках своих возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.

2. Религиозное познание
Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.

3. Обыденно-практическое познание

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.

4. Художественное познание

Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы.Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) — личностно-окрашенную его составляющую.

5. Философское познание

Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами», или концептами. С одной стороны, эти концепты близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой — к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке; скорее, они символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не требует от человека веры в сверхъестественное.

6. Паранаука
В отличие от этих видов научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. При этом наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию, принимая некоторые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Многообразие путей познания мира

Античные времена Мнение и знание различны Первое (мнение) не обязательно носит достоверный характер. Второе (знание) – достоверно по определению. Мнение может меняться, а знанию присущ а устойчивость.

Средневековье Соотношение знания и веры Главное различие – в доказательности. Знание требует логической аргументации, а вера – таковой не предполагает.

Новое время Отожествление знания и науки Научное знание становит- ся основным объектом гносеологии – теории познания. Знание делит- ся на виды: религиозное, обыденное, мифологическое, философское, художественно- образное.

Миф и познание мира Миф – самый ранний способ понимания природной и общественной действительности. Это всегда повествование, его истинность не подлежала сомнению, а содержание так или иначе было связано с реальной жизнью. Мифы служили в качестве способа сохранения жизненного опыта народов.

Опыт повседневной жизни Жизненная практика – способ познания мира. Большинство практических навыков не претендуют на теоретическое обоснование. Например, чтобы пользоваться телевизором не обязательно знать принципы передачи изображения на расстояние.

Народная мудрость Народная мудрость – обобщенные практические знания, опыт разных людей и даже многих народов. Из обобщения опыта возникали поговорки (Куй железо, пока горячо), суждения (Иванушка - дурачок на деле оказывает достаточно сообразительным).

Здравый смысл Подсказывает, что и как лучше сделать или, наоборот, отказаться от каких-либо действий. Например, вы не знаете как пользоваться прибором. Здравый смысл подсказывает спросить у сведущего человека или не трогать его (прибор) вовсе.

Познание средствами искусства Искусство дает представление о художественном освоении мира. Художественное произведение дает эмоционально окрашенное представление не только о том, как выглядели герои прошлого, но и о том, как они вели себя в определенных ситуациях. Это и помогает ощутить дух времени.

Там, где кончается наука Паранауке (околонаучное знание), в отличие от здравого смысла, свойственны туманные и загадочные сведения. Она нередко демонстрирует нетерпимость к науке традиционной, апеллирует не к профессионалам, а к массе.


Обществознание 10 класс

Тема урока: Многообразие путей познания мира

Цель: объяснить понятия и термины: «уровни человеческих знаний», «мифологическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;

Задачи :

    ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;

    развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

    способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока : урок - деловая игра.

Ход урока

I. Организационный момент

В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др. И далеко не всегда процесс познания совершается за письменными или в научных лабораториях. Не всегда люди стремились и к академическим знаниям. Всякая молитва, говорил И.С. Тургенев, сводится к одному: «Господи, сделай так, чтобы дважды два не было четыре».

Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?

Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?

Помогает ли искусство лучше понять мир?

Поразмышляем над этими вопросами.

Тема урока: «Многообразие путей познания мира». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Миф и познание мира.

2. «И опыт, сын ошибок трудных...»

3. Народная мудрость и здравый смысл.

4. Познание средствами искусства.

5. Там, где кончается наука.

II. Новый материал

Даже сейчас, в XXI в., большинство людей черпают сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Как грибы, растут астрологические прогнозы, появляются объявления с обещаниями решить все проблемы от «знаменитых» ясновидящих, необычайно популярными стали массовые оздоровительные сеансы по . Следовательно, наряду с наукой существует множество путей познания. Об этом и пойдет речь на уроке, который я предлагаю провести в виде ролевой игры.

Итак, класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет представлять определенную роль убежденных сторонников своих, ненаучных способов познания мира и истины. Условие лишь одно: вы должны быть убедительны во время представления своего способа познания. А для этого вам придется поработать с материалами параграфа и дополнительными материалами.

Группа 1 готовит выступление в защиту мифологических знаний, используя п. 1 «Миф и познание мира» § 23 и дополнительный материал.

Группа 2 готовит выступление в защиту обыденных знаний, используя п. 2 «И опыт, сын ошибок трудных...» § 23 и дополнительный материал.

Группа 3 готовит выступление в защиту народной мудрости и здравого смысла, используя п. 3 «Народная мудрость и здравый смысл» § 23 и дополнительный материал.

Группа 4 готовит выступление в защиту художественно-образных знаний, используя п. 1 «Миф и познание мира» § 23 и дополнительный материал.

Группа 5 готовит выступление в защиту паранаучных знаний, используя п, 4 «Там, где кончается наука» § 23 и дополнительный материал.

Каждая группа предъявит результаты своей работы на заседании «круглого », опираясь на вопросы и задания.

Материал для группы 1

Мифология

Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?

Усилиями целого поколения исследователей наконец-то выявлена важность мифа для развития общества.

Что же такое миф и как он появился?

Миф - это слово, предание. По определению Н.А. Бердяева, миф есть десакрализация (снятие святости, мистичности, «обмирщение») тайных, магических знаний. Сказано достаточно односторонне, но верно по существу. Миф - это действительно некое слово, которое устанавливает связь между реальным миром и миром тайным, священным. Привнося высшие смыслы в мир, миф осмысливает, упорядочивает его, гармонизирует, делает управляемым.

Миф - это подлинный Прометей, низведший небесный огонь (тайное знание и сокровенный смысл) на Землю и тем просветивший этот мир. Миф есть девственное, самодержавное, царственное слово. Мифом мир держится: миф воспроизводит мир, охраняет его, восстанавливает в нем порядок.

Миф, таким образом, предстает, по определению русского философа, религиозного мыслителя Алексея Федоровича Лосева (1893-1988), магическое слово (имя), т. е. слово, открывающее тайную сущность мира и позволяющее одновременно воздействовать на мир, подчинять его. В этой своей ипостаси (качестве) миф - предшественник науки в ее преобразовательной и познавательной роли.

В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только не остаются у истоков истории, но продолжают жить. Оказывается, мифологическое сознание способно образовывать новые кольца на живом древе культуры, новые ветви и давать неожиданные плоды. Привнесение смыслов из тайных глубин человеческой души, в которую даже наука не может заглянуть, легко осуществляется, конечно же, мифом. Его подчас трудно узнать в новом современном обличии - то научном, то поэтическом, то философском, но опытный философ сразу определит: перед ним современный миф.

Итак, миф живет, умирает и возрождается вновь. Его невозможно устранить. Ведь из него современные исследователи могут почерпнуть бездну знаний.

Перед вами один из древних греческих мифов, прочитайте его и ответьте на вопросы к нему.

Первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб (мрак) и Воздух.

От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастие, Сон, Сновидения, Ссора, Печаль, Досада, Немесида, Неотвратимость, Радость, Дружба, Сострадание, Мойры (богини судьбы) и Геспериды (нимфы, хранительницы золотых яблок вечной молодости).

От союза Ночи, Воздуха и Дня возникли Гея-Земля, Небо и Море.

От союза Воздуха и Геи-Земли возникли Страх, Труд утомительный, Ярость, Вражда, Обман, Клятвы, Ослепление души, Несдержанность, Словопрения, Забвение, Скорби, Гордость, Битвы, а также Океан, Метида (мысль), титаны, Тартар (пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже Аида), три эриннии, или фурии (богини мести и угрызений совести).

От союза Земли и Тартара возникли гиганты.

Приведенные ниже мифы были созданы разными народами. Но есть нечто, что их всех объединяет. Какую общую мысль они несут? О чем они могут нам рассказать?

В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.

В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь.

В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).

Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц.

Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос - громом, кровь - реками и водоемами, волосы и усы - созвездиями, пот - дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших на теле Пань-гу.

Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога- обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из земли холмы и горы. С обезьянами-предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они - потомки белых обезьян.

Миф - первая форма познания и объяснения общества

Основные тематические циклы мифов:

космогонические мифы - мифы о происхождении мира и Вселенной;

антропогонистические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;

мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времени;

биографические мотивы - рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев.

Роль и значение мифов:

черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

создаем картину целостной жизни народа;

мифы сохраняют жизненный опыт народов;

постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей;

обеспечивает преемственность культурного опыта;

передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

Материал для группы 2

Историк прошлого века С. М. Соловьев описал строительство Успенского собора в Московском Кремле. Прочитайте текст и подумайте, какие практические знания появились у русского народа в ходе сооружения собора.

Из «Истории России с древнейших времен»

Главным украшением города считался соборный храм, и Москва менее всего могла похвалиться этим украшением. Соборная церковь Успения, построенная при Калите, уже успела так обветшать, что своды тронулись, и потому принуждены были подпереть здание толстыми деревянными столпами; надобно было думать о построении другой церкви, и вот в 1472 г. митрополит Филипп призвал двух мастеров - Кривцова да Мышкина - и спросил их, возьмутся ли они построить церковь такую же, как владимирский собор Богородицы. Мастера взялись, и митрополит назначил большой сбор серебра со всех священников и монастырей на церковное строение, а бояре и гости добровольно давали деньги; когда серебро было собрано, приступили к делу, разрушили старую церковь и начали строить новую; но когда на третий год стали сводить своды, здание рухнуло. Великий князь послал во Псков за тамошними мастерами, пришедшими из Немецкой земли; мастера приехали, осмотрели рухнувшее здание, похвалили гладкость работы, но похулили известь, которая растворялась жидко, не клеевито, что и было главною причиною непрочности дела. Псковским мастерам, однако, не дали поправить ошибку Кривцова и Мышкина; по всем вероятностям, София Фоминична, приехавшая незадолго перед тем в Москву, уговорила мужа вызвать из Италии более надежного художника, и великий князь, отправляя в Венецию Семена Толбузина, велел ему искать там церковного мастера. Толбузин нашел в Венеции много мастеров, но только один из них согласился ехать в Москву за десять рублей в месяц жалованья; то был болонский уроженец Аристотель Фиораванти; и его даже насилу отпустили с Толбузиным, Аристотель привез сына Андрея и ученика Петра; осмотревши старые церковные работы, он похвалил гладкость их, но сказал, что известь не клеевита и камень не тверд, почему и объявил, что начнет все делать снова; остатки прежнего строения разбил стенобитною машиною - бараном. «Удивительное дело, - говорит летописец. - Три года делали, а он меньше чем в неделю развалил, не успевали выносить камень». Аристотель съездил и во Владимир; осмотревши тамошнюю церковь, он похвалил ее и сказал; «Это работа каких-нибудь наших мастеров». Печь для обжигания кирпича он устроил за Андроньевым монастырем, делал кирпичи уже прежних, но продолговатее и тверже; чтоб разломить их, нужно было прежде в воде размачивать; известь также велел мешать густо, так что когда засохнет, то и ножом нельзя расколупать; для поднятия камней вверх Аристотель сделал колесо; чудно было смотреть, как поднимали колесом камни, прицепив их за веревку. В 1475 г. начал Аристотель свои работы, в 1479-м кончил. Освящение соборной церкви Иоанн праздновал великолепно: велел раздать милостыню на весь город, угостил обедом митрополита, епископов, архимандритов и всех бояр; на следующий день митрополит и все соборы (белое духовенство) обедали у государя в средней горнице, а сам великий князь стоял перед ними и с сыном своим. Все соборы ели и пили на дворе великокняжеском семь дней. Но построением Успенского собора не ограничилась деятельность Аристотеля, ибо он был не только искусный муроль (архитектор), но умел также лить пушки и стрелять из них, лить колокола, чеканить монету.

Прочитайте эпизод из рассказа Н. С. Лескова «Левша», где царь в мелкоскоп рассматривает работу - подковы на ногах механической «аглицкой» блохи и никак не может их увидеть, и ответьте на допрос, как житейский опыт помог мастеру справиться с поставленной задачей: подковать блоху.

Если бы был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.

И твое имя тут есть? - спросил государь.

Никак нет, - отвечал левша, - моего одного и нет.

Почему же?

А потому, что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может.

Государь спросил:

Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление?

А левша ответил:

Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.

Какая практическая деятельность или житейские ситуации породили следующие пословицы и поговорки? Продолжите их ряд, подобрав свои примеры.

Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.

Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.

Покупатель дома нахваливает, а купец - в лавке.

Домашняя копейка лучше заезжего рубля.

«И опыт, сын ошибок трудных...»

Опыт повседневной жизни (жизненная практика) - особый способ познания мира.

Его особенность - получение знаний не самоцель, а «побочный продукт».

Способ формирования практического знания - трудовая деятельность.

Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него.

Практическому знанию свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок».

Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения (духовно-практические).

Материал для группы 3

Перед вами русские народные сказки и пословицы на социально- бытовые темы. Познакомившись с ними, постарайтесь доказать правомерность высказывания Н. А. Некрасова: «Русские народные предания, пословицы... наконец, русские народные сказки - память нашего давно минувшего, хранилище русской истории».

Упрямая жена

Жили муж с женой. Муж поехал на базар и купил коты. Приезжает домой. Жена поглядела: в мешке коты. «Муж, - говорит, - кому коты ку- гГйл?» - «Матушке».- «Умру! Зачем коты матери купил?»

День не ест, два не ест. Пришел муж: «Ну, что ты делаешь, за что умираешь?»- «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке».

Она не пьет, не ест, больна лежит. Опять муж приходит: «Ну, за что умираешь?» - «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке».

Она пуще захворала; послали за священником. Приходит муж: «Ну, за что умираешь?» - «Кому ты коты купил?» - «Матушке».

Пришел священник. Опять муж подходит. Она спрашивает: «Кому ты коты купил?» - «Матушке».- «Делай гроб, клади меня в гроб!»

Сделали гроб, положили в гроб, понесли хоронить. Муж подходит к ней: «Глупая! За что умираешь?» - «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке!» - «Зарывайте меня в землю!»

Так и зарыли.

Шемякин суд

Жили-были два брата: один был богатый, другой бедный. Бедный пришел к богатому лошадь попросить. Богатый лошадь дал, а сбруи не дал. Ну, что делать бедному брату? Привязал телегу к хвосту, поехал в лес и нарубил большой воз дров. Приехал домой, ворота отворил, а телега застряла в них; лошадь дернулась - хвост оторвался. Приводит он к брату лошадь без хвоста, а брат рассердился: «Я тебя поведу к Шемяке-судье!»

Поехали. Ехали-ехали, ночь настала. Зашли к богатому купцу. Богатый с богатым сидят, едят, водку пьют, а бедняк лежит на печке; захотелось ему посмотреть, что кушают богатые, свесился с печки, не удержался, упал в колыбель и задавил ребенка. Купец закричал: «И я пойду к Шемяке-судье!»

Поехали уже втроем. Едут - по дороге большой мост. Бедняк и думает: «Все равно пропал я. Дай соскочу с моста и убьюсь». А внизу барин вез больного отца. Бедный соскочил с моста, да попал прямо на больного и убил его.

Барин запричитал: «И я пойду к Шемяке-судье!» Приезжают к судье. Богатый брат жалуется, а бедный завернул камень в платок и показывает судье. Шемяка-судья думает, что тот ему деньги хочет дать, и говорит богатому брату: «Отдай ему лошадь, и пусть он ее у себя держит, пока не вырастет хвост!»

Стал купец жаловаться, а бедняк опять на камень в платке судье показывает. Шемяка-судья говорит купцу: «Отдай ему жену, и пусть он ее у себя держит, пока не родится ребенок!»

Стал барин жаловаться, а бедняк опять Шемяке на камень в платке показывает. Он и говорит: «Ты, бедняк, встань под мостом, а ты, - говорит он барину, - соскочи на него и убей».

Когда ушли все, Шемяка зовет бедного мужика: деньги, мол, давай, а тот разворачивает платок и говорит: «Не по мне бы расудил, я бы Шемяку-судью убил!» Шемяка-судья обрадовался: «Слава богу, что я так рассудил!»

Вот приходит бедняк к брату за лошадью, а тот ему говорит: «Я дам тебе корову, несколько четвертей хлеба, только оставь лошадь!» Взял все это бедняк и пошел к купцу. Испугался купец и стал его просить: «Я дам тебе быка и несколько четвертей хлеба, только не бери хозяйку!» Взял все это бедняк и пошел к барину. «Ну, - говорит, - я стану под мостом, а ты на меня прыгай». Испугался барин прыгать с моста и просит: «Возьми лошадь и несколько четвертей хлеба, только не буду я прыгать...»

Взял это все себе бедняк и сейчас живет богато.

Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой?

Не спрашивай старого - спрашивай бывалого.

Иному горе - ученье, иному - мученье.

Не испортив дела, мастером не станешь.

В людях живал, свету видал; топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.

Народная мудрость и здравый смысл

Народная мудрость - обобщенные практические знания.

Примеры народной мудрости:

афоризмы: «Любишь кататься - люби и саночки возить»;

поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

суждения: «Куй железо, пока горячо»;

загадки: «Что хочешь, того не купишь; чего не надо, не продашь».

Отличительная черта народной мудрости - свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

Здравый смысл - стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта

Материал для группы 4

1. Подберите отрывок из литературного произведения, в котором наглядно демонстрируется справедливость утверждения Гесиода: «Музы говорят ложь, которая похожа на правду».

2. Проанализируйте стихотворение.

После посещения парижского кладбища Сен-Женьев де Буа, где похоронены многие участники белого движения, Р. Рождественский написал такие стихи:

Я прикасаюсь ладонью к истории.

Я прохожу по гражданской войне...

Как бы хотелось им в Первопрестольную

Въехать однажды на белом коне!..

Как они после забытые, бывшие –

Все проклиная и нынче и впредь,

Рвались взглянуть на нее,

Победившую,

Пусть непонятную,

Пусть непростившую

Землю родимую

И - умереть!

Полдень:

Березовый отсвет покоя.

В небе - российские купола,

И облака, будто белые кони,

Мчатся над сенью Сен-Женевьев де Буа.

3. Перед вами картина С. В. Иванова «В приказе московских времен».

Какие знания вы можете почерпнуть о политической системе XVII в., глядя на нее?

Познание средствами искусства

Произведения искусства помогают ощутить дух времени.

Особенность этой формы познания - художественное обобщение, образ. Они помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.

Художественный образ создает гипотезу окружающего мира или его частей.

Материал для группы 5

Какое явление иллюстрирует приведенный ниже текст? Что вы думаете по поводу данного явления?

Знаменитый английский физик Дж. Рэлей интересовался парапсихологией и спиритизмом, а под конец жизни даже был президентом Общества психических исследований. К изучению всех этих таинственных явлений он подходил с основательностью физика-экспериментатора. Так, для проверки способностей одного медиума, который умел на спиритическом сеансе в темноте заставить духов писать и рисовать, Рэлей запаял в большую реторту лист бумаги и два карандаша. Опыт закончился неудачей, гости с того света не смогли оставить на бумаге ни следа. Эта реторта хранится в доме-музее Рэлея в Эссексе, и бумага остается чистой уже более 120 лет.

Каково ваше мнение по поводу следующей информации? Ответ аргументируйте.

Некоторые энтузиасты пытаются если не доказать существование призраков и привидений, то хотя бы рационально объяснить, откуда могут браться эти фантомы. Канадский нейрофизиолог М. Персинджер собрал 203 сообщения о появлении призраков умерших за последние 37 лет и сопоставил их с географическими данными о магнитной активности в соотетствующие дни. Оказалось, что обычно призраки появляются во время высокой геомагнитной активности, в периоды магнитных бурь.

Там, где кончается наука Характерные черты паранауки - туманность и загадочность сведений, которыми она оперирует.

Причина появления - ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

Паранаука отличается претензией на универсальность.

Завышенные претензии на внимание к себе.

Нередко нетерпимость к традиционной науке. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

III. Итог урока

Вот и закончилась наша пресс-конференция. Давайте подведем ее итоги.

С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились? Какой из них вам показался самым убедительным?

Что объединяет все эти направления?

Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.

Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание

Выучите § 23, выполните задания.

Познание как форма духовной деятельности существует
в обществе с момента его возникновения, проходя
вместе с ним определенные этапы развития.
На каждом из них процесс познания осуществляется в
многообразных и взаимосвязанных социальнокультурных формах, выработанных в ходе истории
человечества.
Поэтому познание как целостный феномен нельзя
сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной
как научное, которое не«покрывает» собой познание
как таковое.
Существует множество различных типов знаний и форм
познавательной деятельности.

Виды познания
социальное
научное
ненаучное
самопознание
художественное
практическое
паранаучное
житейское
религиозное
мифологическое

Вид познания
Мифологическое
Практическое
Житейское
Художественное
Паранаучное
черты
примеры

Мифологическое
Миф
с греческого «слово».
Соединены зачатки знания,
элементы верований, и т.д.
Отражалось понимание
природных явлений.
Рассказывает не только о
прошлом, но и будущем.
Неотчётливое разделение
субъекта и объекта, предмета и
знака, пространственных и
временных отношений.
Замена научного принципа
объяснения вещи и мира в целом,
рассказом о происхождении и
сотворении.
Очеловечивание природы, т.е.
перенесение на мир человеческих
черт.
Эмоциональная образная форма
восприятия мира.
Героические – скрывают
реальные события.
Этиологические – объясняют
происхождение названия,
обрядов, обычаев.
Космогенические – о
происхождении мира, о
происхождении хаоса в космосе, о
борьбе героев и богов с
демоническими силами.
Календарные – о смене времён
года, об умерших и воскресших
богах.
Эсхатологические – описывают
гибель космоса, конце мира и
космоса, о воскрешении мира.
Биографический – рождение,
происхождение, посвящение в
полновозрастный статус, брак,
смерть мифологических героев

http://www.mifinarodov.com/a/
antropogonicheskie-mifyi.html
http://ec-dejavu.ru/e/Eschatology.html

Практическое
Основа – жизненный опыт
Знание это побочное явление.
Обязательный способ формирования,
ученичество у опытного наставника.
Опытному познанию способствует свой
язык.
Большинство опытных знаний не
требует теоретического обоснования.
Человек усваивает не только
практические знания, но и оценивает
нормы поведения. Усваивает без
усилий действия по образцу.
Используется человеком практически
неосознанно и в своем применении, не
требует предварительных систем
доказательств.
Бесписьменный характер.
Человек,
живший на
берегу реки или озера,
строил корабль, лодку
для плавания по
волнам.
Основным
результатом такой
деятельности должно
было стать судно, а
побочным - знание о
том, какое дерево
взять, как и чем его
обработать, какую
форму придать
плавучему средству
передвижения.

Житейское
Основа
– народная мудрость
(афоризмы, поговорки, пословицы,
загадки и т.п.)
Основа народной мудрости –
обобщенные практические знания
Разных людей.
Мудрость – умение разбираться в
земных событиях самих по себе, без
соотнесения с миром богов.
Отличительной чертой народной
мудрости как своеобразного свода
рецептов повеления для разных
случаев является то, что она не
однородна, противоречива.
Здравый смысл – сведения,
усвоенные стихийно, явление
консервативное
Цыплят
по осени считают/
Куй железо пока горячо
Без труда не выловишь
рыбку из пруда / Работа не
волк в лес не убежит
«Спешите делать добро» /
«Поспешишь – людей
насмешишь».
«Не зная броду не суйся в
воду» / «Риск – благородное
дело».
«Старый конь борозды не
испортит» / «Старые дураки
глупее молодых».

Художественное
Целостное,
а не расчлененное
отображении мира и особенно
человека в мире.
Выражаетс я эстетическое
отношение человека к
действительности.
Специфическим способом является
использование художественного
образа.
Литературный рассказ о событии
не является самим событием, но он
даёт возможность воссоздать его
при помощи фантазии читателя.
С помощью художественного
образа искусство создаёт своего
рода гипотезу окружающего мира
или его частей.
Познавательная деятельность
весьма разнообразна.

Паранаучное
грешит
туманностью и загадочностью
сведений, которыми она оперирует.
используя сведения, не подтверждающиеся в
эксперименте, не вписывающиеся в принятые
теории или просто противоречащие
общепринятым и проверенным практикой
научными знаниям.
отличается претензией на универсальность.
не стремиться к ответам на вопросы,
безапелляционно использует подобную
формулу, объясняя с её помощью причины
болезни и другие проявления человека.
завышение претензии на внимание к себе.
Всякие предложения провести дополнительные
экспертизы или проверки воспринимаются как
оскорбление и недоверие.
уход от конкретных объяснений, стремление
обойти те факты, которые противоречат или не
соответствуют используемым ею методам.
Мантика,
нумерология,
некромантия,
уфология,
алхимия,
хиромантия,

Миф – (от греч. mythos – предание, сказание) –
повествование о богах, духах, обожествленных героях и
первопредках, возникшее в первобытном обществе. В
мифах переплетены ранние элементы религии,
философии, науки и искусства.
Мифам разных народов присущи сходные и
повторяющиеся темы и мотивы:
1) мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические
мифы);
2) эсхатологические мифы;
3) человека (антропогонические мифы);
4) о происхождении солнца (солярные мифы);
5) луны (лунарные мифы);
6) звезд (астральные мифы);
7) мифы о животных;
8) календарные мифы;
9) мифы о происхождении и введении культурных благ
(добывание огня, изобретение ремесел, земледелия);
10) мифы об установлении определенных социальных
институтов, брачных правил, обычаев и обрядов.

Эсхатология
(от греч. eschatos –
крайний, последний и logos – учение) –
учение о конечных судьбах мира и
человека.
Различается
индивидуальная эсхатология, т. е. учение о
загробной жизни единичной человеческой
души,
и всемирная эсхатология, т. е. учение о цели
космоса и истории и их конце.

Практическое знание – знание о том, как
действовать в ходе преобразования природного и
социального мира, какими свойствами обладают
материалы, предметы, каков порядок операций в
повседневной и специализированной деятельности.
Народная мудрость, здравый смысл.
Здравый смысл (англ. – common sense) – общее, присущее в
той или иной мере каждому человеку чувство истины и
справедливости, приобретаемое с жизненным опытом.
Здравый смысл не поднимается до уровня научного и
философского осмысления действительности, но и
противопоставлен оторванным от жизни искусственным
построениям.
Здравый смысл в основе своей не является знанием. Скорее,
это способ отбора знания, то общее освещение, благодаря
которому в знании различаются главное и второстепенное и
обрисовываются крайности.

Слайд 2

МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

  • миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания;
  • совмещает в себе обязательный рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего;
  • утверждает и принятую в данном обществе систему правил и ценностей.

Миф - это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей.

Слайд 3

Творение изображалось как «добывание» героем элементов культуры или как превращение хаоса в

космос путем постепенного упорядочения.

Идзанаги и Идзанами, боги-прародители.

Слайд 4

Типология мифов.

  • Космогонические – мифы творения;
  • Эсхатологические – описывающие грядущую гибель;
  • Календарные - знания о смене времен года;
  • Биографические - рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев.
  • Слайд 5

    Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам.

    К мифам же восходит и древний героический эпос.

    Слайд 6

    «И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ...»

    В отличие от науки, где знания - самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт»;

    Способом формирования практического знания являлось ученичество;

    Практическому знанию соответствует и свой язык: «на глазок», «чуть-чуть»...;

    практическое знание не претендует на теоретическое обоснование.

    Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни.

    Слайд 7

    Усложнение деятельности людей - необходимость фиксировать знания, достижения практики в виде

    описаний.

    НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ:

    свод рецептов поведения для разных случаев.

    Эти сведения усвоены стихийно, они неоднородны и противоречивы.

    стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали.

    Слайд 8

    Пословицы и поговорки

    • Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
    • Пока железо в работе, его и ржа не берет.
    • Много спать – дело не знать.
    • Работа не волк, в лес не убежит.
    • Какие труды, такие и плоды.
    • Близок локоть, да не укусишь.
    • Весна год кормит.
    • Время лечит.
    • Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
  • Слайд 9

    ПОЗНАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА – художественное освоение мира.

    Специфическим способом художественного познания является художественное обобщение, образ;

    Образ, как отражение действительности, обладает определенными свойствами реально существующего предмета, при этом яснее становится суть и предназначение обоих.

    В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» В.Г.Белинский назвал «энциклопедией русской жизни».

    Слайд 10

    Образ не просто отражает мир, а как бы обобщает важные свойства многих реальных объектов.

    Образ раскрывает в единичном, преходящем, случайном сущностное, неизменное, вечное.

    Боттичелли "РождениеВенеры»

    Слайд 11

    Слайд 12

    «паранаука» (от лат. para - после, при), т. е. околонаучное знание.

    Существуют достоверные факты, не вписывающиеся в сложившиеся научные системы.

    Паранаука использует сведения, не подтверждающиеся экспериментом, не вписывающиеся в принятые теории или противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям.

    отличается претензией на универсальность и исключительность, прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и загадочной или бессмысленной.

    Для паранауки характерен уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым ею методам.

    Слайд 13

    «Человек рождается со сферическим биополем»

    • Что такое сферическое биополе?
    • Кто и как определил его сферичность?
    • На какое расстояние оно распространяется?
    • Если геометрически человек не точка, то значит ли это, что на разных участках тела биополе имеет разную толщину, чтобы оставаться сферой?
  • Слайд 14

    Источники:

    Павлова Анеля Васильевна учитель истории МБОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.

    Посмотреть все слайды

  • Статьи по теме