Словарь символов. Лев (символ)

ЛЕВ 23 июля-23 августа
В самых разных мифах знак зодиака лев связан, прежде всего, с солнечными божествами. Таким, например, является миф о Гелиосе - боге Солнца, который обитает во дворце, сверкающем хрусталем и драгоценными металлами, и восседает на ослепительно сияющем троне. Гелиоса часто изображали и в виде огромного глаза, неотрывно вглядывавшегося в космическую бездну.

Эти два персонажа представляют собой божественную сторону знака - мужское космическое начало.

Человеческая же сторона знак зодиака лев довольно наглядно отразилась в легенде о Геракле. Вот классический тип героя или даже сверхчеловека, ведь он, простой смертный, своими поступками заслужил место среди богов. После совершенных им титанических подвигов (одним которых стала победа над Немейским львом) Геракл был предательски убит. Видя свою неминуемую гибель, герой соорудил костер, натянул поверх него свою львиную шкуру и лег на нее. Зевс метнул в героя молнию, отчего тот перестал быть смертным и превратился в полубога.

Правящая планета льва: Солнце.

Данным знаком зодиака управляет Солнце, поэтому Львы - энергичные, душевные, чрезвычайно творческие люди. Но это одна сторона медали. Другая не столь радужна - Львы крайне тщеславны, горды и упрямы.

КАМНИ ЛЬВА:

Янтарь – волшебная смола древнего леса

Алмаз - царь камней

Изумруд - камень мудрости и хладнокровия

Рубин - горячая кровь дракона

Топаз - камень внутреннего просветления

Хризолит - камень дракона

МЕТАЛЛ ЛЬВА - золото

ЦВЕТЫ ЛЬВА:

ПИОН
Пион - китайская роза, когда-то в изобилии выращивался и у нас. Предание говорит, что Аполлон подарил этот чудодейственный цветок ученику Эскулапа Пиону, за что известный врач разгневался и убил ученика, но боги превратили его в этот крупный яркий цветок.

ХРИЗАНТЕМА. Не много можно назвать цветов, которые так быстро и так прочно завоевали симпатии публики и садоводов, как хризантема. Вспомните, давно ли еще хризантема была любимым цветком только Китая и Японии и имелась у нас лишь в виде двух-трех сортов? А теперь каких только форм, расцветок и видов ее вы не встретите!

Хризантема Любимица Японии, там ее культивируют с незапамятных времен. Это цветок национальный, им увлекается все население, начиная с микадо и кончая последним рикшей. Хризантема бесконечно разнообразна как по форме, так и по оттенкам цвета. Раньше в Японии ее изображение имел право носить лишь император. Она была запечатлена на национальном флаге, на монетах и на высшем ордене. Существует осенний праздник хризантем. В Китае ее именем обозначается девятый месяц года.

ПОДСОЛНЕЧНИК. Название этого желтого чуда происходит от солнца. Подсолнух подражает солнышку и формой, и цветом. Он внимательными глазками следит за своим небесным божеством и поворачивает головку так, чтобы всегда видеть ласковое светило. Подсолнухи любимы многими.

В зависимости от декады рождения можно определить доминирующее растение и качества, которые оно дает человеку, рожденному в эти дни.

24-2 августа - ШИПОВНИК. Он колется, голыми руками его не возьмешь. Хотя если присмотреться, то колючки - это защита. Без нее в наше время нельзя.

13-23 августа - королева цветов РОЗА. Роза вызывает понятную зависть у остальных. Против Розы плетутся интриги, ее хотят выжить с ее законного места, лишить премии. Роза неприступна. Сложно все время показывать свою недосягаемость. Следует позаботиться о своем здоровье и не надо переутомляться.

ГОРОСКОП ДРУИДОВ:

Есть в Кипарисе некая суровость - что-то от творения природы, не изнеженного цивилизацией. Чаще всего это несколько грубоватый, но не лишенный душевной теплоты человек, суровый, но одновременно спокойный. Он довольствуется малым и приспосабливается к любой ситуации, может жить в любых условиях и быть при этом счастливым. Кипарис любит мечтать и скорее дает жизни нести себя по течению, чем организует ее. Кипарис не придает особого значения успеху в жизни, не гонится за славой и деньгами, но не любит одиночества. Он старается устроить свою жизнь так, чтобы находиться среди многочисленных друзей или в окружении семьи.

Мужчины. Стройный и крепкий, несколько суровый, но изысканный человек с правильными чертами лица. Быстро достигает зрелости и самостоятельности. Очень непритязателен, любые условия жизни кажутся ему достаточными, чтобы быть счастливым.

Женщины. Очень любят мечтать и в своих грезах улетают далеко от земли. Им претят споры и дискуссии, поэтому эти женщины в них не участвуют. Пожалуй, нет ни одного знака, способного на такую верность - любви, дружбе, воспоминаниям. Если человек ей близок, женщина-Кипарис всегда поможет.

Любовь и брак. Если Кипарис отдал кому-то свое сердце - это навсегда. Его семейная жизнь протекает спокойно и ровно, он счастлив от того, что те, кто ему дорог, рядом.

Тополь очень чувствителен к течению времени и слишком рано начинает бояться старости. При этом он аккуратен, собран и не забывает о будущем. Тополь имеет тонкий врожденный ум, который совершенно не стареет, несмотря ни на какие опасения. Отвага и гордость помогают ему одолеть самые сложные задачи, и на его лице редко можно заметить беспокойство.

Мужчины. Тополям необходимо проявлять осторожность при выборе жизненного пространства, так как не всякая среда благоприятствует их развитию. Тополь чувствует потребность в дружеских отношениях, но мучается в окружении, которое ему навязывают. Он очень болезненно переживает любые попытки ограничить свободу и склонен впадать в пессимизм.

Женщины. Проницательные представительницы прекрасной половины человечества, наделенные критическим складом ума. Именно эти черты руководят ими в выборе профессиональной сферы деятельности.

Любовь и брак. Чем Тополь влюбленнее, тем он становится более чувствителен: его в это время способна вывести из равновесия любая мелочь. Жить с ним достаточно сложно, поскольку он слишком чувствителен и независим, правда, если ему удается себя контролировать, семейные споры он предпочитает разрешать молчанием и милой улыбкой.

Кедр без труда приспосабливается к любым жизненным условиям. Конечно, он не отказывается от удобств по собственной инициативе, но в случае необходимости может переночевать и под открытым небом. Рожденный для приключений, Кедр обычно ведет подвижную и интересную жизнь. Он может быть душой и телом предан любимому делу, поэтому среди Кедров бывало много героев, но много и мучеников. Поразительна скорость, с которой он обдумывает и принимает решения. Кедр любит удивлять, заставать врасплох, быть центром всеобщего внимания и готов на многое, чтобы этого добиться. В то же время он весьма чувствителен к шуткам по поводу своей особы.

Мужчины. Горды, самолюбивы, прямолинейны, они готовы на любые жертвы, лишь бы быть центром внимания. Считая, что последнее слово всегда должно оставаться за ним, Кедр действительно умеет решать самые сложные вопросы, правда, с таким же успехом он умеет впутываться в непредвиденные ситуации. Однако он всегда настроен весьма оптимистично (что также ведет к неосторожным поступкам). При видимой самостоятельности способен попадать под чужое влияние, впрочем, как и оказывать влияние на других.

Женщины. Интеллигентны, артистичны, часто музыкальны. Возникающие проблемы рассматривают в их целостности и молниеносно принимают решения. Личные отношения насыщенны.

Любовь и брак. Кедры способны полюбить раз и навсегда, поскольку серьезно относятся к чувству идеальному, такому, которого все ждут. Легким же увлечениям значения не придают.

ЦВЕТА ЛЬВОВ:

Желто-коричневый

Пурпурный

ТАЛИСМАНЫ ЛЬВА:

Божья коровка

СИМВОЛЫ ЛЬВА:

Счастливые числа льва: 1, 5, 9, 11.

Практически на каждой средневековой церкви есть изображение льва. Вход Кафедральнго Собора - главной церкви города часто украшают скульптуры львов или мифических существ грифонов (смешение орла и льва). Часто скульптуры животных расположены у основания колонн, тогда их называют стилофоры (от греческого держит колонну). (с XII века) часто использовали такой прием - скульптуры стилофоры вместо пьедестала колонны поддерживают протир на входных воротах.

Что значили фигуры львы перед входом в церковь? Прежде всего, лев перед церковью - это символ охранника веры , который настороже против инакомыслия и профанации. Царь зверей готов наказать любого отступника и закрыть вход для него в Дом Бога. В средние века считали, что лев спит с открытыми глазами, поэтому никогда не теряет бдительность. Идеальный сторож и охранник!

С имвол ическое значение льва неоднозначно.

Царь зверей ассоциировался с Иисусом, его царственным началом как «царя Иудейского». Он способен спасти христиан из пасти «Льва рыкающего», то есть дьявола. Лев - эмблема царского достоинства Христа, склонность к одиночеству и созерцанию, отшельничеству и размышлениям.

Лев стал символом христианских Святых - Сан Вито и остались невредимыми в яме со львами, Иероним вынул занозу из лапы льва, и он стал его сопровождать повсюду. Библейская история о Данииле повествует о том, что львы его не тронули в закрытой яме и стали лизать ноги.

Лев — эмблема Святого Марка - евангелиста патрона Венеции (Евангелие Св. Марка поведало нам о царственной природе и величии Христа), поэтому венецианских львов Святого Марка с крыльями мы видим на всех территориях Венето, где была Венецианская Республика.

Человек в когтях злобного льва-Сатаны, церковь Санта Мария Рипа, Пиза

В то же время Лев может быть и отрицательным символом - воплощением злобных сил и хаоса, Сатаны . У Данте в Божественной Комедии лев - символ гордыни, смертного греха. Свернувшийся клубком, дремлющий лев - это символ предателя Иуды, который затаился, скрывая свои чёрные намерения. Святой Петр предупреждал: «Будьте осторжны и бдительны, братья мои, потому что ваш враг дьявол, как рычащий лев, пытается пожрать вас».

Понятно, что символ льва в христианстве двойственен, может быть как положительным, так и отрицательным , поэтому его надо рассматривать всегда в контексте с другими символами

Два льва — стилофора охраняли и боковой вход в романскую церковь Сан Сиро в Генуе . Теперь скульптуры львов находятся в Музее Святого Агостино в Генуе.

Базилика Сан Просперо, Редджио Эмилия . Скульптуры львов перед Базиликой не поддерживают колонны, но они были созданы как стилофоры - основания колонн перед тремя входами в Базилику, поэтому и шесть львов. Фасад церкви Сан Просперо перестраивали в середине XVIII века по проекту архитектора Гаттани, и в 1748 году установили перед старые скульптуры львов из красного веронского мрамора. Традиционно считается, что эти львы созданы в 1505 году скульптором Гаспаро Биджи и не были закончены. У историков есть мнение, что скульптуры остались от ранней романской церкви на этом месте, и в 1505 году были сделаны только пъедисталы для них. Поэтому на пъедестале есть дата 1505 и профиль Джироламо Платоньери, знатного горожанина, оплатившего перестройку Базилики в начале XVI века.

Львы перед Базиликой в Редджио Эмилии стали любимым местом для фотографий и игр детей. На них с удовольствием забираются, хотя это и запрещено Муниципалитетом.

Львы на входе в Дуомо Анконы — символ города

Монументальные львы-стилофоры охраняют вход в Кафедральный Собор Анконы . Скульптуры поддерживают колонны протира и стали настоящим символом города.

Кафедральный Собор Трани также охраняют львы-стилофоры. Их использовали из ранней романской церкви, которая была на этом месте до перестройки. В когтях левого льва - побежденный дракон, а у правого - плохо сохранившееся животное, может быть, овца или бык. Здесь мы видим двойственный с мысл с имвол а Христа, выраженный скульптурами льва. Справа Христос - преследует и побеждает зло , слева - защи щает верующих , агнцов божьих (тогда должна быть овечка у льва в лапах).

Лев на входе в Дуомо Трани — он победил Дракона

Овечка под надежной охраной, церковь Санта Мария в Лукке

Овечка в когтях злобного льва, Дуомо, Пиза

Иногда скульптуры львов изображены с человеком, змеёй или другими животными, которых он держит в лапах.

Лев контролирует их, независимо от того спит он или бодрствует.

Одна и та же овечка в лапах льва может быть добычей и жертвой (как на кафедральном Соборе в Пизе) или объектом защищиты и охраны (как в Лукке в церкви Санта Мария Фориспортано).

Символика льва здесь прямо противоположная — надо смотреть на выражение его морды, есть ли когти, как изобразили овечку.

3 способности льва , сообщенные в средневековых Бестиариях (Описания животных-бестий), стали источником смысла, который закладывали в символ льва.

1 особенность - Лев может прятаться и заметать следы хвостом, как только почует охотника. Так Христос способен скрывать свою божественную сущность от происков дьявола.

2 особенность - львы могут спать с открытыми глазами и не терять бдительность. Божественная сущность Христа осталась с ним и на Распятии, и после смерти.

Добыча льва — утка или лебедь, церковь Св.Варфоломея в Пантано, Потенца

3 особенность - львята рождаются мертвыми, верили в средневековье. И только через три для лев-отец оживлял их своим дыханием и давал им жизнь. Так Христос воскрес и возродился после трех дней.

В средние века считали что, если верующий встретит льва, который намерен съесть пойманную добычу, и пройдет мимо, то лев на него не бросится. А если посмотреть в глаза льву, то он бросит свою добычу и нападет на человека.

Человек с ножом пытается защититься от льва, лев — Сатана на церкви Санта Мария в Потенце

Если в лесу вы встретите льва и встанете перед ним на колени, то лев станет милосердным и вас не съест. (Впечатление, что леса были полны львов и их встречали постоянно, даже инструкции придумали, что делать при встрече со львом).

Многие художники и скульпторы даже в Эпоху Возрождения делали львов странноватых и непохожих на настоящих, потому что никогда их не видели и создавали по описаниям Бестиариев или по памяти с изображений далеким от реальности.

Львы - стилофоры на входах в Соборы и церкви

Лев в Бергамо

Лев в Лоди совсем не похож на льва, понятно, что скульптор никогда льва не видел

Лев в Вероне, 1138 год, Базилика Св.Зенона

Это пятый знак зодиака, а также второй огненный знак. Созвездие лев подразумевает преобладание воли над разумом и важность внутреннего сознания. Что означает астрологический знак зодиака Лев? Огненная стихия получает особенную направленность в этом знаке: беспорядочные энергетические потоки приобретают гармонию в людях, рождённых под созвездием Льва.

Знак зодиака Лев - что он означает

Знак зодиака Лев – символ силы, лидерства, организаторских способностей. Во Льве фокусируется «прана», что на санскрите означает жизнь, дыхание, постоянное движение вперёд.

Допустим, в восточной астрологии есть понятие пяти жизненных потоков, которые пронизывают тело и управляются соответствующей планетой. Лев олицетворяет творческую энергию и продуктивную силу гораздо больше, чем другие знаки зодиака.

Такие контрастирующие черты характера как душевная щедрость и стремление к власти - присущи Львам. Эти люди обладают чувством лояльности, склонны к расточительности, но всегда помогут ближнему советом и даже материально. Знак зодиака Лев по гороскопу означает символ совокупной и организующей энергии.

Символ: лев, лебедь.

Цвета: пурпурный, золотой, оранжевый, алый, черный (белый цвет – неудачный).

Камни: янтарь, хризолит, топаз, рубин, оникс, алмаз.

Металл: золото.

Цветы: пионы, ноготки, гладиолусы, хризантемы.

Талисман: божья коровка, лев, орел.

Счастливый день: воскресенье.

Неудачный день: суббота.

Благоприятные числа: 1, 5, 9.

Характер человека, чей знак зодиака - Лев

Желание привлекать внимание и находиться в центре событий очень характерны для Льва. Часто его сверхщедрость вызвана, именно, желанием запомнится, вызвать благодарность окружающих. Хотя, его великодушие – это не притворство, для Льва – это стиль жизни, он всегда делает всё, что от него зависит и всегда добивается результата. Можно сказать, что знак Лев – это также знак честолюбия, даже весьма болезненного.

Это означает, что Лев способен на великие дела, лишь бы его всегда считали победителем, при этом он думает, что все окружающие разделяют его мнение и поведение. Из-за того, что Лев сравнивает свои представления о честности с представлениями окружающих, он бывает слишком доверчив. Львы желают всеобщего блага, но из-за субъективного восприятия, могут не замечать реальных потребностей тех, кто рядом.

Они любят мечтать и, часто бывает, что не замечают реальности. Лев умеет очень увлекаться, посвящать себя одному делу и даже ставить на карту всё. В любви Львы ищут возможности применить избыток своих жизненных сил и необузданной энергии.

Символ знака зодиака Лев происходит от греческой буквы – Лямба, потому что греки называли это созвездие Леон. Есть мнение, что знак изображает гриву и хвост льва, так хищника рисовали в средние века. Знак зодиака Лев буквально означает «гореть» по жизни, оправдывая своё огненное происхождение.

С. Сорокина ― Здравствуйте. Это программа «В круге Света». Юрий Георгиевич и Светлана Сорокина. Юрий Георгиевич.

Ю. Кобаладзе ― Я сталинист.

С. Сорокина ― Это он предвосхищает тему нашего разговора. Мы назвали: Сталин с нами. Хотя я подумала, надо было взять, наверное, название, которое мне очень понравилось из статьи, которую написал Виктор Ерофеев несколько лет назад: «Убийственно живой». Будем говорить как раз с Виктором Ерофеевым и Лев Гудков здесь, социолог, директор аналитического центра Юрия Левады. Здравствуйте. Почему вспомнила эту статью, дело в том, что несколько лет назад на телеканале «Россия» выбирали имя России или самый великий человек. И там так хорошо и с отрывом шел как раз товарищ Сталин. Для многих тогда это было что-то шокирующее, удивительное. Сегодня никто не удивляется. А почему мы снова об этом заговорили – приближается День Победы. И конечно, событие значимое, так или иначе связанное с этим именем. И вот уже сыплются предложения и бюсты ставить и улицы переименовывать. И возвращать названия даже городу, про Сталинград говорят. И так далее. Мы решили сегодня на эту тему поговорить. Что у нас говорят опросы. Что интересного выявляют.

Л. Гудков ― Вы упомянули имя Сталина, тогда еще Сталин не был на первых местах.

С. Сорокина ― В опросах.

Л. Гудков ― Да.

С. Сорокина ― А когда выбирали по телевидению.

Л. Гудков ― Накрутили. А тогда был Петр Первый, как символ имперской России. Величия огромной империи. Постепенно накручивали, нагоняли волну, и действительно в 2012 он уже вышел на первое место в списке самых великих людей России. И сократилось число противников сталинизма и прочее. Это конечно не Сталин, дело не в Сталине, а в таком мифе о сильном вожде, эффективном управляющим, генералиссимусе. Конечно, это связано именно с антуражем победы, культом победы. Но я хочу сказать, что одновременно с ростом позитивных оценок Сталина растет и очень заметно безразличие. Сталин уходит из актуального времени.

С. Сорокина ― То есть молодежь уже…

Л. Гудков ― Уже четверть молодежи не знает, кто это. И позитивные оценки у молодежи стираются. Выше, оптимистичнее, позитивнее оценивают Сталина пожилые люди. Чем более образованные, чем более обеспеченные, чем более информированные, тем с большей ненавистью и отвращением относятся. Сильнее всего антипатия в Москве. А позитивнее всего с большой симпатией или уважением относятся в селе. Где село депо советских представлений. Еще раз говорю, что о Сталине очень мало знают, как и о том времени. Оно стерлось, огромный разрыв между поколениями. За Сталиным стоит идея национального величия, и безответственности власти перед обществом.

Ю. Кобаладзе ― Но что бы ни стояло, все СМИ полны сейчас статьями, сообщениями.

Л. Гудков ― Это результат 15-летней пропаганды. Постоянной, тихой реабилитации. Это началось все-таки с высших руководителей. С того же Путина, который поднял тост за Сталина в мае 1999 года, потом Грызлов подхватил, и другие отметились. Вслед за этим началась пропаганда сталинской модернизации, мифы об этом. Об успехах, победе. И постепенно выдавливание всего того, что связано с советской системой, с репрессиями, коллективизацией.

С. Сорокина ― Спасибо. Виктор. Статья есть в «Огоньке». Прочитайте, что Виктор Ерофеев думает по этому поводу. Сегодня она называется «Отдохните от Сталина».

В. Ерофеев ― Действительно я там рассказываю о том, что сделали сердечную операцию двум людям, и они заспорили о Сталине в реанимационной палате и оба умерли.

С. Сорокина ― Ужас.

В. Ерофеев ― Я говорю, слишком много умерли от Сталина, поэтому отдохните. На самом деле действительно если раньше это был какой-то скандал, просто возмущение, то теперь какая-то обыденность, я эту статью совсем иначе написал, чем ту. Потому что надвигается великий праздник, День победы. И я там пишу о том, что вместе с праздником надвигается затмение. Вот мы пережили затмение солнца, а сейчас надвигается затмение раскола. Потому что 50 на 50. Собственно те люди, которые сделали из Сталина бога, в общем, даже это не миф, это уже бог, отфильтрованный Сталин, такой как просто очистили его. Это Сталин без коллективизации, без 37-38 года. Сталин даже без космополитов, без естественно Ахматовой и Зощенко. Это Сталин, который в этом мифе и в этой своей ипостаси выигрывает войну, становится правителем полмира и соответственно империя наша превращается в одну из самых могучих в мире. И я подумал, что эти люди начинают сталкиваться с теми людьми, которые имеют прямо противоположный взгляд, как мы с тобой. Потому что я разделяю взгляд Даниила Андреева, который считает в «Розе мира», что Сталин там в самом низу ада находится. И куда же праздник девается. Я иду позавчера по Плющихе, по моей родной. На здании дорожной полиции огромное полотнище – вечная слава героям, и огромный усатый…

С. Сорокина ― Здесь в центре Москвы.

В. Ерофеев ― Огромный красавец Сталин. Это государственное здание. Это полиция. Это еще только начало апреля. И это невозможно было представить даже в прошлом году. Поэтому я написал эту статью, я не смягчил ничего, я просто подумал, что все-таки день великой победы, смешно, смешно меня назвали в честь победы Виктор. Папа с мамой. Поэтому мне кажется…

С. Сорокина ― Хорошо, не Иосиф. Сейчас бы мучился.

В. Ерофеев ― Да.

Ю. Кобаладзе ― Иосиф был не только Сталин.

В. Ерофеев ― Бродский тоже, между прочим. Так вот, надо как-то очень достойно этот праздник отпраздновать. Не превращаться в людей, которые будут бить друг другу морды только из-за того, что кому-то нужно было создать из Сталина бога, а бог понятно, потому что тогда если Сталин бог, то естественно ему можно простить все убийства, потому что бог он свирепый может быть, какой угодно. И, кроме того, оказывается, что выше человека, который мера всех вещей в западной философии, а у нас оказывается Сталин, государство и так далее.

Ю. Кобаладзе ― А куда его девать-то?

В. Ерофеев ― Я думаю, что его девать, если говорить спокойно, без эмоций, потому что видимо эмоции здесь только идут на пользу сталинистам. Они, ага, достали мы вас. То надо сказать, что французы нормально поработали с Наполеоном. Они его не очень любят. Нет улицы Наполеона во Франции.

С. Сорокина ― Зато саркофаг.

В. Ерофеев ― Вот именно похоронили. Взяли и похоронили. И надо сказать, что, в общем, оценки Наполеона во Франции абсолютно сдержанные. Мне кажется, что надо здесь остальным произвести такую же операцию историческую. Не демонизировать мифы и вот эти истерики, а сказать о том, что он реально сделал и что не сделал.

Ю. Кобаладзе ― Что касается Наполеона, я очень удивлен. Мне казалось, что он такой культ во Франции.

В. Ерофеев ― Нет.

Ю. Кобаладзе ― Я не спорою, потому что не знаю, но у нас-то он после Сталина герой.

В. Ерофеев ― У нас всегда Наполеон был культом. Это как бы русский герой. Помните, Пьер Безухов сначала им бредит, потом хочет убить. Вообще это русский человек. Наполеон это русский человек.

С. Сорокина ― Который здесь побыл и тоже слегка изменился.

В. Ерофеев ― Посмотрите, как у нас любят создавать богов. Весь 19 век Наполеон был богом. Это везде разошлось. 20-й век – вот нам подарочек. Сталин. Причем интересно, не в обиду тебе будет сказано, и широкая грудь, то есть у нас к кавказцам сдержанное отношение, мягко назовем. Папа мой, все-таки переводчик его личный Сталина с французского языка, большие оспы, сухая ручка, выглядел вообще ну никак.

С. Сорокина ― Маленького роста.

В. Ерофеев ― Отец говорил, что когда он входил, он как бы всех выдавливал. Я говорил, папа, ну у него такая власть.

С. Сорокина ― Магия власти.

В. Ерофеев ― Но вот представить себе наши три богатыря картина, все красавцы русские. У нас все наши национальности с какими выходят. И вдруг такой ущербный, маленький, такой несчастненький. Что говорит о том, что мы нашу крепкую сильную власть любим даже больше, чем национальные портреты, физиономии.

Ю. Кобаладзе ― Он же сказал Светлане, что не я Сталин, вот портрет Сталина.

В. Ерофеев ― Но он любил кокетничать. Он говорил, что я всего лишь скромный ученик Ленина. Ничего себе. Сделал то, что Ленин бы не посмел сделать, притом, что они конечно оба сапога пара.

С. Сорокина ― Лев Дмитриевич, а вы проводили какие-то, вот как вы строили вопросы касательно Сталина. По-разному вы наверное спрашиваете.

Л. Гудков ― Конечно, мы задаем вопросы уже больше 25 лет. Регулярно и поэтому есть некоторая динамика. В начале перестройки Сталин не попадал даже в десятку.

С. Сорокина – К 12 ― му году встал на первые позиции.

Л. Гудков ― Примерно с 2004 года подниматься, когда начал раскручиваться юбилей, 60-летие победы. И соответственно с этого времени. Поначалу к Сталину доминировало абсолютное отвращение и абсолютное большинство считало, что кто будет вспоминать его, то скорее историки. Он будет всегда в негативной интерпретации. Постепенно долбеж такой поднял его вместе со всем возвращением советского антуража.

Ю. Кобаладзе ― Меня что поражает, что грузины легко отказались от Сталина.

Л. Гудков ― Не совсем. Нет. Мы проводили пару лет назад по нескольким республикам, Армения, Азербайджан, Грузия и Украина. Задавали одни и те же вопросы. Быстрее всего вытесняется память о Сталине в Азербайджане. Там больше четверти просто не знают, кто это такой. В Армении негативное отношение. Единственная республика, где сохраняется позитивная оценка, была Грузия. Понятно, что на Украине резко негативное.

В. Ерофеев ― Здесь мы совершенно разделяемся с украинцами. Потому что Амур, конечно.

Л. Гудков ― Сталин, конечно, виновен в репрессиях, в гибели миллионов людей. В коллективизации, убийствах. Ну а так считают две трети населения.

С. Сорокина ― То есть признают за ним эту вину.

Л. Гудков ― И у большинства смерть Сталина связана именно с выходом людей из ГУЛАГа.

С. Сорокина ― «Холодная осень 53-го».

Л. Гудков ― Это тиран и убийца. Но ровно столько же, две трети считают, что без Сталина не было бы победы в войне.

С. Сорокина ― И многие жертвы оправданы.

Л. Гудков ― Это число поднимается. Что если в 2008 году 27% оправдывали жертвы, то 45 на 41.

С. Сорокина ― 45% оправдывают уже.

Л. Гудков ― Полностью оправдывают сталинистов, их число тоже увеличилось с 3 до 7%, самое главное это инертная масса, которая не в состоянии дать оценку не Сталину, а советскому прошлому. Не готово признать советскую систему преступной. И не может выработать свое отношение к этому.

С. Сорокина ― Я чему удивляюсь. Да, сам настрой, начиная с нулевых идет таким образом, что действительно возвращается ощущение сильной руки, мы как держава, цель оправдывает средства. Но ведь параллельно на том же телевидении идут художественные фильмы. Где очень даже много рассказывается об ужасах сталинского времени. Сейчас идет фильм по-моему «Ленинград 46» и только что прошел фильм про Александрова и Орлову. Там очень определенно, может чуть-чуть, но Сталин присутствует. Это страшный персонаж. С репрессиями, расстрелами, со всеми пирогами. Почему у нас все художественные произведения, которые смотрят миллионы людей проходят как будто из другой жизни.

Л. Гудков ― Там в этих фильмах, специально мы обсуждали, там такой иррациональный ужас. Непонятно, откуда он берется. Не конкретный. Безсубъектная история. Никто не говорит, что это сама система преступная и вину надо искать там. Поэтому здесь как бы никто не виноват. Какие-то плохие люди хватают, доносят и прочее. Но идея системности этого террора со Сталиным во главе она отсутствует или растворена.

В. Ерофеев ― Мне кажется, что Сталин в наших генах еще с татаро-монгольского ига, потому что когда мы взяли такую восточную форму правления, тогда получается, что должна быть мобилизация, главный начальник, он важнее всех. Все ему подчинены. Вертикаль власти шла оттуда. Московское царство, затем Иван Грозный. И получается, что эти наши, а вот те это курбские, все такие предатели. Они все куда-то бегут на Запад. Они поддерживают поляков в смутное время, на престоле московском. И получается, что Минин и Пожарский тоже такие маленькие сталины. И вообще посмотрите, у меня было маленькое издательство, и я тоже понимал, что если я не буду железной рукой проводить, то все украдут, разграбят и все кончится. То есть получается так, что с одной стороны это чудовищно, а с другой стороны это единственная форма руководства, когда надо действительно стучать кулаком и пугать. И вот этот ген настолько глубоко в нас вошел, что это наш, какой бы он не был, сколько бы он ни расстрелял. Я пишу в этой статье, надо выдавливать Сталина…

С. Сорокина ― Всем причем.

В. Ерофеев ― Я знаю диссидентов, не буду называть тоже сталинисты в душе, антисталинисты, и все то же самое. И поэтому мне кажется это проблема нашей национальной ментальности. И вы абсолютно правы, как только взглянуть куда-то в сторону, там уже это все превращается в совсем другие дела. И украинцы конечно просто сейчас не понимают, как можно… Говорят некоторые хитрые, что это стокгольмский синдром. Ничего подобного. Это же не террорист, который мучает. Это наш человек, который и сам себя мучает со всем народом и так далее. Очень сложно. И единственный рецепт только просвещение. Но просвещение же годами, а кто же закладывается так далеко.

С. Сорокина ― Да вот уже годами. С 1991 года прошло 24 года, а мы пришли к худшим результатам.

В. Ерофеев ― И это еще не конец.

С. Сорокина ― Оказалось, что, открыв все шлюзы, мы начали читать, узнавать, смотреть, друг другу рассказывать.

Ю. Кобаладзе ― Виктор хорошо объяснил, откуда берется это.

С. Сорокина ― А теперь чуть что, действительно, на вас Сталина нет.

В. Ерофеев ― Объясните американцу, что Кока-Кола плохой напиток. Что печень от этого гниет. Он вам все равно скажет, чего вы мне рассказываете. Есть какие-то заряды, которые действуют невероятным образом. Но интересно, что те люди, которые были рядом со Сталиным, они понимали его сущность гораздо лучше. И тот же папа, я пишу в книге, он не плакал, мама плакала. Мама плакала, потому что думала, как жить, а папа не плакал, потому что у Молотова уже люстры и гардины сняли. Еще две недели и я бы стал сыном врага народа.

С. Сорокина ― А сколько отцу было в тот момент?

В. Ерофеев ― Папе было 33 года.

С. Сорокина ― Самый такой возраст, когда хватать…

В. Ерофеев ― Он начал Сталину переводить, когда ему 24 года было. И Сталин его очень любил и награждал его орденами. Он считал, что вот примерный человек и говорит по-французски и настоящий коммунист и вежливый, красивый парень. Он говорит Молотову, Молотошвили, почему ордена не дают переводчикам. У них трудная работа.

Ю. Кобаладзе ― И Трояновского он любил.

В. Ерофеев ― А они дружили папа с Олегом Александровичем.

Л. Гудков ― Я бы немножко иначе развел. Эти идеи абсолютного приоритета государства, которое монополизировало права, все представления о едином целом. А это неразрывно связано с идеей насилия и крови. Империя строится на насилии, завоеваниях, крови. На подчинении. Поэтому в пантеоне наших великих людей в национальной памяти представлены главным образом одни злодеи. И не только наши. В списке великих людей всех народов, конечно, попадает и Наполеон, и Александр Македонский, и Гитлер.

Ю. Кобаладзе ― И Чингисхан.

Л. Гудков ― Там есть разбавленные как изюмом булки национальные поэты Пушкин, великие ученые типа Ломоносова или Менделеева. Но соотношение кровопийц и людоедов и людей культуры, мысли, гуманности оно примерно один к четырем.

В. Ерофеев ― Но посмотрите, весь западный мир был очарован Че Геварой. Что он там ни делал в Боливии. И все теперь считают, что он абсолютно общемировой герой. Тоже подлец и негодяй, террорист.

С. Сорокина ― Умудрился выбиться в бренды.

В. Ерофеев ― Интересная вещь, что в какой-то момент есть пограничная ситуация, когда такие мерзавцы оказываются именно героями.

Л. Гудков ― Это бесконтрольная власть и предполагает идею насилия и в этом обаяние зла.

В. Ерофеев ― Безнаказанность. Об этом Маркиз де Сад написал в 18 веке точно абсолютно.

Ю. Кобаладзе ― Его мы меньше знаем.

В. Ерофеев ― Потому что его только что начали печатать 20 лет назад.

Ю. Кобаладзе ― Я приобрел его книжку.

С. Сорокина ― Юрий Георгиевич пока сидит молчком, хотя он скрытый сталинист, поскольку грузин. И помнит, как плакал…

Ю. Кобаладзе ― Обрыдался.

С. Сорокина ― Об этом мы продолжим после новостей середины часа.

С. Сорокина ― Еще раз мы вас приветствуем. Мы сегодня говорим о Сталине, который вечно с нами.

Ю. Кобаладзе ― Вот и мы льем воду на мельницы.

С. Сорокина ― Говорим о том, почему этот образ не уходит. Хотя читаю ваши sms, преподаватель в старших классах говорит, что они его практически не знают.

Ю. Кобаладзе ― Сейчас напомнят им.

С. Сорокина ― Понимаю, что и у нас тоже наши слушатели просто пополам разделились. Одни нам пишут, что Сталин гений и ничтожествам его не затоптать. Другие пишут о том, что он людоед и убийца. И вот sms из Москвы всем понравилась, Сергей: «Мой друг был поражен общением с людьми из Центральной Африки. Случайно с ними встретился в Европе, в Германии. Люди с образованием тосковали по Бокасса». Людоед такой был. Да, людоед, буквально. Это не преувеличение. Он реально ел людей.

В. Ерофеев ― Врагов народа.

С. Сорокина ― «Да, людоед, признавали эти люди с образованием, но это традиция, где казнят повешением, где-то электротоком, а у нас так. И ел Бокасса только врагов народа, никогда рядовых, справедлив был. Главное тогда о нас все знали и мировые лидеры с ним встречались». Вот даже людоеда можно оказывается оправдать. И люди с образованием…

В. Ерофеев ― В общем, Сталин действительно тоже людоед был. Но интересно, что про другую страну мы смеемся. Надо плакать, потому что там враги народа, их ели. А мы со Светой были сегодня на «Дожде» и 40 дней Бориса Немцова, а тут отстреливают. Так что тут тоже, в общем, свои джунгли.

С. Сорокина ― Совсем недавно я включила телевизор, по-моему, Россия-24 и там была прямая трансляция с очередного пленума коммунистической партии. Выступал Геннадий Зюганов, и долго выступал. У меня было тяжелое дежавю, потому что я вижу, как выступает Геннадий Андреевич и выступает на фоне огромного плаката или плазмы, Ленин и Сталин стоят просто какого-то гигантского размера и руку направляют практически к Геннадию Андреевичу, приветствуя его выступление. Я давно не видела, чтобы так Сталин на первом плане и громадный был на этом пленуме. Видимо, тоже они идут в ногу со временем и Сталин это уже очень хорошо.

Л. Гудков ― Они пытаются постоянно напоминать об этом. И сталинские автобусы.

С. Сорокина ― В Питере ходил и улицу хотят там переименовать Десятую Советскую.

В. Ерофеев ― Интересно, что если бы Геннадия Андреевича назначить председателем такой же партии на Украине, он бы убрал Сталина. Дело в том, что он как политик, который хочет быть на поверхности, тоже понимает…

С. Сорокина ― Тренды чувствует.

В. Ерофеев ― Мне кажется, по всей сути, своей душой он скорее социал-демократ, но поскольку бабушки и дедушки любят Сталина, то приходится ему…

С. Сорокина ― Не знаю, он с пеной у рта спорил по поводу количества жертв. Говорил о том, как мало расстреляли людей во время репрессий. И переубедить его было невозможно.

Л. Гудков ― На этом строится вся демагогия вокруг Сталина. Большая ложь отрицать все факты, массовое сознание придет в замешательство. Это очень важный принцип.

Ю. Кобаладзе ― Я с одним деятелем спорил, который говорил, а кто доказал, что в Катыни были расстрелы.

В. Ерофеев ― До сих пор есть люди, мы недавно по-семейному съездили в Катынь, и там гид говорил, так это немцы расстреляли.

Ю. Кобаладзе ― А бумага с подписями Берии ничего не значит. Сфабриковали. Кто доказал. Суда не было.

С. Сорокина ― Дмитрий Мезенцев спрашивает, а знает ли кто-нибудь, как в Польше относятся к Беруту и Гомулке. Польским руководителям сталинского периода.

В. Ерофеев ― Я знаю, что такие демократы польские, которые не были связаны с партией, ненавидят что одного, что другого. Разницы большой не делают.

Л. Гудков ― Они ушли просто как кошмар сталинского времени.

В. Ерофеев ― Историки считают, что Берут не был каким-то сдерживающим моментом между Польшей и Советский Союзом. Он был проводник все-таки абсолютно сталинских идей. А Гомулка уже конечно другой человек, который должен был крутиться, и более поздний.

С. Сорокина ― Дмитрий спрашивает: а как же ваш отец был любимчиком у Сталина, а тут чуть ли ни стал врагом народа.

В. Ерофеев ― Дело в том, что отец был политический помощник Молотова, а Молотов был объявлен американским шпионом. За то, что он сел однажды в вагон, не спросив руководство и по-моему, проехал из Вашингтона в Нью-Йорк в американском вагоне. И за это Сталин решил, что его там завербовали.

С. Сорокина ― Нам пишет Алексей из Новороссийска: маленький некрасивый Сталин заставлял уважать себя и Черчилля и Рузвельта, просто большого человека судят не по росту. Разумеется.

В. Ерофеев ― Дело в том, что и Черчилль и Рузвельт тоже играли роль людей, которые уважают и счастливы общаться со Сталиным, но почитайте, что Черчилль писал о Сталине.

Л. Гудков ― Это понимание тяжелой тоталитарной власти. С которой надо считаться. Это не уважение, это просто принятие в расчет. Это совершенно другое отношение. Достаточно критично и другие дипломаты оценивали Сталина.

С. Сорокина ― А как вы думаете, действительно, начиная с нулевых пошла эта память металла, опять у нас автомат…

Л. Гудков ― Не пошла, это навязывается. Совершенно сознательно.

С. Сорокина ― Почему, с какой целью. Зачем?

Л. Гудков ― Для того чтобы поднять полное всевластие государства. Опять восстановить вместе с централизацией, с героическим прошлым, со всем культом стабильности и безответственности. Та политика, которую мы наблюдаем, сокращение свободного пространства, цензура в СМИ, полный контроль над телевидением. Всевластие политической полиции, ликвидация независимости судов, превращение политического пространства в фальсифицированное и инсценировку демократии, - все это в одну и ту же линию укладывается. Усиление авторитарного режима, бесконтрольность власти. Люди на это реагируют…

С. Сорокина ― Свободу в обмен на стабильность практически.

Л. Гудков ― Да. Но только с чувством беспомощности и навязанной такой уязвимости. Оборачивается это сильнейшим презрением к власти с одной стороны, и крайним неуважением, пониманием коррумпированности всей системы. И с одной стороны конечно нарастающим культом Путина как противовеса этой системы.

С. Сорокина ― Опять барин разберется, барин накажет.

Л. Гудков ― Да. Добрый царь, худые бояре. Иллюзия и ощущение, что Путин что-то сделает и безальтернативность.

Ю. Кобаладзе ― Так что, мы обречены?

В. Ерофеев ― Я не думаю, что мы обречены. Если мы вспомним начало 18-го века, то вот Петр Первый. В то время казалось, что Россия обречена быть всегда отсталой азиатчиной такой. Пришлось идти на страшные жертвы. Тут тоже кстати вопрос жертв очень остро встает. Тем не менее, страна была повернута в сторону Европы и цивилизации. И движение через Екатерину Вторую и Александра Второго, у нас были тоже светлые личности, которые давали возможность стране все-таки вздохнуть.

Ю. Кобаладзе ― То есть Петр Первый сильная светлая личность?

В. Ерофеев ― Насчет Петра Первого тут вопрос. Если мы объявим, что это светлая личность, это как-то прозвучит странно. Но если мы скажем, что Александр Второй не светлая личность, тоже будет странно. Потому что все-таки освобождение и реформы, то, о чем мы только что говорили, то есть это судебная реформа, армия, борьба с цензурой и так далее. То есть в России все-таки проводились такие эксперименты. Но мы знаем, чем закончился этот период и кто убил Александра Второго. Мне кажется, что мы поразительная страна. Видимо, уникальная страна, которая колеблется между двумя полюсами. Один полюс все-таки представление о том, что человек это звучит гордо и реально попытка защиты прав человека, которая продолжается, у нас же все-таки российская интеллигенция это отстаивала всегда, и с другой стороны государство, которое рождено в восточной абсолютно деспотии. Это столкновение историческое, это чудовищная вещь, где государство, используя свой административный ресурс, выигрывает и конечно идея мобилизации, идея империи, захвата земель, экспансии, она в генах, тоже торжествует. Я думаю, что это, в конечном счете, должно закончиться только потому, что такое государство оно экономически абсолютно никак…

Ю. Кобаладзе ― Но нам уже казалось закончилось. Не прошло и 20 лет.

В. Ерофеев ― Ну еще раз поскользнулись.

С. Сорокина ― И так бесконечно.

Л. Гудков ― Я только хочу сказать, что интеллигенция не часть государства была, кто эти были учителя, цензоры, редакторы, переводчики. Кто? Та же самая бюрократия, часть государства. Именно они создавали этот порядок. Кто стучал друг на друга как не писатели.

Ю. Кобаладзе ― Четыре миллиона доносов кто-то писал.

С. Сорокина ― Скажите, пожалуйста, а во время Сталина вообще никаких опросов общественного мнения не проводилось.

Л. Гудков ― Нет. Были источники информации НКВД, чекисты собирали по своим каналам. Один канал был, другой письма трудящихся всякого рода.

С. Сорокина ― Но все равно в каком-то сильно отфильтрованном виде доходило. Зависело от того, кто подавал информацию.

Л. Гудков ― Конечно. А потом огромная армия сексотов была, осведомителей. И через партийные органы, через советские органы.

Ю. Кобаладзе ― Гениальная глава у Солженицына, сколько у нас процентов врагов народа. И Меркулов, по-моему, докладывает, мучается, какую назвать цифру назвать. Много назову, скажет, чем же вы тогда занимаетесь.

В. Ерофеев ― Я бы все-таки здесь поспорил. Что интеллигенция да, она вынуждена была служить в тоталитарном государстве государству. Но разложение внутри семей и рассмотрение самых разных позиций, безусловно, тоже присутствовало. Вот я человек той семьи, где мама моя пожила во Франции, поняла, разочаровалась во всех этих делах, 1956 год и далее. Отец стал вице-президентом ЮНЕСКО и очень далеко от этого ушел. То есть здесь еще зависит от того, как проходит жизнь, и какие вещи перед тобой мелькают. Потому что все-таки та интеллигенция, которую я знал, начиная со студенчества, это не сталинское было, но, тем не менее, настоящая интеллигенция это были шестидесятники. А не эти отбросы, которые были сталинистами. Тогда их было гораздо меньше. Настоящая интеллигенция пробивалась к тому, чтобы у нас были реформы, и произошла перестройка. Поэтому все-таки мне кажется если говорить о том, что такое настоящая русская интеллигенция, то она, безусловно, сделала все для того чтобы в этом государстве возникло «Эхо Москвы» и мы могли говорить.

С. Сорокина ― Таня пишет: а разве нынешняя власть отличается от любой другой в нашей истории, этот стиль навсегда.

Л. Гудков ― Вообще отличается. Нынешний режим не похож на советский. Он вряд ли лучше в интеллектуальном смысле, но точно отличается по технологии господства.

С. Сорокина ― А все-таки вопрос испуганного: а не скатится во что-то страшное, что будет напоминать сталинизм.

Л. Гудков ― Курс, тренд туда на усиление репрессий, но я не думаю, что это приобретет характер массовых репрессий. А профилактически они идут уже. Но потом все-таки сегодня другая технология, медийное все-таки общество. И контролируя мозги, общественное мнение, СМИ можно и не допускать особых репрессий.

С. Сорокина ― Или устраивать показательные для того, чтобы все остальные боялись.

Л. Гудков ― 94% смотрят телевидение, это главный источник. Наиболее мощный. А «Эхо Москвы» имеет аудиторию в лучшем случае 6-7 миллионов.

С. Сорокина ― По всей стране. Может и меньше. Или «Дождь».

Л. Гудков ― «Дождь» еще меньше.

С. Сорокина ― Или журналы и газеты читают немного людей.

Л. Гудков ― Резко упало.

Ю. Кобаладзе ― Газеты, по-моему, уже вообще никто не читает.

С. Сорокина ― В Интернете читают.

Л. Гудков ― Это другой способ обработки информации, осмысления ее. Телевидение подавляет критичность оценки и восприятия информации.

С. Сорокина ― Мамардашвили как-то говорил, когда мы убираем картинки со своего сознания, мы начинаем думать. Телевидение как раз предлагает нам картинки, образы, которые запоминаются и многих убеждают. Спрашивают нас: а как бороться с ренессансом сталинизма. Один способ мы предложили. Образование. Либо, по крайней мере, действительно отдохнуть от Сталина. Как еще бороться. Особенно в нынешних общественно-политических условиях.

Л. Гудков ― Прежде всего, это конечно работа с прошлым. Это самое главное. Переоценка, переосмысление прошлого и понимание природы той системы, которая породила и Сталина и всю эту цепочку.

С. Сорокина ― Виктор, как с ренессансом бороться?

В. Ерофеев ― У нас в стране две черных дыры. Одна дыра это та самая бюрократия, которая коррумпированная и просто сверху донизу государственная машина, это черная дыра совершенно не будет бороться ни со Сталиным, ни с какой другой властвующей системой, потому что она пользуется этим и присосалась. Но беда даже не в этом, беда в том, что когда мы говорим о наших телезрителях, а это большинство населения, это тоже черная дыра. Потому что энтузиазм продолжается короткое время. Я люблю Сталина, а дальше что. Ну еще раз сказал. А дальше пошел на рыбалку. И здесь оттого, что политическая культура равна нулю, это говорит о том, что с этими телезрителями очень трудно работать. То есть надо действительно понимать, что та яма, в которую мы провалились, это не пять метров, как думали, вылезем в 90-е годы, а очень глубокая. И тут эти мотивы понятны, отстаньте от меня, пусть государство руководит и все. А как развернуться и вылезти, это трудно. Тут скорее всего должна быть форма какой-то демократии, которая, к сожалению, приобретет некоторый жесткий характер. Потому что ну как большинство будет голосовать за эту форму.

С. Сорокина ― За жесткость.

В. Ерофеев ― Да. Большинство.

Л. Гудков ― Я так не думаю, опросы не показывают это.

С. Сорокина ― Страсть к жесткости отсутствует.

Л. Гудков ― Никто не хочет жить при Сталине, и вообще фигура Сталина вызывает помимо такого некоторого не могу сказать восхищения, но придыхания перед величием власти, вызывает и ужас, и отторжение. Отвращение в некотором плане. Это совершенно точно.

В. Ерофеев ― А Путин 86% это…

Л. Гудков ― 86% гораздо сложнее. Это одобрение его действий в отношении Крыма. Но то, что Путин возглавляет мафиозную власть и сам причастен к этому, это люди точно также понимают.

С. Сорокина ― Но как-то умудряются разводить в сторону мафиозную власть и светлый образ правителя.

Л. Гудков ― Две вещи здесь. С одной стороны иллюзия, что он может что-то все-таки сделает для людей, подкинет то, что поддерживается пропагандой, а с другой стороны искусственная безальтернативность и подавление оппозиции. Дискредитация оппозиции. И здесь я бы хотел указать еще на одну вещь. Поднимая Сталина на щит, разрушаются все альтернативные конструкции реальности. Другие картины…

С. Сорокина ― То есть одну только предлагают нам схему.

Л. Гудков ― В том-то и дело, что обратную сторону такой модели мира не учитывают. Это вытеснение любых других картин устройства общества и понимание человека. Тот негативный смысл разрушительный, как правило, не принимается во внимание.

Ю. Кобаладзе ― Я думаю, что стоит Путину на торжествах что-то сказать о Сталине, памятник получим.

В. Ерофеев ― И не один.

Л. Гудков ― Кстати, ни памятника люди не хотят, абсолютное меньшинство и не хотят переименования Волгограда.

С. Сорокина ― Даже жители.

Л. Гудков ― Даже сейчас, несмотря на все это соотношение я могу сказать. По последнему опросу это 50% против, 22 кажется за.

С. Сорокина ― Это обнадеживает.

Л. Гудков ― А было 60 на 18 или даже больше.

В. Ерофеев ― Но если иметь в виду, что в 2004 году было получше, значит, если этот тренд продолжается, то через 4 года памятников наставят. Если только не забудут.

С. Сорокина ― Будем надеяться, что забудут. Ну что, время подошло к концу. Читаю sms Александра из Самарской области, частный собственник, видимо, про себя пишет: желаю в третьем поколении победить любого Сталина. Ну дай-то бог, в третьем поколении победим. Напоминаю, Виктор Ерофеев, писатель был сегодня с нами и Лев Гудков, социолог, директор аналитического центра Юрии Левады. Говорили мы сегодня о том, почему же Сталин все еще жив и все еще с нами. До свидания. До встречи через неделю. Всего доброго.

В древнерусской культуре образ льва один из самых распространенных, и в то же время противоречивых. В текстах наряду с реалистичными описаниями зверя присутствуют совершенно невероятные предания о свойствах льва. Многочисленные сюжеты, в которых фигурирует лев, заимствованы из совершенно различных источников – библейских текстов, античных легенд и славянских преданий, поэтому сложный образ зверя может трактоваться совершенно противоположными способами: как положительно – образ храброго воина, праведника, Христа, так и отрицательно – неправедного правителя, смерти и даже самого дьявола. Подобная амбивалентность будет характерна и для изображений зверя – это и простодушный веселый львенок, и гордо шагающий царь зверей, и свирепый пожиратель душ человеческих

Мы почти не встречаем описаний внешнего облика льва в русской литературной традиции. Исключение составляет «Собрание от древних философов о неких собствах естества животных», приписываемое Дамаскину Студиту, чаще называемое «Физиологом Дамаскина Студита». В этом переводном произведении облик хищника описан следующим образом: «Лев – царь всех четвероногих, как орел – всех летающих. Имеет великую грудь, колени крепкие, ноги твердые, взгляд имеет царский и страшный. Шерсть его густая, уста его широкие, ребра его крепкие, бедра его толстые, ноги его великие, походка его гордая, шея его толстая. Кости его не имеют ни пустот, ни мозга, как у других животных». Это описание, весьма условное, рисует нам великого непобедимого зверя, что дополняется некоторыми необычными свойствами, указывающими на царское достоинство льва: «Когда бежит поймать животное, не преклоняет голову свою, но держит ее высоко, как непобедимый царь» . Короткое упоминание о рационе льва указывает на то же самое: «Ест много, а пьет мало» . Малое количество принимаемой воды имеет символическое значение, которое в статье о льве не упомянуто, однако раскрывается в описании орла – царя всех летающих: «Никогда в жизни своей не пьет воду, поскольку не подобает ему, царю всех птиц, быть рабом плотских желаний». Еще одно предание, описывающее и льва, и орла, утверждает, что когда царь зверей насытится, то оставляет остатки пищи «в сени некоей» , и дует на нее, отчего никакое другое животное не смеет приблизиться к еде.

В «Физиологах», популярных сочинениях бестиарного типа, где каждой особенности зверя дается религиозно-догматическое или морально-дидактическое истолкование, лев – царь зверей почти всегда имеет положительную символику, часто являясь прообразом Христа – Царя мира. Как правило, «Физиологи» описывают три свойства, уподобляющих зверя Христу.

Первая особенность льва связана с распространенным мотивом оживления детенышей. В древнейшей из сохранившихся рукописей Физиолога александрийской редакции мы читаем: «Когда львица рождает львенка, рождает его мертвым и стережет три дня, до тех пор, пока не придет его отец, дунет в лицо ему, и тот оживет». Оживление на третий день явно отсылает нас к трехдневной смерти Христа. В толковании лев-отец отождествляется с Богом-Отцом, львенок со Христом, образ же львицы толкователь обходит стороной: «Так и Бог Вседержитель, Отец всего, на третий день воскресил первородного Своего Сына и «рожденного прежде всякого творения» Господа нашего Исуса Христа, да спасет заблудший род людской» . Также к статье об оживлении львенка добавлена и цитата из Писания: «Хорошо сказал Иаков: «…и как львенок, кто пробудит его?» . Эта отсылка к Книге Бытия о льве Иуды была уже в Апокалипсисе Иоанна Богослова соотнесена со Христом: «И один из старцев сказал мне: не плачь, вот, победил лев, который от колена Иудина, корень Давыдов».

Византийская версия Физиолога излагает то же предание с небольшим дополнением: львица рождает не только мертвого, но и слепого детеныша. При этом кардинально отличается толкование этого сюжета: акцент делается на слепоте детеныша, который уподобляется язычникам, еще не просвещенным благодатью крещения: «Также и о верных народах, ибо прежде крещения они мертвы, после же крещения получают зрение от Святого Духа» . Встречается и более редкая версия, где лев-отец также образ Святого Духа, который «дунул, и ожили, и вышли все из ада» . Более поздняя версия этого сюжета исключает мотив оживления дыханием, львица рождает льва, и стоит над ним три дня и три ночи, пока он не оживет и не «начнет царствовать над всеми земными зверями» . Такая особенность львицы имеет параллели в животном царстве – например, птица струфокамил должна три дня неотрывно смотреть на яйцо, чтобы из него вылупился птенец. Толкование отождествляет львицу с Богоматерью, а льва с Христом, который по воскресении стал царствовать над святыми: «Львица – это Пресвятая Богородица, а лев – Христос, умер плотью во гробе на три дня и три ночи, и не воздремал Божеством, сошел в преисподнюю часть земли, и сокрушил вереи вечные, и воскрес на третий день и стал царствовать над всеми святыми»

Второе свойство льва заключается в том, что, когда лев спит, его глаза открыты: «Когда спит лев в пещере своей, его очи бодрствуют, ибо его веки подняты, как и Соломон свидетельствует в Песни Песней, говоря: «Я сплю, а сердце Мое бодрствует» . Ибо Господь мой плотью на кресте умер, а Божество Его одесную Отца бодрствовало». В подтверждение этого автор добавляет еще одну библейскую цитату: «Ибо не задремает, не уснет Тот, кто хранит Израиль» . То же свойство, только в более кратком варианте предлагает и византийская редакция Физиолога, и т.н. «Физиолог Дамаскина Студита». Более последовательное объяснение дает нам встречающаяся в рукописных сборниках статья «О недреманном оке Спасителя»: «Лев спит одним глазом, а другим смотрит. Так и Христос, уснув во гробе плотью, все видел Божеством» . Это широко распространенное свойство могло послужить символической основой иконографии «Спас Недреманное Око», на некоторых иконах мы даже можем увидеть льва в ногах у возлежащего на одре Христа.

Согласно третьему свойству, лев заметает свои следы хвостом, дабы скрыться от охотников: «Когда идет в гору, хотя поймать добычу, и почувствует запах человека, хвостом своим скрывает следы свои, дабы идущие за ним не нашли его следа и не поймали его» . Символика и этой особенности перенесена на Христа: как лев заметает следы, так и Христос, «духовный лев» , при воплощении скрыл Свою Божественную природу. Здесь также находится параллель со словами Псалтыри, обращенными к Богу: «И стези Твои в водах многих, и следы Твои не познаются» . В таком контексте это свойство льва символизирует Божественную непостижимость: «Ибо ни дорога на воде не сохраняется, ни следы льва, ни Божественные пути» . Физиолог византийской редакции указывает, что следы заметает львица. Толкование здесь вновь иное. Автор обращается к читателю с моральной сентенцией: «Так и ты, человек, когда творишь милостыню, пусть твоя левая рука не знает, что делает десница, дабы не помешал дьявол воплощению твоих мыслей». Встречается и иное сходное толкование: «Смотри же, человек, что делает (неразумный) зверь, устраивая свое спасение. Ты же, будучи разумным человеком, покрой следы свои, то есть грехи, ради покаяния». Иногда к этому свойству прибавляется и бесстрашие льва, дабы его бегство от охотников не показалось его слабостью: «И заметает следы хвостом, чтобы не выследили его. Когда же они оставят его, он возвращается к ним без страха, и много борется с ними благодаря имеющейся силе».

Образ грозного льва имеет тоже несколько характерных особенностей, так, «когда разъярен, ударяет по ребрам своим хвостом своим», «любит честь, падших пред ним зверей на землю не уязвляет» , являясь, таким образом, символом сильных и непобедимых воинов. Также и победа надо львом является выражением силы и смелости человека. Наиболее распространенный образ подобного противоборства относится к пророку Давыду, который, защищая свои стада, умерщвлял льва и медведя. Этот сюжет будет многократно воспроизводиться в русских лицевых Псалтырях и «Христианских Топографиях»

Среди особенностей следует отметить рык льва, который часто упоминается авторами сочинений. Образ рыкающего льва известен еще из библейских текстов: Давыд, описывая притеснения от врагов, говорит: «Раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий» . В послании Петра в качестве негативного персонажа выступает дьявол, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» . Подобное рыкание в значении свирепости будет усвоено и древнерусской литературой. Уже в Житии Феодосия Печерского князь «как лев рыкнув на праведного» , Мамай в «Сказании о Мамаевом побоище» пошел на Русь «аки лев ревый» . В Псковской летописи образ ревущего льва переносится на Ивана Грозного: «Пришел царь… в великой ярости, как лев рыкая, хотя растерзать неповинных людей».

Рыкание льва обладает свойством обездвиживать или даже убивать прочих зверей. Часто эта особенность объединяется со скрытным характером льва, сидящим в засаде. Так, к словам псалма «Подстерегает в потаенном месте, как лев в ограде своей» , в толковании Кирилла Александрийского сказано: «Ибо говорят, что львы на горах в своих логовищах почивают, и прячутся, дабы скрытностью своей устрашать прочих животных, которыми они питаются. Когда же увидит лев какое (животное), подошедшее близко, быстро вскочив, громогласно рыкает, и нестерпимо его оглушив, нападает и хватает эту прилучившуюся (добычу), прежде страхом расслабив его жилы» . Это толкование, известное на Руси по Толковой Псалтыри Максима Грека, заключает, что лев является образом дьявола. О рыкании, обездвиживающем зверей, упоминается и в естественнонаучных сочинениях: «Лев сильным и страшным гласом зверей обездвиживает, которых издалека настигнуть не может». О смертоносном рыкании льва упоминается и в Александрии: «Когда рыкнет один лев, множество зверей погибает» . В «Физиологе Дамаскина Студита» есть подобное описание, лишенное, правда, рыкания, но добавляющее иное прочтение образу его «ограды»: «Где будет спать, создает круг хвостом своим, как некое круговидное гумно, и внутри его спит. Дикие же звери снаружи обходят этот круг, и не дерзают войти внутрь. Если же кто приблизится к этому обозначению, лев, тотчас проснувшись, хватает его» . Толкование призывает человека обходить удовольствия этого мира, чтобы не впасть в лапы льву, то есть демона.

Неразрывно связан с дьяволом, (князем мира сего, подобно тому, как лев – царь четвероногих) и образ смерти, которая мыслится на Руси как инфернальный персонаж. Поэтому образ льва часто будет обозначать «ищущую кого поглотить» смерть.

Подобная связь появилась еще в раннехристианскую эпоху, когда образ Даниила во рве со львами будет трактоваться как символ воскресения Христа и победы над смертью. В древнерусских сочинениях сам облик смерти нередко сравнивается с яростным зверем. В «Повести о споре жизни и смерти» последняя имеет «страшный облик, подобно ревущему льву». Аллегорией смерти выступает лев в «Притче о богатом от болгарских книг» . Это сказание, являясь одним из вариантов «Притчи о временнем сем веце», повествует о человеке, который пытается убежать от разъяренных льва и верблюда. Толкование притчи отождествляет верблюда со старостью (зверь этот считался на Руси уродливым), а льва со смертью. Этот сюжет часто помещался в иллюстрированные Синодики. Образ льва как хищника попадает в иллюстрации Апокалипсиса и в сцены Страшного суда. Изображение земли, которая отдает своих мертвецов, часто сопровождается львами и прочими хищниками, отдающими пожранные ими человеческие останки.

Закрепляется и прямо противоположная трактовка. Смерть в виде скелета, которая, согласно описанию Иоанна Богослова, едет на худой лошади, в искусстве XVI века восседает уже на льве, вместе с которым желает не вернуть, а, напротив, поглотить человеческие души, что придает ее облику более зловещий характер. Смерть на льве включена и в программу композиции «Единородный Сыне»

В одном из Сборников смешенного содержания XVIII века имеется любопытное описание иконографии «Благовещение у колодца»: «О Благовещении. Пишется образ святого Благовещения Пречистыя Богородицы, а с Ней рабыня, а под ногами колодец, а у колодца лев и кот, и два орла, один багряный, другой облачный». Сама история о Благовещении у колодца, основанная на тексте Протоевангелия Иакова, весьма распространена в иконографии, однако изображения редко включают дополнительные подробности. Толкование подобной необычной иконографии следующее: «Колодцем называется жизнь этого мира, в два орла, багряный – это Ангел Хранитель, а синий – ангел сатанинский. А лев – это враг (т.е. сатана), который смотрел и рыкал на Чистую Деву до Благовещения. Когда же увидел ангела, упал дьявол как кот». Все образы традиционны для древнерусской притчевой литературы. Так, ров или колодец как метафора этого мира встречается еще в Библии. Две птицы (горлица и ворон) как образы ангела и демона известны по уже упомянутой «Притче о богатом». Изображений такой трактовки Благовещения не встречается, однако элементы такого описания почти полностью совпадают с иллюстрациями к притче о чистой душе, широко распространенной в Синодиках XVII-XVIII вв. Душа в образе крылатой девы льет из кувшина свои слезы и держит цветок. В руке у нее поводок, к которому привязан лев, под ногами змей. Рядом, как правило, темная фигура падающего черта. Аллегорический образ явно восходит к символике Жены, облеченной в солнце из Апокалипсиса, лев и змей отсылают нас к словам Псалтыри «Будешь попирать льва и змия» . На образ Благовещения сюжет мог быть перенесен, поскольку упомянутую в Откровении Деву нередко толковали как Богоматерь, способствовали этому и традиционные для «Благовещения у колодца» атрибуты: цветок и кувшин.

Образ льва как свирепого хищника будет почти обязательным элементом искушений святых. Это могут быть и реальные пустынные звери, и демоны, принявшие образы тех или иных зверей для устрашения праведников. В летописном описании жития прп. Исакия так описываются дьявольские козни: «Иной раз пугали его то в образе медведя, то лютого зверя, то вола, то вползали к нему змеями, или жабами, или мышами и всякими гадами» . Лютый зверь, то есть просто хищник, как правило, в литературе обозначает льва, как самого характерного и страшного представителя животного царства. Львы могут и не быть упомянуты в текстах житий, но в иллюстративных циклах присутствуют почти всегда.

Все тот же хищный зверь в контексте житийной литературы будет выступать и с прямо противоположной символикой – как представитель первозданной природы, где даже самые страшные звери покорялись человеку. Праведник, достигший святости в земной жизни, становится подобен Адаму, еще не преступившему заповедь. Подобные примеры смиренных львов, помогающих монахам, широко распространены. Стоит упомянуть Житие , которому лев, избавленный святым от занозы, служил всю свою жизнь, а также эпизод из Жития Преподобный Зосима, будучи стар, не имел физической возможности похоронить святую. Тогда он увидел большого льва и очень испугался. Лев же «начал радоваться старцу, только что не целуя старца». Тогда святой понял, что лев здесь неслучайно, и попросил его когтями своими вырыть яму для погребения, что лев и исполнил. «И тогда отошли оба: лев в пустыню, как овечка, шел, Зосима же в монастырь возвратился, прославляя и хваля Христа, Бога нашего». Такое восприятие покорного хищника, не терзающего добычу, но смиренно сосуществующего с другими представителями животного царства, как было сказано, отсылает нас к райским временам. Поэтому многочисленные иллюстрации жизни Адама и Евы в раю, изгнания из рая, всемирного потопа, как в миниатюре, так и во фресковой живописи будут включать изображения льва, часто возглавляющего шествие зверей, как их правителя. Имеются и литературные параллели таких изображений. В Хронографе 1512 года сцена наречения животных описывается как торжественное шествие зверей для поклонения их владыке: «Были приведены (Творцом к Адаму) лев зияющий, губитель тельцов, медведи грозноокие и пестрейшие леопарды, пестрокожие олени, густохвостые лисицы, слон твердолобый и телец рогобивый» и т.д

С грозным характером зверя и его образом царя зверей связана и символика правителя, как в положительных трактовках, так и в негативных. Так, старообрядческое «Слово о рассечении человеческого естества » уподобляет образ грозного льва злым правителям. Многочисленные басни и притчи описывают образ трусливого льва, испугавшегося рева лягушки, или мнительного льва, как, например, в «Повести о Стефаните и Ихнилате» . Негативный образ льва часто связан с его старостью или болезнью. Есть несколько историй, касающихся подобного состояния. Так, старый лев, в отличие от молодого, нападает на домашний скот, тогда как второй имеет силы ловить диких животных.

Интересно описание старого льва, который омолаживается путем поедания другого животного: «Когда же занеможет, и придет к смерти, не имеет лекарства, как если только съесть обезьяну. Поэтому, когда болен, рыкает, и собираются все животные в его логове, тогда приходит и обезьяна, и тот никакого другого животного не желает, но только обезьяну хватает и съедает». Другое предание говорит о пожирании львом змеи для омоложения, однако в данном случае на зверя перенесена особенность оленя. Среди басен Эзопа, имевших хождение на Руси, встречается немощный лев, как образ правителя, которого мудрый человек избегает: «Некогда лев из-за великого голода стал недужен, и повелел с великим запрещением, чтобы пришли в его логово все звери для обсуждения важных дел. Звери же, боясь нарушить его повеление, во двор его все собрались. Лисица же, подойдя к двору льва, увидев следы многих зверей, во двор льва пришедших, и ни одного ушедших, сказала себе: «Воистину они все безумны, ибо все погибли» . Лев же этих зверей всех убил, и пищу себе надолго уготовил». Мораль басни: мудрый человек может убежать от сетей сильных в нужное время, в которые «простой народ сами себя отдают».

Так, Григорий Богослов относил образ человека к воплощению, тельца – к жертве, льва – к победе над смертью, орла – к вознесению Христа. Со временем преобладающей точкой зрения стало соотнесение животных с евангелистами, основанное, в первую очередь, на тех аспектах жизни Христа, которые в большей степени затрагиваются тем или иным апостолом. На Руси было несколько вариантов отождествлений зверей с авторами евангелий. Первая, отображенная еще в миниатюрах Остромирова Евангелия, соотносит со львом евангелиста Марка, вторая, предложенная Андреем Кесарийским, указывает льва символом евангелиста Иоанна. Толкование Андрея Кесарийского часто будет сопровождать текст Апокалипсиса, а потому лев как символ Иоанна закрепится в старообрядческой традиции. Лев, в данной трактовке, как существо неземное, часто имеет крылья, голова его окружена нимбом, в руках он держит книгу – атрибут евангелиста.

При этом широко распространены изображения льва и лишенного крыльев, почти неотличимого от земного зверя, так, например, лев может мирно возлежать у ног евангелиста. Также лев с крыльями может иметь и негативную символику, отсылающую нас к видению пророка Даниила, где звери обозначают нечестивые царства, которые будут повергнуты.

Подобная разнородность представлений о льве почти нивелирует внешний облик хищника, однако можно выделить основные атрибуты изображения царя зверей. Цвет льва может варьироваться от привычного желтого до красного, и даже голубовато-серого. Грива либо привычно окружает голову, либо слегка обозначена на загривке, лев имеет большие когти и хвост, конец которого часто орнаментирован. Стоит отметить, что хвост его часто выходит из-под задней лапы. Такой тип изображений можно рассматривать как указание на свирепый характер хищника, бьющего себя хвостом по бокам. Лапа льва поднята, что отсылает нас к описаниям гордой поступи льва, который «вначале воздвигает левую лапу» . Язык льва, как правило, высунут. Подобным образом изображаются и другие хищники – волки и драконы. Этот элемент может как указывать на хищный характер, так и визуализировать рев льва, подобно тому, как и высунутый язык волка – его вой. Часто выделяет льва среди других животных поворот его головы, зверь смотрит прямо на зрителя. Поворот анфас в средневековом искусстве может иметь несколько символических толкований. Это и выделение главного персонажа, что вполне подходит льву – царю зверей, и маркирование негативного персонажа, что в контексте символики льва тоже может быть вполне оправдано. Подобный поворот головы выявляет еще одну необычную характеристику облика зверя: обращенная к зрителю морда обретает человеческие черты, что помогает воспринимать льва не только как представителя животного царства, но и как образ, несущий в себе не всегда легко раскрываемый символический подтекст.

Материал по теме

Статьи по теме