Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Миром правит Бог и только Бог. Основы миропонимания новой эпохи (кто правит миром)

Виллем ван Гемерен

Хотя идея правления миром явно не излагается в Бытии 1- 2, она служит идейным стержнем повествования о сотворении мира. Сущность Божьего правления ярко проявляется в том, что Он, по благоволению Своему и милости, участвует в жизни сотворенного Им мира. Бог царствует над творением, поскольку, как свидетельствуют повествования книги Бытие, небеса и земля существуют благодаря Богу, а не наоборот. Мир существует не по необходимости — напротив, Бог сотворил его по изволению Своему и продолжает участвовать в жизни творения, справедливо, чинно и премудро управляя им.

Завет правления

Постоянные отношения, в которых Бог состоит с природой, можно именовать заветом правления, хотя слово «завет» в этом смысле используется в Писании нечасто. В стихе книги пророка Иеремии, где упомянуто о Божьем «завете … о дне и ночи и уставах неба и земли» (Иеремия 33:25), слово «завет» (1/гИ) составляет параллель слову «уставы» (huqqot, Иов 38:33; Иеремия 31:35, и huqqim, Иеремия 31:36). В смене дня и ночи, времен года, а также морских приливах и отливах Иеремия усматривает Божье благоволение и милость к небу, Земле, Солнцу, Луне, звездам и морю. Благоволение и милость Творца к природе служит образом особых, заветных отношений Его с избранным Им народом. Иеремия говорит, что, если Бог хранит Свой завет с творением, Он тем более будет заботиться о Своих детях, с которым состоит в завете (стихи 35-36; 33:25-26), и о потомках Давида, которым Он также поклялся в верности (стих 26; ср. 2 Царств 7:15).

Говоря об отношении Бога к творению, я предпочел бы пользоваться словом «правление», а не словом «завет»; идея «правления» была глубоко укоренена в богословской вере Израиля. В Псалме 148 Божье царственное правление описано с помощью различных образов и понятий. Этот псалом призывает все творение славить Господа: он обращен к жителям небес и небесным светилам (ангелам, воинствам небесным, Солнцу, Луне, звездам), творениям, обитающим на земле и в море (морским существам, плодовым деревьям, кедрам, зверям, домашним животным, птицам, царям, народам, князьям, правителям, юношам, девицам, старикам и детям), а также неодушевленной природе и природным явлениям (молнии, граду, снегу, облакам, бурному ветру, горам и холмам). И здесь псалмопевец говорит о «повелении», или «уставе» (hoq, стих 6) как том, в чем проявляется правление Господа. Образ Владыки, наделенный здесь чертами антропоморфизма, выписан с трепетным отношением: имя Его превознесено и «слава Его на земле и на небесах» (стих 13). Наконец, в созвучных речениям Иеремии словах пророк говорит о том, как Бог заботится о Своем народе: «Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему» (стих 14). И пророк Иеремия, и псалмопевец начинают с общих истин, говоря о том, что Бог заботится обо всем творении, а затем рассказывают о том, как Он печется о Своем народе.

Свойства правления

Правлению Божьему свойственен порядок. Творя мир, Бог учредил порядок, и даже после грехопадения Он продолжал поддерживать его (Бытие 8:22). Сотворенный мир не является непредсказуемым образованием или рядом сменяющих друг друга бессвязных и бессмысленных обстоятельств. Человек не просто может изучать вселенную, — он призван делать это по повелению Создателя, Который правит творением по Своему совершенному замыслу.

Правление Божье служит свидетельством Его полновластия. Пророк Исайя изображает мир как проявление Божьей власти над творением. Пророк говорит о Боге, Искупителе Своего народа, как о Творце небес и земли (44:24). Бог делает ничтожными магические заклинания, чары и гадания языческих мудрецов (стих 25) и утверждает Свое Слово, изрекаемое пророками (стих 26). Его совет состоится, даже если для этого понадобится, чтобы иссохли реки (стих 27), или воцарился перс Кир (стих 28). Исайя возвещал Яхве как единого Бога, Который Словом Своим сотворил вселенную, тем самым заявив о Своей полной власти над миром (45:5-6), и Который явит всем родам, что Он «Господь, и нет иного» (стих 6). Затем пророк бросает вызов всем сомневающимся и насмешникам и сравнивает Творца с горшечником, Который властен вылепить из глины все, что ему угодно:

«Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?»» (стих 9)

Полновластие Творца проявляется в том, что по замыслу, премудрости и благодати Своей Он непрестанно совершает намерения Свои о мире и, в особенности, о детях Своих (стихи 11-25).

Правлению Божьему свойственна верность. Бог обладает полнотой всей власти над миром, однако это власть не диктатора, а благого, благодетельного Владыки. Вселенная не только сотворена из ничего, но сохраняется в своей тварной сущности благодаря непрестанному взаимодействию с нею Бога, Который, утверждая ее в Своей непреходящей верности, не дает ей «ускользнуть» от Него и ввергнуться в небытие; поэтому вселенная обладает такой устойчивостью, которую она не могла бы сохранять сама по себе, являясь сложнейшей системой взаимозависимых объектов и процессов.

Божье правление в христологическом ракурсе

Правление Бога над творением можно рассматривать в христологическом ракурсе. Мир был создан, но не был освящен. По представлениям древних евреев, мир складывался из несвятого и святого, чистого и нечистого. То, что в повествовании о творении повторяется слово «хорошо» (или звучит фраза «хорошо весьма»), указывает на то, что Богу было угодно взирать на вселенную с благоволением. Однако освятил Он лишь день Субботний! Мир в целом оставался неосвященным. Вследствие грехопадения и последовавших за ним преступлений (Бытие 3-11; см. Часть 2), освящение было уже не только возможным, но необходимым. Израиль, живший в окружении нечестивых народов, был призван стать святым народом Божьим и жить свято перед лицом Всевышнего. Для израильтян повествование о творении имело эсхатологический смысл. Получив особый статус заветного народа, израильтяне вкусили обетовании Божьих и получили уверение в том, что в Земле обетованной их ждет большее благословение. Поэтому пророки, облеченные силой и вдохновением свыше, вещали о грядущем восстановлении всего сущего в мессианскую эпоху. Иисус, Второй Адам, положит начало этой великой эпохе искупления, которой с надеждой ожидает все творение (Римлянам 8:19-21).

По замыслу Бога Отца, Сын Его Иисус должен был стать Искупителем вселенной (Колоссянам 1) и привести все сущее к Богу. Христологический ракурс представляет собой резкую противоположность понятиям порядка, власти, верности и благости, поскольку Бог не пощадил Сына Своего ради искупления человечества и мира. Торренс пишет: «Именно благодаря величайшему проявлению любви Божьей к миру в Иисусе Христе [язычники] познали, что мир не только создан Богом, но и бесконечно любим Им». И хотя в мире нередко происходят общественные потрясения и стихийные бедствия, хотя он порой представляется хрупким, вера во Христа порождает в нас убежденность в «постоянстве любви премудрого Бога».

Библейское учение о Божьем правлении над сотворенным миром соотносится с доктриной об искуплении. Творение имеет цель, Їеїов. Бог, Который по благоволению, благодати и могуществу Своему правит творением, направляет его к цели: новому творению в Иисусе Христе, Сыне Его (Галатам 6:15). Мы ожидаем откровения нового творения в полноте, а Бог уверяет нас в том, что Он постоянно печется обо всем творении в целом и, в особенности, о Своих детях. Наш Господь Иисус засвидетельствовал о любви Отца к творению, сказав, что Бог Отец повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Матфея 5:45), и что Тот, Кто печется о птицах небесных и лилиях полевых, знает о нуждах Своих детей (6:25-32).

Это не пустые слова. Миром действительно правит дьявол. Он наложил свои лапы на весь земной шар. А правит он на Земле не напрямую, а через своих ставленников – высших государственных и политических деятелей, финансистов, дипломатов, военных. Неоценимую услугу оказывают ему ведьмы и колдуны.

Сейчас правление дьявола видно воочию. Нечистые контролируют всю общественную жизнь на Земле: наркоманию, проституцию, торговлю оружием. Все у них направлено на то, чтобы уничтожить семью как основу общества. Сейчас в средствах массовой информации идет пропаганда гомосексуализма, наркомании, лесбиянства. Представители этих меньшинств – герои нашего времени.

Дьявол контролирует дисциплину в четвертом измерении

Слово дьявола – закон для всего мира нечистых (а сейчас и для нашего мира). Чтобы законы эти неукоснительно соблюдались, учреждена должность генерального прокурора. Есть у них верховный судья, но с ним мне еще не приходилось встречаться. Тюрем у них нет. Если черт или бес в чем-то нарушают законы, то с них живьем снимают шкуру, а высокопоставленных деятелей ссылают на Соловки (у них есть такие по типу наших).

Есть ли у нечистых свой Бог?

Я как-то спросил об этом Елизаздру. А она мне ответила, что Бог и у них, и у нас один, а цари разные. И дьявол – наш царь. А когда я убивал тринадцатого сатану, он мне кричал, что я его не смогу победить, он восстанет из пепла, как Феникс. До сих пор восстает. Полетели и 13, 14, 15, 16-й сатана. Приходится постоянно с этими зверями воевать. На самом деле они очень умные сущности. С ними можно обсуждать любые темы. Но они очень высокомерны; обязательным присущим им качеством является наглость. Но стоит заняться ими, как они тут же становятся такими милыми. Отпустил – вновь хамят.

По каким законам живут нечистые?

Они живут по законам нашего общества: женятся, ссорятся, мирятся. Нечистые, как и люди, умеют предавать. Кого-то обошли званием, должностью, кто-то кого-то обидел… Основная задача нечисти – поколебать веру и нравственность людей, заставить их служить дьяволу.

Есть ли у нечистых своя армия?

Да, есть. У бесов существуют полки и легионы, есть и бесовская гвардия. Всего тринадцать бесовских гвардейских полков. В них подбирают бесов ростом от 3,05 м до 3,20 м. Самый сильный полк под номером 13. Во главе каждого полка стоит бес-полковник.

Кроме того, есть шесть бесовских гвардейских легионов. Рост бесов в них – от 3,25 м до 3,4 м. Самый сильный – шестой легион. Во главе каждого легиона стоит бес-генерал. Численность бесовского полка – 1000 бесов, а в легионе состоят 666 бесов.

У них даже есть награды и отличия. Их могут повысить в звании и должности, присвоить титул. Чем больше вреда они нанесут людям, тем щедрее их награждают. Главной наградой у бесов являются крылья, которыми их награждает дьявол. Но такие награждения очень редки. Есть и нагрудные знаки отличия. Самый главный орден – «Череп с костями» трех степеней. «Череп с костями» первой степени сделан из чистого золота. А за особые заслуги дьявол награждает своих подопечных шестиконечной алмазной звездой.

Зачем нечистым армия?

Для выполнения задач дьявола, для охраны высокопоставленной нечисти. По указанию дьявола его подчиненные устраивают стихийные бедствия, уничтожают людей.

Есть ли у нечистых руководящий орган?

У них есть правительство, которым руководит сатана. В это правительство входят тринадцать бесов-министров. Кроме того, есть еще тринадцать бесов-советников по различным направлениям.

Праздно шатающихся бесов сейчас нет. Каждый прописан по своему ведомству. Например, есть ведомство, занимающееся тем, что толкает людей на самоубийства; ведомство, старающееся отправить людей в тюрьму; ведомство, делающее людям инфаркты и инсульты, неудачи и т. д.

Как нечистые управляют людьми на Земле?

Во-первых, они вербуют людей, которые могут занять в будущем большие руководящие посты. Заключают с ними договор о том, что человек продает свою душу взамен на то-то и то-то, что будет выполнять их указания. В ответ на это нечисть продвигает таких людей по служебной лестнице.

Во-вторых, загоняют в людей бесов, попросту говоря, зомбируют. Именно эти люди проводят волю нечистых на земле.

В-третьих, могут физически уничтожить человека, напустить на него различные тяжелые болезни или сделать алкоголиком.

Насколько сильна на Земле власть дьявола?

О том, насколько сильна на Земле власть дьявола, люди просто не знают. В Евангелии об этом говорится так:

«И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет» (от Матфея 2.11–14).

В свое время Елизаздра (жена дьявола) говорила мне, что приложила все усилия к тому, чтобы не печатали мои книги, так как знала, чем это грозит нечистым. Но мои книги издаются и, надеюсь, помогают многим узнать о мире зла и учат противостоять ему.

В своей жизни мне неоднократно приходилось встречаться с Вельзевулом, сатаной, Люцифером, Асмодеем, Велиаром, Елизаздрой, да и с самим дьяволом мне приходилось встречаться.

О встрече с сатаной

Расскажу о встрече с сатаной. Впервые я встретился с тринадцатым сатаной в 1992 году. Перед тем, как добраться до сатаны, мне пришлось встретиться с бесом Васькой.

Пришла ко мне одна больная женщина, из которой заговорил этот бес – начальник сатанинской разведки и контрразведки, это очень большая должность. Я тогда еще практически ничего не знал о мире нечистых. Он рассказал много интересных вещей. В частности, о том, что они уже давно знали обо мне, о том, что буду лечить, знали также приблизительно даже место проживания. Искали меня среди верующих, среди священников, среди монахов – не нашли. А я до 33 лет даже в церковь не ходил. Лишь только травами занимался с самого детства. И когда мне бабушка рассказывала о ведьмах и колдунах, не верил; считал, какие могут быть ведьмы и колдуны в ХХ веке. Оказалось, все правда.

Сказки, сказания, легенды несут в себе много информации о другом, неведомом для нас мире. Внеземные цивилизации живут параллельно с нами, бок о бок, но только верим мы в них согласно мифам и легендам. Я решил доказать существование другого, параллельно существующего с нашим мира на практике.

С сатаной я вел интересные беседы. Он мне такие вещи рассказывал, что сначала я ему не верил. Например, что Карл Маркс был сатанистом и посвящал стихи сатане. Сейчас я нашел эти факты в книгах.

Сатана мне сказал тогда, что социалистические идеи подбросили Марксу они – нечистые, с тем, чтобы он их развивал и претворял в жизнь.

Также сатана рассказывал мне о Ленине. Когда Володе Ульянову было восемнадцать лет, нечистые вселили в него беса – несильного, но очень умного. В основном бес диктовал Ленину идеи относительно общества и написания книг. Когда Ленин выполнил свою задачу, нечистые его убрали, а на его место поставили Сталина.

Дьявол мне говорил о том, что Сталин – его родной сын. Недавно я прочитал, что у Сталина были перепонки на ногах, а это верный признак того, что он родился от нечистого. Сатана поэтому и поставил его во главе советского государства, занимавшего 1¤6 часть суши.

Несколько лет назад стали достоянием гласности записки лечащего врача Ленина, из которых известно, что перед смертью из Ленина вырывались дикие вопли и крики. Врачи не могли определить, с чем это связано. На самом деле это бес выражал таким образом свою радость.

Что рассказали нечистые

Я уже говорил, что в самом начале своего целительского пути мне пришлось схлестнуться с бесом Васькой, который сидел в одной молодой женщине. Эту порчу сделала ей свекровь на второй день после свадьбы, накормив ее пирожками из мышей. Ходить эта женщина не могла. Когда больную занесли ко мне на прием на руках, то из нее пошел голос: «Ну все, мне конец». Так заговорил бес Васька. Это был его дух, а тело беса находилось в четвертом измерении.

У меня с ним происходила не только борьба, порой мы вели и дискуссии. У Васьки была стремительная карьера, в 536 лет (по времени четвертого измерения) он занял высокий пост. Он мне говорил: «Санек, я полный генерал. У меня на каждом плече по шесть погонов и на каждом погоне по шесть черепов. Ведь я за свою жизнь отправил на тот свет около 500 человеческих душ. В ком я только не сидел за свою жизнь. В годы войны сидел в немецком обер-лейтенанте. Ты знаешь, сколько людей мы с ним перестреляли?! А после войны мы с его женой Эльзой, которая была ведьмой, быстро отправили его к предкам. В последний раз я сидел в женщине, которая проживала в Смоленской области. Ее я убрал буквально за год, очень она любила выпить». По рассказам Васьки, особенно он любил русских, потому что они пьют много водки и сильно ругаются.

Часто Васька говорил: «Я бес благородный». И еще: «Ты знаешь, Сашка, если бы не было зла, вы, люди, не могли бы оценить добро. А мы для вас – зло». И на самом деле, когда есть какое-то сравнение, когда есть зло, тогда можно оценить добро.

Еще он рассказывал, что на Земле есть места – проклятые для нечистых, но святые для людей. В этих местах можно лечиться и защищаться от нечистых (имеются в виду монастыри, чудотворные иконы, святые озера и водоемы).

Помню, как в начале марта 1992 года я приехал из Почаевского монастыря. Жена при встрече рассказала, что всю ночь не могла уснуть: в темноте что-то в виде куска холодца ударило по окну и поползло по стеклу (а у меня в окнах стоит защита – специальные ножи, благодаря которым нечистые не могут достать).

Васька рассказал, что это приходил троюродный брат сатаны (он гомосексуалист, раньше сидел в Гришке Распутине). Я пошел посмотреть на окна и увидел под окнами в цветнике следы огромных копыт. Подумайте сами, какие животные ночью могут ходить под окнами, тем более в городе.

Когда с Васькой было покончено, из больной женщины заговорили дочки сатаны Фенька и Сонька. С ними разобрался быстро. На арену вышел сам сатана. Чтобы быстрее его добить (а у меня уже появился небольшой опыт), мне три раза пришлось возить эту больную в Почаев. К мощам святого Иова ее невозможно было подвести. Женщина упиралась, кричала и рычала. Когда монах, который находился возле мощей, говорил: «Уходи, бес, на очерета, на болота», из больной рычал сатана: «Мое место на троне».

Пески, бинты, погони и злые силы - на все это можно вдосталь насмотреться в новом приключенческом блокбастере режиссёра Алекса Куртцмана «Мумия» производства кинокомпании Universal Pictures. Премьера его на русскоязычном пространстве состоялась 8 июня, спустя 85 лет после выхода оригинального фильма и 18 лет - после его ремейка 1999 года.

В главных ролях снялись Том Круз (Ник Мортон), София Бутелла (Аманет), Аннабелль Уоллис (Дженни Хэлси) и Рассел Кроу (доктор Джекилл и мистер Хайд).

Основная фабула такова: Ник Мортон - боец спецподразделения в Северном Ираке - отправляется на поиск сокровищ и попадает в странную подземную пещеру, где находит саркофаг с мумией египетской принцессы. Вместе с ученым-антропологом Дженни Хэлси и группой солдат находка отправляется в Лондон по воздуху. Однако в небе случается инцидент и самолет терпит крушение, в котором выжить удается Нику и мумии.

К слову, это первый раз за всю многолетнюю историю фильмов о мумиях, когда ожившее мумифицированное зло играет женщина, что придает картине этакий лёгкий феминистический налет. Суть в том, что в свое время судьба несправедливо обошлась с принцессой Аманет, и вот спустя пять тысяч лет она просыпается ото сна, обретает свободу, и теперь ей ничто не помешает обрушить всю свою ярость на человечество. Её трудно остановить даже целой армией, поскольку восставшая из мертвых мумия повелевает стихиями и хорошо знакома с магическими ритуалами. К счастью, существует человек, которому под силу тягаться с разгневанной дочерью фараона. Правда, сразу он и не подозревает о своём предназначении. А ещё Аманет ожидает неприятный сюрприз в виде одного эксцентричного знатока древнего мира.

Если говорить о съемках, то зрителя определённо ждет классика жанра. Честно признаюсь, мы уже избалованы спецэффектами и фильмами ужасов разного порядка, потому бегущие за героями ожившие мертвецы, размахивающие остатками рукавов одежды, мне показались слегка смешными. Что не умаляет отлично снятых сцен в воздухе во время крушения и подводных эпизодов. Хороши и апокалипсические кадры. Но в какой-то момент все же приходит в голову ироничная мысль: «Вот что бывает, если по-настоящему рассердить красивую женщину (даже если она - мумия)». И на ту же тему звучит фраза Ника, обращённая к принцессе: «Прости, мы никогда не будем вместе, и дело не во мне, а в тебе». Ничего удивительного - барышня довольно своеобразно себя ведёт, всячески покушаясь на своего избранника. Правда, цель у неё - даровать тому власть над смертью. Ну, а чем это закончится, смотрите в кинокартине.

Порадовал и миляга доктор Генри Джекилл/мистер Хайд. В фильме он изучает биохимию, нейрохирургию, интересуется инфекционными болезнями и, кроме прочего, является адвокатом. Интересно прозвучала его реплика: «Если зло патогенно, то непременно должно найтись лекарство». Хорошо, если бы так произошло и в нашей реальности. В данном же сценарии основной упор сделан на моральном аспекте борьбы и сосуществования добра и зла внутри человека. Тот же Генри в финале картины небезосновательно заявляет: «Порой одолеть монстра под силу лишь другому монстру». Только вот что возобладает внутри существа в итоге - человек или монстр? Этот вопрос пока остаётся открытым.

Тем более что Universal Pictures затеяла большой проект, в котором вслед за Marvel, Walt Disney Pictures и Warner Brothers решила создать свою новую киновселенную - Dark Universe («Темная Вселенная»), которую будет заселять различными героями, рассказывая в последующих фильмах о таких персонажах, как Человек-невидимка, Дракула, Ван-Хельсинг, Человек-волк, Горбун из Нотр-Дама, Призрак Оперы, Франкенштейн и т. д. Ну, а первой на поле боя была выпущена Мумия.

Что ж, старт неплохой, однако настоящий интерес вызывает продолжение. В финале фильма хочется узнать, что же будет в следующих сериях. И это выглядит вполне удачно и обнадёживающе.

Из истории создания фильма

Сценарий создан Джоном Спэйтсом и Кристофером МакКуорри. Этот перезапуск «Мумии» отличается от классической трилогии своим подходом к мифологии и тем, что действие происходит в наши дни.

Слоган фильма «Welcome to a new world of gods and monsters» («Добро пожаловать в новый мир богов и монстров») - цитата из фильма «Невеста Франкенштейна» (1935), производством которого также занималась студия Universal Pictures. В том фильме снимался Борис Карлофф, который сыграл роль Имхотепа в оригинальном фильме «Мумия» (1932). Кроме того, эта фраза была использована, когда придумывали название для фильма «Боги и монстры» (1998), где снимался Брендан Фрейзер, который, в свою очередь, снимался в фильме «Мумия» (1999).

Съёмки начались 3 апреля 2016 г. в Оксфорде, а затем частично проходили в Суррейи в Лондоне. Позже съёмочная группа переместилась в Намибию, где за две недели сняла последние сцены и закончила съёмочный процесс 13 августа 2016 г.

Сцена в невесомости снималась реально, без добавления компьютерной графики. На это ушло 2 дня и 64 дубля. Все происходило во Франции, недалеко от Бордо, в настоящем самолете, который поднимался на высоту около 13 километров, а затем в нём на 20 секунд отключали двигатели, чтобы появилось ощущение невесомости. В эти секунды и велась съемка. Почти всех, кроме Тома Круза и Аннабелли Уоллис, при этом сильно тошнило, но актеры в результате остались очень довольны тем, что сцену удалось снять вживую, без применения компьютерной графики.

Том Круз проходил кастинг на роль главного героя фильма образца 1999 года, однако режиссер Стивен Соммерс предпочел ему Брендана Фрэйзера. И теперь, спустя 18 лет, Круз все-таки играет главную роль, но уже в перезагрузке франшизы.

Это не первый фильм ужасов с участием Тома Круза. Ранее он снимался в картине «Интервью с вампиром» (1994). Однако это первое сотрудничество между Томом Крузом и Расселлом Кроуном.

Внешний вид мумии и пол были изменены после того, как создатели фильма увидели сцену с появлением Апокалипсиса, которую показывают после титров фильма «Люди Икс: Дни минувшего будущего» (2014).

Студия Universal одно время занимала лидирующую позицию в жанре ужасов. Начиная с фильма «Дракула» (1931) и последующие несколько десятилетий студия была известна именно по проектам в этом жанре.

Остаётся добавить, что кинокартину «Мумия» можно посмотреть в кинотеатре «Беларусь» по 21 июня включительно.

Ирина ДАРЬИНА

Андрей Ткачев

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Миром правит Бог и только Бог»


Связующее звено истории. Об архимандрите Иоанне (Крестьянкине)

Отец Иоанн (Крестьянкин) – это один из тех людей, которые являются живым звеном, соединяющим историю. А у нас было много обрывов в истории, много обвалов, когда легко было вообще забыть, чем были русские люди. Потому что возникают иногда вопросы: чем стали русские люди? те русские люди, которые живут сегодня, они как-то идентичны тем, которые были при Алексее Михайловиче, или при Иоанне Грозном, или при Александре Невском? Для того, чтобы не распалась связь времен, Господь по доброте Своей дает нам эти закаленные крепкие цепи, драгоценными звеньями которых являются люди праведные, соединяющие в себе несколько эпох.

Отец Иоанн, без сомнения, человек-эпоха. Это человек, который заслужил всенародную любовь тем, что не жалел себя и был терпелив перед гонениями за веру в те времена, когда верить было одним – страшно, другим – стыдно, а третьим само слово «Бог» было непонятно – оно ушло из лексикона. Конечно, это драгоценная душа, это исповедник, терпеливый человек, битый из-за Господа, битый и мученый. И сохранивший радость! Заметьте, его проповеди в основном о вере, о доверии, о радости, о том, что «страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог», то есть о том, что Бог правит миром.

Были люди, которые после опыта тюрьмы сказали, что Бога нет, как это сделал, например, Варлам Шаламов, сын священника. «Если бы Бог был, – сказал Варлам Шаламов, – то не было бы Соловков, не было бы ГУЛАГа и не было бы всего того, что связано с лагерями советской эпохи». Но были и другие люди. Если бы был только Варлам Шаламов, то либералы бы сказали: вот, пожалуйста – чем вам не авторитетное свидетельство того, что Бога нет? Но люди, повторюсь, были разные: был отец Иоанн (Крестьянкин) и другие, подобные ему; были и такие, как, например, Солженицын, который нашел Бога в тюрьме – он не знал Бога до тюрьмы, он нашел Бога в тюрьме и в лагерях. А Шаламов потерял Бога в лагерях. Отец Иоанн – это человек, который не находил Бога в лагере и не терял Бога в лагере: он нашел Бога до лагеря, и он Его не потерял в лагере.

И он говорил: при всем этом разливанном море страстей и грехов, пожалуйста, не думайте, что миром правит… А кто миром правит? Спросите у современного человека на улице: «Как вы думаете, кто правит миром?» Бильдербергский клуб? Ротшильды? Рокфеллеры? Всемирная биржа? Еврейский заговор? Масоны? Кто? Давайте глубже: деньги, страх, голод, секс? Что правит миром? Это вечные вопросы, и люди говорят: да, страх, конечно; похоть, конечно: голод, конечно. А отец Иоанн, погруженный внутрь всей этой проблематики, говорил: «Перестаньте, возлюбленные мои, Богом любимые и Богом спасенные люди! Миром правит Бог и только Бог. И больше никто не правит миром». И это при том, что следователь тебя может на допросе избить, урки могут тебя в камере унизить, и тебе есть нечего, и ты осужден за одно то, что веришь: у мира есть Творец. И при всем том, что такое творится, что братья становятся предателями – предавали же своих, он, отец Иоанн, был сдан органам лже-братьями, – так вот при всем этом он говорил: «Други мои, миром правит Бог и только Бог!» Никто больше. Не КПСС, не Госдеп, не еврейские и масонские общества, не Ротшильды-Рокфеллеры, не нефтяная биржа – это всё детский лепет на лужайке. Миром правит Бог!

И он доказывал это своей жизнью. И люди шли к нему, потому что русские люди – может быть, как никто больше среди других христианских народов – сохранили это детское чувство стремления к праведности. Они, как писал Достоевский, понимают, что лично каждый из них далеко не праведен. Каждый говорит: я знаю, что я грешен, что жизнь моя – это сплошной грех. Они знают это, они смиренно признаются в этом – а это уже начало спасения. Но я также знаю, – говорит русский человек через Достоевского, – что в мире есть праведники, которые гораздо лучше меня, и мне нужно знать, что они есть. Когда я знаю, что я в грехе, я должен знать, что есть кто-то, кто не в грехе. Что он есть – и мне нужно хотя бы издалека посмотреть на его избушку, на его келью. Я, может быть, даже не пойду с ним разговаривать, я сочту себя недостойным этого, но я должен посмотреть издалека на него, что есть он, этот русский праведник. Хотя и не обязательно русский – просто праведник. И поэтому мир стоит.

Наличие правды в мире – это настолько же для русского человека сущностно необходимая вещь, как хлеб на столе и вода в кувшине. Если в мире праведников нет, то жизнь теряет всякий смысл – русские люди всю свою историю это очень остро чувствовали. Жизнь оправдывается наличием праведников. Если жизнь – это месиво греха, в котором мы ворочаемся, толчемся, топчемся, то тогда зачем она? Какой смысл? Но если есть праведники в ней, то жизнь имеет смысл, потому что праведник такой же, как мы, – по плоти, по крови, от родителей, от отца и матери, на земле живущий, хлеб жующий, – но он другой. Вот таким праведным человеком был отец Иоанн. Человеком, который не гнушался грешников, который открывал им двери своей кельи, который переписывался с ними гораздо больше, чем встречался, потому что потом уже немощь человеческая одолевала его, и люди получали реальные благословения, реальное помазание Духа, действовавшего через эти скупые строчки, открытки, получаемые ими, написанные рукой келейницы и только подписанные им. Это всё были не шутки, это благословение Божие было через отца Иоанна на множество людей.

Он – один из тех, кто сохранил веру, кто позволил России войти в новый период истории. Отец Севастиан Карагандинский, отец Иоанн (Крестьянкин) или отец Павел (Груздев) и другие праведные люди, кто-то ярче, кто-то в меньшей степени, – так вот, они совершили исход из Египта в Палестину, то есть они совершили некий переход из одной исторической эпохи в другую. Если бы их не было, мы бы не совершили этот переход. У нас бы не строились храмы и не училось бы новое духовенство, не каялись бы те, кто согрешил сильно, и не венчались бы те, кто полюбили друг друга. У нас бы оборвалась связь времен – но она не рвется именно из-за святых.

Конечно, это человек чрезвычайной важности. И как сказал поэт: «Не говори с тоской: “Их нет”, / Но с благодарностию: “Были”». Много было сказано разных слов про великих людей… «Природа-мать! Когда б таких людей / Ты иногда не посылала б миру, / Засохло б древо жизни». Действительно, если бы Господь не давал нам таких людей – в каждую эпоху в нужном количестве, очень дозированном количестве: их не может быть сто, их может быть десять, может быть пять и даже один, но они должны быть, – если бы их не было, было бы очень печально. Люди бы не захотели жить, если бы в мире исчезла святость

Андрей Ткачев, Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Миром правит Бог и только Бог» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.21774, 08.02.2016


Несколько недель назад компания Universal Pictures анонсировала создание новой кинематографической вселенной — Dark Universe (“Тёмная Вселенная”) . Первым фильмом вселенной стала «МУМИЯ» . Об этой и других новинках проката расскажет традиционно #БЕЗСПОЙЛЕРОВ кинообозреватель

«МУМИЯ» (реж. Алекс Куртцман)

ФОТО: UPI

Когда я шёл на показ этой картины, я ожидал увидеть перепев трилогии-тёзки с Брэнданом Фрейзером , то есть средненькую (по современным меркам, конечно) комедию, абсолютно ни к чему не обязывающую. К счастью, я ошибся. Начну с того, что это не отдельный фильм, а начало, как уже сказано выше, новой вселенной – вселенной монстров. В дальнейшем в неё войдут хорошо известные нам Человек-волк, Человек-невидимка, Франкенштейн и другие. Здесь же мы знакомимся с некоторыми обитателями этого мира, например, с… #БЕЗСПОЙЛЕРОВ

Соответственно, «МУМИЯ» не ремейк. Фильм, скорее, — дань как одноименному шедевру 1932 года, так и прошлому фильмов ужасов в целом. Никакой комедии или намёка на детскость в картине нет. Посмотрите, хотя бы, на мертвецов: они же по-настоящему страшные.

ФОТО: UPI

В данном ключе не провисает и сюжет с актёрской игрой. Как только появляется мысль, что что-то здесь нелогично, герои мастерски объясняют тот или иной поворот. Пусть нарочито, но объясняют же. К тому же, очень красочно и ярко возникают флешбэки в разные временные периоды от Древнего Египта до Средневековой Англии. И рассказывают эту историю замечательные артисты Том Круз и Рассел Кроу . Первого, скажу честно, мне не хватило (может, «замылился» слишком), второй же сыграл очень достойно, кстати, очень интересного персонажа… #БЕЗСПОЙЛЕРОВ

Идти ли в кино? – Без вопросов и лишних комментариев, ДА!

«ЕГО СОБАЧЬЕ ДЕЛО» (реж. Марк Каллен, Робб Каллен)

ФОТО: ВОЛЬГА

Драйвовая, лёгкая и совершенно не замысловатая комедия, где волшебным образом оказались Джейсон Момоа (да, тот самый Кхалл из «ИГРЫ ПРЕСТОЛОВ» ), Джон Гудман и Брюс Уиллис . Лос-Анджелес, алкоголь, наркотики, девушки «лёгкого поведения», куча нераскрытых дел и нерадивый помощник – окружающая жизнь рядового частного детектива, которого исполнил Уиллис. Но всё рушится тогда, когда у героя похищают его любимую собаку (ничего не напоминает?).

Для меня, к сожалению, комедия осталась набором новелл – дел, которые попутно раскрывает главный герой. Пусть смешных, но всё же новелл. Такой сериал, да ещё и с классными актерами, «зашёл» бы точно, а вот полный метр не сложился.

Идти ли в кино? – Если давно хорошенько не смеялись и хотите, то нет. Но если нечем занять хороший субботний вечерок, то «ЕГО СОБАЧЬЕ ДЕЛО» — то, что доктор прописал.

«ЧЕРНАЯ БАБОЧКА» (реж. Брайан Гудман)

ФОТО: РАКЕТА РЕЛИЗИНГ

Тем, почему я выбрал данное кино для просмотра, стал Джонатан Риз Майерс , играющий в основном только в сильных психологических триллерах. В «ЧЕРНОЙ БАБОЧКЕ» актёр исполнил роль таинственного незнакомца, который врывается в жизнь спившегося писателя (Антонио Бандерас), спасая его от разгневанного дальнобойщика, и буквально даёт ему материал для нового романа, но никто не мог предугадать, чем обернется такая интересная встреча.

Главный минус фильма – это медленность раскрытия главной сюжетной линии. До того, как случился первый удивительный поворот, прошло больше часа. Больше часа. У меня сложилось впечатление, что перед нами рядовой триллер про маньяка и его разоблачение, но в действительности всё не так. Целых 3 «взрыва мозга» обеспечили «ЧЕРНОЙ БАБОЧКЕ» мою рекомендацию.

Идти ли в кино? – Советую тем, кто готов ждать долгое время, чтобы увидеть интересный финал. Или просто фанатам красавчика Риз Майерса .

Статьи по теме