Храм на немиге время работы. Свято-духов кафедральный собор


Каждый православный человек непременно обязан побывать на священной местности где величественно располагается Минский храм Святого Духа.

Среди суеты огромного города этот собор является отдушиной верующих людей. Храм необычайно красив как снаружи так и внутри . В стенах собора каждый человек сможет полюбоваться чудотворными иконами и попросить у лика Святых благополучия и защиты.


Краткая история собора Святого Духа в Минске

На протяжении долгих десяти лет проходило строительство храма. За весь период своего существования собору пришлось преодолеть много различных бедствий.

Не один раз в стенах собора были сильные пожары, однако в кротчайшие сроки храм восстанавливали местные жители.

На протяжении многих лет в храме не проводились богослужения, но в 1860 году местные власти приняли решение открыть собор и вести службы. В течении пяти лет в монастыре вёлся ремонт и внутри, и снаружи храма.

После того как ремонт был окончен прошло освящение престолов. Первым освятили престол в честь Святого духа, а вторым в почтение Кирилла и Мефодия.

В период искоренения большевиками православной религии храм Святого Духа был закрыт. И с 1918 года в стенах монастыря располагалась тюрьма.

В 1942 году храм был открыт и в нём ежедневно проходили богослужения. В период Второй Мировой войны служители церкви помогали и морально и физически всем людям, которые нуждались в священной поддержке.


Святыни Минского храма

Стены собора украшает огромное количество чудотворных икон, одними из самых почитаемых являются:
лик Пресвятой Божьей Матери Минской;

Священный образ Великомученицы Варвары;

Чудотворные частицы мощей княгини Людмилы;

Святые частички останков Непорочной Елисаветы;

Мощи Святой Софии;

Чудотворные останки княгини Случкой.


Расписание богослужений в Минском соборе

Службы в монастыре идут каждый день. С понедельника по пятницу богослужения проходят:

Утренняя в 8:40, обеденная в 9:00, а в 17:00 проходит вечерняя служба.

Здание было собора построено в 1633-1642 годах в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок. В 1852 году католический монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в город Несвиж. В 1860 году католический собор был обращен в православную церковь, которую освятили в честь святых Мефодия и Кирилла.

В 1869 году по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина) из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок с целью открытия мужского православного монастыря. Монастырскую братию составили монахи древней Слуцкой Свято-Троицкой обители. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года.

В соборе хранилось множество святынь, среди которых - икона святителя Никиты, епископа Новгородского с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, а также четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей многих угодников Божиих.

В 1918 году монастырь был закрыт. Вскоре богослужения были прекращены и в Свято-Духовом храме. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло, а в храме сначала находился спортивный зал для пожарной команды, затем архив. Часть храма в конце 1920-х - начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму

В 1943 году после освящения собора, которое совершил исполняющий обязанности экзарха Белорусской митрополии архиепископ Филофей (Нарко), богослужения в нем были возобновлены. Началось возрождение Свято-Духова мужского монастыря. Один из настоятелей собора того времени, архимандрит Серафим (Шахмуть), пользовался широкой известностью. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован и в 1946 году скончался, находясь в заточении в минской тюрьме. Ныне он причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Следующий настоятель Свято-Духова собора протоиерей Серафим Баторевич в 1951 году также был арестован и осужден на 25 лет заключения.

В 1945 году из закрытого Петро-Павловского собора в Свято-Духов храм была перенесена древняя святыня - Минский образ Божией Матери. В 1947 году над куполом собора был воздвигнут крест.

В 1991 году, накануне празднования Собора белорусских святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время Первосвятительского визита в Беларусь совершил в соборе всенощное бдение. Во время своих последующих посещений Белорусского экзархата Святейший Патриарх Алексий неоднократно совершал в Свято-Духовом соборе праздничные богослужения.

12 декабря 1999 года в Свято-Духовом кафедральном соборе было совершено прославление 23-х новомучеников - священнослужителей, погибших в 1930–50-е годы за исповедание Православной веры.

В настоящее время настоятелем прихода является протоиерей Геннадий Дзичковский.

Одной из самых выразительных архитектурных доминант сегодняшнего Минска в центральной части города по праву считается Свято-Духов кафедральный собор. Гармония его внешнего облика, сохранённая в соразмерности пропорций собора, мягкости очертания его колокольных башен, направленных вверх, очевидно контрастирует с грубыми, угловатыми формами зданий, которые находятся недалеко от храма.

Свято-Духов собор обращает на себя внимание, так как напоминает нам про горний мир, воспринимается будто музыка, которая чудом воплотилась в построении. В то время, когда многое из окружающей архитектуры звучит диссонансом этому возвышенному чувству, подавляет в нас радостное настроение, пригнетая грозностью своих объёмов.

Таким является первое впечатление, которое возникает в душе, при знакомстве с Минским кафедральным собором, который круто возвышается над площадью Свободы.

Рождённый для жизни талантливыми мастерами, имена которых нам не известны, храм украшает исторический центр Минска, представляя собой в архитектурном отношении двухбашенную, трёхнефную базилику, сделанную в стиле виленского (белорусского) барокко.

Место, на котором расположился Минский Свято-Духов кафедральный собор, издревле принадлежало Православной Церкви. До насильственного введения в Минске церковной унии после 1596 года здесь размещался православный мужской монастырь во имя бессребренников Космы и Дамиана. Также этому монастырю принадлежали земли, прилегающие к современному кафедральному собору. Об этом историческом факте сохранились сведения в инвентарной описи 1784 года. В XVI веке это была восточная окраина древнего Минска. Монастырские здания были одними из сооружений, имевших оборонное значение.

Первые сведения об этом православном монастыре относятся к началу XV века. Упоминается он и в исторических документах начала XVII столетия. Белорусский этнограф и писатель Павел Шпилевский, изучивший в XIX веке древние акты и грамоты Минской губернии, указывает на существование к началу XVII столетия православной монастырской церкви – «Козьмодемьяновской …; при ней было училище». Встречается в документах упоминание и о Козьмодемьяновской горе, на которой ныне возвышается Свято-Духов кафедральный собор.

Надо заметить, что до конца XVI века преимущественное большинство храмов в Минске являлись православными церквями. Сохранились сведения о существовании в городе с конца ХI и до начала XVII века шестнадцати монастырских и приходских церквей: соборная Рождества Пресвятой Богородицы, Николаевского монастыря, Спасо-Вознесенская (монастырская), Свято-Духова (монастырская), Космо-Дамиановская (монастырская), Воскресенская, Георгиевская, Спасо-Преображенская (женского монастыря), Петро-Павловская (монастырская), во имя Праскевы Пятницы, Борисо-Глебская, Свято-Троицкая, Михайловская, во имя преподобной Евфросинии и во имя Предтечи и Крестителя Иоанна.

В начале XVII века имущество и сам Космо- Дамиановский монастырь были незаконно конфискованы польскими властями у православных и переданы униатам. Церковная уния была встречена православными минчанами всех сословий с неудовольствием и ропотом. Документально зафиксированы следующие массовые выступления минчан против церковной унии: 1 марта 1597 года – выступление горожан против униатского митрополита Михаила (Рогозы), в 1612 и 1616 годах, также, произошли массовые выступления горожан против Брестской церковной унии.

Из-за незаконной конфискации польским королем у православного населения Минска всех храмов и монастырей, в 1613 году минскими горожанами было учреждено Петро-Павловское братство (совр. Петро-Павловский собор на Немиге). Это братство было самым крупным из семи минских братств (соборное госпитальное при замковой церкви Рождества Богородицы, Воскресенское, Крестоносное, Святого Михаила, Святого Николая, Святого Иоанна Крестителя и Святой Анны), которые вели постоянную борьбу с унией. При братствах были устроены школы, богадельни и типографии. В 1620 году Петро-Павловское братство было утверждено Патриархом Иерусалимским Феофаном IV. К этому времени (конец XVI века) в городе Минске проживало около 5 тысяч человек. Из-за того, что минчане отказались принять Брестскую церковную унию и, следовательно, отказались посещать переданные униатам храмы и монастыри, для римско-католических церковных властей встал остро вопрос материального содержания всего недвижимого имущества конфискованного у православных. Из-за трудности его разрешения, многие бывшие православные храмы и монастыри, в том числе Космо-Дамиановский монастырь, были переданы униатами монашеским орденам латинского обрядя Римско-католической церкви. Это произошло в 1633 году. Таким образом, храмы и другое недвижимое имущество бывшего православного Космо-Дамиановского мужского монастыря отошло к женскому римско-католическому ордену бернардинок. Через некоторое время в бывшем монастыре произошел пожар, уничтоживший храмовые и иные постройки. Пожары в этот период были не редким явлением в Минске, отчего страдало местное население. До конца XVI века вся застройка Минска была деревянной и, только начиная с XVII века, во многих местах стали возводиться каменные здания.

После пожара в период с 1633 по 1642 годы на землях бывшего Космо-Дамиановского православного монастыря был возведен храм бернардинок (здание нынешнего собора). Каменный монастырский комплекс был построен позже в 1652 году.

В годы русско-польской войны (1654-1667) храм был значительно повреждён. Поэтому, неслучайно, в августе 1687 года его снова освятил епископ Виленский Николай Слупский.

Интересные воспоминания о жизни монахинь-бернардинок оставил стольник российского царя Петра І, П.А. Толстой, который в 1697 году проезжал через Минск: «Был я в кляшторе панен барнадынок, – отметил он, – девицы барнадынки ходят в черном… носят власяницы толстыя и подпоясаны веревками с узлами, ступают всегда босыми ногами в зиме и в лете, и на колодках, в костел ходят тайной лестницей, устроенной в стене, и стоят на хорах, смотря в костел малыми скважинами сквозь решетки, чтобы люди их не видели. Те барнадынки при мне играли на органах и пели зело предивно…».

Сохранились сведения о том, как выглядел храм бернардинок в начале XIX века. По обеим его сторонам имелись небольшие каменные часовни. На башнях звучали 3 маленьких колокола; на центральном фронтоне (где сегодня видим мозаику иконы Божьей Матери) был большой колокол, весь костёл был побелён, его крыша покрыта гонтом, а колокольные башни – жестью. Рядом с монастырём находился ряд построений хозяйственного назначения.

В 1741 г. храм сильно пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. Серьезным бедствием для Минска были частые пожары. Большой ущерб нанесли они городу в 1809, 1813, 1822 годах, но самый сильный пожар вспыхнул 30 мая 1835 г. во время контрактовой ярмарки. Тогда первым, как раз, загорелся женский бернардинский монастырь – здание современного кафедрального собора с прилегающими к нему постройками. Из-за бездействия пожарной команды огонь быстро охватил всю центральную часть города. Пламя бушевало около 8 часов. Ущерб, нанесенный городу, был поистине ужасным: пострадало много жилых домов, большая часть культовых сооружений, в том числе сам женский монастырь бернардинок, гимназия, городской театр.

Пострадавший от пожара храм монахиням-бернардинкам восстановить в первоначальном виде не удалось, а в 1852 году, из-за сокращения количества монахинь в нем, храм и вовсе закрывают. Оставшихся нескольких монахинь перевезли в бернардинский монастырь в город Несвиж. Всё своё имущество, кроме колокола, оставленного на фронтоне храма, бернардинки забрали с собой. Храм оставался некоторое время бесхозным.

Несмотря на то, что имущество Космо-Дамиановского мужского монастыря было незаконно конфисковано польскими властями у православных и передано униатам, а потом монахиням-бернардинкам, которые возвели свой храм на его месте, народная память о православном монастыре сохранялась в течение более чем трех веков вплоть до XX века. Об этом факте свидетельствует то, что до 1931 года улица, которая спускалась вниз от Соборной площади (совр. площадь Свободы) носила название Козьмодемьяновской. Эта улочка была короткой и кривой и считалась одной из древнейших в Минске. В древности она пролегала по кратчайшему пути на юго-востоке от городской крепости и связывала нижнюю часть Минска – Замчище – с верхней его частью (выходила к нынешнему Свято-Духову кафедральному собору). Улица Козьмодемьяновская отмечена на карте Минска, датированной 1793 годом. На плане видно, что ее границами служили монастырь бернардинок (современный кафедральный собор) и улица Немизская (тогдашнее название Немиги).

В XVIII веке Козьмодемьяновская улица была единственной в городе, целиком застроенная каменными домами. Являлась уникальным памятником градостроительства эпохи Ренессанса. Узкая, искривленная, темная, мощенная булыжником улица круто поднималась в гору. Застроена она была двух- и трехэтажными домами, на первых этажах которых размещались многочисленные мастерские, лавочки и мелкие магазины. В обиходе улицу называли «Темными крамами» или «Памиж темных крам». Сказывалась на жизни Козьмодемьяновской и близость к Низкому рынку. В выходные и праздничные дни улица была заполнена многочисленными торговцами самым разным товаром. Были здесь и свои промышленные предприятия.

В 1933 году Козьмодемьяновскую улицу переименовали в честь советского поэта и писателя Демьяна Бедного (настоящее имя Ефи́м Алексе́евич Придво́ров).

До войны улица Козьмодемьяновская (с 1933 года Д.Бедного) еще сохраняла свой облик. Однако во время Великой Отечественной войны фашистские бомбардировки превратили улицу в руины. Полностью же следы улицы исчезли в 1989 г. в связи со строительством станции метро «Немига». От прежней Козьмодемьяновской улицы не осталось и следа…

До 1860 года здание бывшего женского бернардинского монастыря (современный Свято-Духов собор) пустовало. В этом году храм вернулся Православной Церкви, в нем был сделан небольшой ремонт, и он был освящён в память равноапостольных Мефодия и Кирилла. На протяжении нескольких последующих лет в церкви проводились богослужения для учащихся Духовной семинарии, переведенной из Слуцка в Минск. Семинаристы проживали в соседних монастырских корпусах. Таким образом, через 250 с лишним лет, историческая справедливость восторжествовала, и земли некогда незаконно отобранного у православных минчан Космо-Дамиановского мужского монастыря возвратились прежнему и законному его собственнику – Православной Церкви.

В конце 60-х годов XIX века храм выглядел очень плохо, из-за чего он требовал капитального ремонта. Представить себе состояние церкви в то время можно, ознакомившись с рапортом направленным епархиальному начальству от Петра Елиновского, протоиерея Минского Петро-Павловского собора. «При внимательном осмотре Кирилло-Мефодиевской церкви, – писал протоиерей П.Елиновский, – нашел, что здание это в самом жалком состоянии… Оно было в пожаре 30 мая 1835 года и 30 ноября 1852 года. После пожара крыша построена в первый раз деревянная, а в другой – железная, но наружность церкви не была исправлена с 1825 года, а колоколенных башен не покрывали ни после первого, ни после второго пожара».

Особую роль в истории храма сыграл архиепископ Минский и Бобруйский (Туровский) Александр (Добрынин) (1868-1877). Это был всесторонне образованный человек, воспитывавшийся под непосредственным руководством приснопамятного Митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко). С 1879 года он стал достойным преемником выдающихся и ревностных пастырей-митрополитов Иосифа (Семашко) и Макария (Булгакова) на Литовской кафедре. Для укрепления православия в Беларуси и Литве он построил и лично освятил церкви, открыл новые и возобновил старые братства. Его стараниями и заботами многие церкви и причты в крае были обеспечены угодьями и постройками. Эта деятельность, в связи с замечательными личными качествами архиепископа Александра – кротостью, сердечностью, простотой и приветливостью в общении, а также доступностью для всех и религиозностью, сопровождавшейся делами любви и милосердия, оставила по нем глубокую память у населения Минской и Виленской губерний.

В 1869 году, по ходатайству архиепископа Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей (по тем времена очень значительная сумма), половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса.

Протоиeрей П.Елиновский был признан ответственным за ремонт церкви. Взявшись за это сложное дело, он произвел капитальный ремонт. Под его началом был отреставрирован не только сам храм, но и монастырский корпус.

Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Синода именовать его Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящён правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла.

Братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены его библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. Приехавших из Слуцка монахов встретили празднично. Епископ Минский Александр (Добрынин) благословил монахов иконой Виленских мучеников – Антония, Иоанна и Евстафия. Из Киево-Печёрской лавры также, в качестве благословения, была прислана икона Успения Пресвятой Богородицы, – копия с чудотворной иконы, которая с древних времён сохранялась в знаменитом Киевском монастыре.

Приехавшие из Слуцкого Свято-Троицкого монастыря иноки, как дорогую им память, «возложиша на престол» Свято-Духовой церкви древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 году православным князем Юрием II Юрьевичем Олельком. На серебряной обложке того Евангелия имелась надпись: «во имя Пресвятыя и Живоначальныя Тройцы Отца и Сына и Святаго Духа: сие святое Евангелие рукою властною Юрий Юрьевич Олелько, княжо Слуцкое вписан от Р.Х. 1582 июня 4 дня и подал вечными часи, до Святой Тройцы благочестивой Архимандрии Слуцкой, для вечного богомоления и спасения души своея в незабитную память, как прародителей наших Князей Слуцких и родителей и самого себя. Лето 1584”.

Кроме Слуцкого Евангелия в Свято-Духовой церкви хранились другие святыни, среди которых – икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей. Имевшаяся на одном из крестов надпись свидетельствовала, что в крестах содержатся частицы святых мощей многих угодников Божиих.

Свято-Духова церковь действовала до начала 1918 года и являлась монастырской. В 1905 году число насельников обители не превышало десяти. Среди них был один архимандрит, один игумен, четыре иеромонаха, два иеродиакона и двое монахов. При монастыре существовала ремесленная школа, в которой дети-сироты учились мастерству плотников.

В 1914-1916 годах богослужения в церкви часто проводил Преосвященный Феофилакт (Клементьев), епископ Слуцкий, викарий Минской епархии, который в 1917 году уехал на Поместный собор в Москву. После Феофилакта непродолжительное время настоятелем храма служил архимандрит Афанасий (Вечёрка), которому принадлежит авторство интересной книги о праведной Софии, княгини Слуцкой и Копыльской, нетленные мощи которой и ныне сохраняются в соборе. Эта книжка вышла в Минске в 1912 году и представляет собой библиографическую редкость.

В 1918 году после прихода к власти большевиков монастырь был закрыт, и вскоре богослужения в Свято-Духовом храме прекратились. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло. В самом храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920-х – начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались «раскулаченные» крестьяне. Как свидетельствуют минские сторожилы, новые хозяева храма сняли с башен собора кресты и водрузили на их место красные флаги. Однако порывами ветра они были сорваны и сброшены вниз.

Сохранилась история, что в советские времена от уничтожения здание Свято-Духова собора спасло только чудо. В 1938 году население города согнали к его стенам на митинг. Для соответствующего антуража недалеко от входа разложили костер, где сжигали религиозную литературу. Чтобы поздравить трудящихся, на трибуну поднялся оратор, который поклялся не сойти с места, если храм не будет разрушен. Но, спускаясь с трибуны, он оступился и сломал обе ноги. А когда на следующий день ветер сорвал с башен красные флаги, повешенные вместо крестов, большевики посчитали лучшим не трогать здание.

После конфискации Свято-Духовой церкви у православных верующих, её иконостас разобрали и перенесли на сохранение в женский Спасо-Преображенский монастырь , который находился на том месте, где находятся в настоящее время здания Генеральной прокуратуры и кинотеатра «Победа». Отсюда в 1921 году этот иконостас попал в приходскую церковь деревни Прилепы, которая находится под Минском. Там его снова собрали и на Вербное воскресение освятили. Вместе с иконостасом в Прилепы перевезли ещё некоторые иконы, которые раньше находились в Свято-Духовой церкви. Среди них выделялись следующие: запрестольная икона Пресвятой Троицы, иконы равноапостольных Мефодия и Кирилла, бесребренников Космы и Дамиана, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученицы Варвары, апостола архидиакона и первомученика Стефана. Все они были уничтожены в 30-е годы во время закрытия храма в Прилепах…

Во время Великой Отечественной войны богослужения в Свято-Духовом храме возобновились. Освящение церкви совершил Преосвященный Филофей (Нарко), епископ Могилевский и Мстиславский. По проекту инженера Антона Яковлевича Васильева в начале 1943 года в храме поставили новый трёхъярусный иконостас (разобранный в 1961 году). Жертвователем храма стал один горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов.

Одновременно с храмом возродился и Свято-Духов мужской монастырь, в котором жило трое монахов. Настоятелем церкви в военное время служил игумен Пантелеимон (фамилия неизвестна). Ему помогал иеромонах Юлиан (Троцкий). Позже к ним присоединился архимандрит Серафим (Шахмудь) (1901-1946), и в 1943 году он был назначен настоятелем Свято-Духовой церкви. Архимандрит Серафим пользовался широкой известностью, поскольку принимал участие в годы войны в открытии многих церквей. В Минске о.Серафим принял на себя добровольное попечение над больницами города, инвалидными домами и детскими приютами. Его можно было часто видеть посещающим людей, обездоленных войной. Он исполнял свой пастырский долг неукоснительно строго. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован. На допросах арестованный священнослужитель держался с мужеством. Не скрывая от «следователя» своих взглядов, архимандрит Серафим на вопрос о том, что он говорил во время проповедей, когда ездил по Беларуси, прямо сказал, что часто обращался к народу примерно со следующими словами: «Россия была верующая. Верили наши предки, деды, прадеды, отцы, и теперь мы вновь заживем счастливо через веру. Нехорошо, что безбожники закрывали наши святыни, что ваши отцы и матери умирали без напутствия Святых Тайн и хоронились без священника, а дети росли не крещеные и не венчались…». В 1946 году священномученик скончался, находясь в заключении в тюрьме НКВД СССР. В 2000 году он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви XX века.

Очередной настоятель Свято-Духова собора протоиерей Серафим Стефанович Баторевич в 1951 году также был арестован и осуждён на 25 лет заключения. Протоиерей С.Баторевич в период с 1947 по 1951 годы являлся настоятелем Минского Свято-Духовского кафедрального собора. Одновременно он исполнял обязанности благочинного приходов города Минска и епархиального секретаря. По воспоминаниям прихожан, протоиерей С.Баторевич совершал богослужения благоговейно и ревностно. Он был замечательным проповедником, обладал художественным и певческим даром, с любовью относился к своей пастве и был горячо любим прихожанами. Скончался 21 апреля 1960 года, на Пасху Христову, от последствий лучевой болезни, полученной в заключении.

После своего открытия в 1942 году Свято-Духова церковь более не закрывалась. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в Свято-Духов храм была внесена древняя святыня – чудотворная Минская икона Пресвятой Богородицы . В 1947 году над собором были воздвигнуты кресты. В первой половине 1950-х годов был осуществлён капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная по тем временам сумма в 500 тысяч рублей.

В 1953 году с северной стороны храма был устроен придел в честь великомученицы Варвары , котором была помещена частица святых мощей этой святой . В 1968 году в южном приделе собора был утверждён престол в честь Казанской иконы Божией Матери . У северной стены храма установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой , а в криптовой части собора устроен придел в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла , который действует как крестильная церковь.

С 1961 года Свято-Духову храму присвоен статус кафедрального собора Минской епархии.

Свято-Духов кафедральный собор является главным храмом Беларуси.
Это название он носит с 1870 года

На протяжении лет двадцати, если не больше, приезжая в Минск по самым разным делам, желая того или нет, волею судьбы, обстоятельств или Бога, я всегда оказываюсь в кафедральном соборе Сошествия Святого Духа. Даже если не планирую и даже если совсем нет времени... Как только оказываюсь где-то поблизости или не оказываюсь там, все равно хоть на пару минут оказываюсь в этом соборе.
Для меня это пока остается тайной, почему так происходит. И над этой тайной или загадкой я пока не думала.
Нет времени подумать на эту тему.
А вот о соборе Сошествия Святого Духа я решила рассказать. Фото сделаны во время нашей последней поездки в Минск, в ближайшее время планируем снова поездку в Минск по делам, глядишь, и снежный пофотографируем. Хотя и снежный тоже где-то в постах есть.

Свято-Духов кафедральный собор является главным храмом Беларуси более полувека.

Он так же является одной из ярких достопримечательностей Минска.
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа находится в старинной части Минска — в Верхнем Городе. Стоит на высоком холме и прекрасно виден издалека.
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа — главный храм белорусского экзархата Русской Православной церкви.

История собора начинается в 1633—1642 годах. Именно тогда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок.
В 1741 году здание сгорело во время пожара. Монастырь после пожара реконструировали, а в 1852 году упразднили и перевели в Несвиж.
В некоторых сохранившихся документах, например, в инвентарной описи 1784 года говорится, что там, где находится собор, но немного в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы существовал православный Космодемьяновский монастырь, который в начале XVII века был насильственно обращен в униатский.

Однако, с 1860 года прежний костел стал православным храмом.
Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус.
В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь.

Необходимая сумма была выделена. А это 13 тысяч рублей. Половина суммы была использована на ремонт храма и на внутренние убранства в нём.
Открытие монастыря состоялось 4 (по старому стилю) января 1870 года.
Монастырскую братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря.

Из Слуцкого монастыря в Минск были переведены библиотека, ризница и другое монастырское имущество.
Освящение монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года.
Монастырь просуществовал до Октябрьской революции.

После революции, в 1918 году монастырь был закрыт и разграблен. С храма были сняты кресты, а вместо них установили красные флаги. Здание храма стало тюрьмой для раскулаченных крестьян.

В храме в честь Сошествия Святого Духа богослужения восстановили только во время ВОВ войны в условиях немецкой оккупации. Верующие подготовили собор к службе, а освятил его епископ Филофей (Нарко).
Сразу же после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города - Петропавловский собор, который тоже вновь стал действовать в годы оккупации.
После закрытия Петропавловского собора Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии.

25 ноября 1990 года в Минске состоялся первый за многие десятилетия крестный ход — из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церкви Марии Магдалины перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины.
Теперь Свято-Духовая церковь — Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы.

Соборе есть чудотворная Минская икона Божей Матери, обретенная минчанами в 1500 году. К ней всегда приезжает много паломников.
Здесь же, среди множества мощей, находятся нетленные мощи святой Софии Слуцкой, внучки Анастасии Слуцкой. Они в боковой нише слева от алтаря.

Собор представляет собой трех-нефную базилику, являющуюся «базовой» для белорусских католических и униатских церквей. Западный фасад завершают две многоярусные башни, оформленные пилястрами, арочными нишами и пролетами. Фронтон между ними напоминает щит с криволинейным контуром.
Здание построено в стиле сарматского барокко, распространившееся на территории Великого княжества Литовского в XVII — начале XVIII века.
При перестройке собора использовали элементы Виленского барокко — стиля более легкого и пышного.
Свято-Духов собор состоит из основного храма и двух приделов — южного (во имя Кирилла и Мефодия) и северного (во имя великомученицы Варвары). Стены украшены множеством мозаик и витражей.

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа - один из самых почитаемых и красивых храмов Минска.

Адрес Кафедрального собора Сошествия Святого Духа:
ул. Кирилла и Мефодия 3, Минск

Это центр города. Недалеко ст.метро Немига.

Информация частична взята из рассказов служителей храма, книг, а так же из открытых источников интернета.

Чудотворная Минская икона Божей Матери, обретенная минчанами в 1500 году.

Кафедральный собор в честь Сошествия Святого Духа в Минске. Здание собора построено в 1633-1642 годах в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок, а с северной стороны был выстроен П-образный монастырский корпус. Главный вход в монастырь первоначально находился с противоположной от храма стороны. Строители возвели его на месте, где до начала XVII века находился православный монастырь во имя святых Космы и Дамиана. В продолжение XVIII-XIX веков храм и прилегающий к нему монастырский корпус неоднократно перестраивались, прежде чем принять нынешний архитектурный облик. В 1852 году католический монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в Несвиж. В 1860 году бывший монастырский храм был обращён в православную церковь, которую освятили в честь святых Мефодия и Кирилла. Церковь была предназначена для студентов Минской духовной семинарии, которые временно, после своего переезда из Слуцка, размещались в келиях бывшего монастыря. В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса.

Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Синода именовать его Свято-Духовым. Братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены его библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящён правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла. Собор содержал в себе многие святыни, среди которых — икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей. Имевшаяся на одном из крестов надпись свидетельствовала, что в крестах содержатся частицы святых мощей многих угодников Божиих. На главном престоле храма находилось древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 году Слуцким князем Юрием Олелько и переданное им в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Однако, в целом монастырь отличался бедностью. В 1905 году число его насельников не превышало десяти. Среди них был один архимандрит, один игумен, четыре иеромонаха, два иеродиакона и двое монахов.

В 1918 году монастырь был закрыт, и вскоре богослужения в Свято-Духовом храме прекратились. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло. В самом храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920-х - начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались «раскулаченные» крестьяне. Как свидетельствуют минские сторожилы, новые хозяева храма сняли с башен собора кресты и водрузили на их место красные флаги. Однако порывами ветра они были сорваны и сброшены вниз. В 1943 году, после освящения собора, которое совершил архиепископ Филофей (Нарко), богослужения в нем были возобновлены. Накануне в храме был установлен заново изготовленный трёхъярусный иконостас и внесены иконы. Жертвователем храма стал один горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов. Одновременно с храмом возродился и Свято-Духов мужской монастырь, в котором жило трое монахов.

Настоятелями собора и монастыря были одни и те же священнослужители из монашествующих. Один из них, архимандрит Серафим (Шахмуть), пользовался широкой известностью, поскольку принимал участие в открытии многих церквей. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован и в 1946 году скончался, находясь в заточении в минской тюрьме. Ныне он причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских XX века. Очередной настоятель Свято-Духова собора протоиерей Серафим Баторевич в 1951 году также был арестован и осуждён на 25 лет заключения. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в Свято-Духов храм была внесена древняя святыня — Минский образ Божией Матери. В 1947 году над собором были воздвигнуты кресты. В первой половине 1950-х годов был осуществлён капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная по тем временам сумма в 500 тысяч рублей. В 1953 году с северной стороны храма был устроен придел в честь великомученицы Варвары, котором была помещена частица святых мощей этой святой. В 1968 году в южном приделе собора был утверждён престол в честь Казанской иконы Божией Матери. У северной стены храма установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой, а в криптовой части собора устроен придел в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, который действует как крестильная церковь.

Капитальные ремонты, придававшие храму всё более благолепный вид, проводились также в конце 1970-х - начале 1980-х годов, когда настоятелем собора был протоиерей Михаил Буглаков, в 1996 и 2000 годах при настоятеле протоиерее Геннадии Дзичковском. Во время последнего ремонта произведена реконструкция придела в честь великомученицы Варвары, его алтарь перенесён на новое место, полностью обновлён иконостас. Началось благоустройство здания, прилегающего к собору, а ещё ранее в нём был устроен магазин духовной литературы и церковной утвари «Духовное наследие». В 1991 году, накануне празднования Собора Белорусских Святых, патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время первого в истории Русской Православной Церкви патриаршего посещения Беларуси, совершил Всенощное бдение в соборе и наградил его правом служения Божественной Литургии с отверстыми царскими вратами. 12 декабря 1999 года в соборе было совершено церковное прославление 23-х новомучеников Минской епархии Белорусской Православной Церкви — священнослужителей, погибших в 1930-50-е годы за исповедание православной веры.

Источник информации: http://www.church.by/resource/Dir0056/Dir0083/Page0090.html



Кажется, сама природа подсказала, что на месте Свято-Духова храма должна находиться святыня. В христианской традиции принято возводить церкви и монастыри на самой высокой точке той или иной местности. Минский собор как раз и стоит на холме, который возвышается над Свислочью близ впадения в неё Немиги (ныне заключённой в трубу). Это место издавна считалось особым, светлым. Когда здесь построили первый храм - доподлинно неизвестно. Первые документальные сведения касаются местного Космодемьянского православного монастыря, и датируются они концом ХVI века. В 1596 году состоялось подписание Брестской унии. Многие белорусы отказались отречься от веры предков - в том числе и насельники Космодемьянской обители. И в начале ХVII века православный монастырь насильно превратили в униатский. Насаждение католичества в Белоруссии между тем продолжилось. Минских магнатов перестал устраивать даже греко-католический монастырь - ведь он всё равно напоминал о православном прошлом города. Поэтому решили, что на смену униатской обители непременно должна явиться католическая, "польская". Как повествовали польские костельные визиты (инвентарные описи), в 1633 году на месте Космодемьянской православной обители начали строить женский монастырь католического ордена бернардинок. Средства на его возведение выделил Александр Служка, в разные годы занимавший посты воеводы минского, новогрудского и трокского.

Предположительно, здание костёла и монастырские стены воздвигли к 1642 году. Примерно тогда же с северной стороны храма появился П-образный корпус; кроме того, Служка подарил насельницам новой обители имение Гатово вместе с четырьмя прилегающими к нему деревнями. В 1654-1667 годах Русское государство и Речь Посполитая находились в состоянии войны, причём часть боевых действий развернулась на территории Белоруссии. В результате обитель бернардинок сильно повредили. По всей вероятности, на её восстановление потребовался не один год. В 1686 году две воюющие державы заключили "вечный мир", по которому Россия признавала власть поляков над Белоруссией. И уже спустя год обновлённую католическую обитель освятил виленский епископ Николай Слупский. В 1741 году обитель практически полностью уничтожил пожар, после этого её ремонтировали и перестраивали. В 1793 году Россия и Пруссия совершили Второй раздел Речи Посполитой. В состав Российской империи тогда вошли Вильна, Минск и большая часть современной территории Белоруссии. Минский монастырь бернардинок пока никто закрывать не собирался. Его положение не поколебал даже 1812 год, когда местные католики с энтузиазмом поддержали Наполеона, вторгшегося в пределы России. Бернардинский монастырь без особых потерь пережил и это тяжёлое время. Император Александр I даровал прощение местной шляхте и католическому монашеству, рукоплескавшим захватчикам. Трудно сказать, сколько бы ещё в центре Минска просуществовала католическая обитель, если бы не дальнейшие события. В 1830-1831 годах многие дворяне, жившие в Белоруссии, присоединились к польскому восстанию, из-за чего - по усмирении края с помощью регулярных войск - лишились своих имений и отправились по этапу в Сибирь. После этого правительство Николая I ужесточило свою линию в религиозном вопросе. В 1839 году произошла отмена Брестской унии, и белорусским униатам было предложено вернуться в лоно православия. Но монастырь бернардинок и на этот раз устоял. Однако в 1848-1849 годах, когда польские отряды присоединились к восставшим венграм, для подавления которых Николай I ввёл в Австрию русскую армию, терпение Петербурга иссякло.

В 1852 году католический монастырь перевели из Минска в заштатный Несвиж. Всё имущество, кроме одного колокола, бернардинки забрали с собой. Бывший монастырский костёл решено было превратить в православную церковь - это была тогда обычная практика в Западных областях Российской империи. Кардинально менять внешний вид храма не стали - он сохранил двухбашенный вид костёла. В 1860 году церковь освятили во имя святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Своим приходом новый православный храм не обзавёлся. В 1860-х годах основной его паствой являлись учащиеся духовной семинарии, размещённые в соседних монастырских корпусах (семинарию переместили сюда из Слуцка). Состояние храма некоторое время оставалось не самым лучшим - до тех пор пока в 1869 году епископ Минский и Бобруйский Александр (Добрынин) не добился выделения из казны 13 тысяч рублей для приведения церкви в порядок. Деньги пошли на ремонт храма и устройство в нём нового иконостаса. 4 января (16 января) 1870 года в прежней католической обители открыли православный мужской монастырь. Его братию составили монахи Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В мае 1870 года Святейший Синод постановил впредь именовать новую обитель Свято-Духовой. А бывший костёл стал её соборным храмом. 22 октября 1870 года его освятили в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.

На рубеже ХIХ-ХХ веков Свято-Духова церковь почиталась минчанами, но всё же оставалась "лишь храмом при весьма бедном монастыре". В первые десятилетия советской власти её подвергли поруганию. Возрождение наступило только в годы немецкой оккупации, по окончании которой церковь обрела высокий статус кафедрального собора. Для неё наступили новые времена. Здание Свято-Духова собора в своё время строилось для католического монастыря ордена бернардинок. Потому он не очень похож на привычный нам православный храм. Собор представляет трёхнефную базилику, являющуюся "базовой" для белорусских католических и униатских церквей. Западный фасад завершают две многоярусные башни, оформленные пилястрами, арочными нишами и пролётами. Фронтон между ними напоминает щит с криволинейным контуром. В облике собора сочетаются два направления барокко. Одно из них - сарматское, распространившееся на территории Великого княжества Литовского в ХVII - начале ХVIII века. Как отмечает белорусский искусствовед Т. Габрусь, этому направлению свойственны "выразительная массивная пластика форм" и сочетание элементов Ренессанса, готики и романского стиля. Внешний вид таких храмов подчёркнуто строг, декор не отличается пышностью. При перестройке собора использовали элементы виленского барокко - стиля более лёгкого и пышного. Он стал популярным в середине ХVIII века - особенно в среде грекокатоликов. А поскольку на белорусской земле преобладали именно униаты, их предпочтения повлияли на сугубо "католических" зодчих. По своим размерам храм очень невелик, что становится особенно хорошо заметно, если взглянуть на него с востока. Но это вовсе не недостатки, подобная "скромность" добавляет ему уютности и камерности. На алтарной апсиде помещён образ "Сошествие Святого Духа на апостолов". Особенностью Свято-Духова храма является обилие мозаик. Высоко над парадным входом помещён большой мозаичный образ "Богоматерь Оранта". Главный (западный) вход в храм украшен несколькими мозаиками, сообщающими ему необходимую торжественность. Над козырьком - мозаичная икона Святой Троицы, по сторонам - образы Архангела Гавриила и Архангела Михаила. Основное помещение собора отделяет от западного входа достаточно большой притвор. Здесь можно увидеть многочисленные картины на библейские сюжеты, а также Распятие. Непосредственно над входом в главный храм - лик Спасителя.

До сих пор сохраняются и следы польского прошлого. Так, на стене нельзя не заметить Ченстоховского образа Божией Матери, самого почитаемого в Польше (в том числе православными). Пространство храма делится на три нефа шестью колоннами. Средний неф, в соответствии с традициями католического церковного зодчества, существенно шире и выше других, он завершается пятигранной апсидой. Форма окон и многочисленные витражи также напоминают о католическом прошлом собора. Освещается храм, помимо естественного света из многочисленных окон, с помощью десятка огромных паникадил. При всех признаках "польского" духа очевидно, что перед нами именно православный храм. Со стены на прихожан "смотрит" образ преподобного Иова Почаевского. Пройдя ближе к алтарю, мы увидим Казанскую икону Божией Матери, изображения святой равноапостольной княгини Ольги, преподобного Серафима Саровского. Алтарь оформлен в голубых тонах, за ним можно увидеть мозаичные образы синих и белых тонов; слева - чудотворная Минская икона образ Божией Матери. В северной части собора почивают мощи святой праведной Софии Слуцкой. Над входом располагаются хоры. К особенностям внутреннего убранства Свято-Духова храма относится обилие резных образов. Это и славянский просветитель Кирилл, держащий в руках азбуку (рядом с ним ангелы), и креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир, и апостолы Пётр и Павел. Южный придел, освящённый во имя святых братьев Кирилла и Мефодия, сегодня играет роль крестильного храма. Его внутреннее убранство скромнее, нежели убранство главной церкви Святого Духа и придела святой Варвары. В 1968 году в южном приделе был освящён престол в честь Казанской иконы Божией Матери, а в северной части храма установили раку с мощами святой праведной Софии Слуцкой. Уже более полувека Свято-Духов кафедральный собор остаётся главным храмом Белоруссии. Одновременно он является одной из архитектурных доминант Минска.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №95, 2014 г.

Статьи по теме