Контрольная работа по обществознанию на тему "Духовный мир человека и деятельность" (10 класс). Духовные ориентиры личности Повеление безусловное принудительное требование не допускающее

К сожалению наука часто воспринимается обывателем как некий источник абсолютной истины. Между тем, если говорить, например, об экономической науке, истории, социологии, то объективностью в них и не пахло. Я всегда руководствуюсь двумя принципами при первичной оценке некой научной информации, если дело касается наук общественных и гуманитарных:
1. Кому объективно выгодны предлагаемые выводы? Каким классам, социальным группам, партиям и т. п. вплоть до отдельных общественно значимых личностей
2. К каким социальным последствиям приводит нас признание истинности этих выводов?
Только после такой первичной оценки, отбросив идеологическую шелуху, начинаю изучать фактическую сторону вопроса. Очень часто оказывается, что объективная основа у вывода есть, но сам вывод субъективен. Это нормально. Как в естественных науках мы, получив некие объективные результаты, стремимся поставить их на службу технической практике, так и в общественных науках, получив объективные данные, мы ставим их на службу защите наших интересов - личных, групповых и т. п., используем для защиты и распространения своего мировоззрения. Не верьте никогда и ни за что в объективность какой-либо идеологии, объявляющей себя научной, смотрите кому она выгодна и решайте для себя из своих интересов, а не ведитесь на то, что это беспристрастная наука.

Нда.. интересное у вас представление о науке. Вообще-то классический метод анализа предполагает в первую очередь задаваться вопросом об источнике и методе получения того или иного вывода либо той или иной информации, а уже потом разбираться, кому оно выгодно. И в точных науках, и в естественных, и в гуманитарных.

Ответить

Такой метод не годится для общественных наук поскольку не учитывает такой важный момент как социальный контекст. Общественные науки - поле боя политических сил. Зачастую просто не имеет смысла или невозможно тратить огромное количество времени на проверку источника и анализ метода.
Приведу пример. В 1990-е годы в России доступ даже в секретные архивы для значительного количества ангажированных новыми властями специалистов и неспециалистов являлся фактически свободным (см. историю с публикацией Никитой Петровым секретного документа, когда оказалось, что он добыл его копию бесконтрольно в хаосе начала 1990-х). До этого иные политические силы монопольно контролировали архивы и могли манипулировать их содержимым. А до них другие. И так далее.
Можно ли доверять документам из этих архивов? Конечно, при условии тщательной проверки. Такая проверка, если ее проводить не для галочки, требует для каждого документа значительного времени, масштабных вложений в оборудование, включения в процесс для объективности историков из всех политических лагерей и прочего в том же духе. Это возможно в путинской России или вообще в какой-либо стране мира? Конечно, нет, ни одна политическая сила не допустит всесторонней проверки даже архивов своих противников (например, большевики, опубликовав массу разоблачающих документов царского режима, многие из них до общественности не довели по различным причинам и уж конечно не допустили масштабной проверки, о которой я пишу выше). Потому мы и видим как время от времени случается скандал наподобие обнаружения в британском королевском спецхране аж дюжины фальшивок.
Так вот, не имея возможности сейчас реально проверить документы, я могу очень много лишней работы не проводить, если приму простую аксиому: если публикуется документ, невыгодный публикатору, то он наверняка подлинный. А выгодный документ подлежит максимально возможной проверке.

Вариант № 1.

1. Выберите определение, соответствующее понятию «мораль»:

а) совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человеке;

б) осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;

в) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;

г) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий.

2. Наукой о морали, нравственности является

3. Безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств, называется

б) «золотым правилом нравственности»

в) научным мировоззрением

г) духовной потребностью.

4. Соврешенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших моральных требованиях

5. Мыслители, обосновавшие нравственный идеал как универсальный закон природы

г) Аристотель, .

1. Точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют.

2. Учение о ценностях.

3. Одно из направлений в этике, возникшее в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля; основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью.

4. Отрицание всех положительных идеалов и любых поведений морали вообще.

Закончите предложения.

1. Система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире – …

2. Тип мировоззрения, который возникает в жизни человека в процессе его личной практической жизни человека в процессе его личной практической деятельности, взгляды человека формируются стихийно – …

3. Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд, Коран и другие произведения мировой духовной культуры – …

4. Мировоззрение, прочно обоснованное достижениями науки –

Задание:

Мировые религии о морали.

Христианские заповеди.

5. Почитай своих отца и мать.

6. Не убий.

8. Не укради.

10. Не завидуй чужому добру.

Библия, Книга Исход, гл. 20

Евангелие от Матфея, гл. 22

Из Ветхого Завета.

«Вдову и сироту не обижай».

Индуистские принципы йоги.

1. Ахимса

2. Сатья

3. Астейя

4. Апарибраха


5. Брахмачарья

Из Корана.

Тесты «Нравственные ориентиры деятельности».

Вариант № 2.

1. Какое из перечисленных ниже определений не относится к определению морали?

а) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;

б) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий;

в) система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов;

г) форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности.

2. Центральными в этике являются понятия

а) общего и частного;

б) добра и зла;

в) абсолютного и относительного;

г) идеального и материального.

а) Д. Дидро;

б) И. Кантом;

г) К. Каутским

4. Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией

5. Мыслители – сторонники социального происхождения морали

а) Фома Аквинский, Августин Блаженный;

б) Пифагор, Гераклит, Дж. Бруно, Спиноза;

в) Т. Гоббс, К. Маркс, М. Вебер, Дж. Милль;

г) Аристотель, .

Работа с понятиями. Венгерский кроссворд.

Найдите здесь понятия, к следующим определениям:

Точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют. Учение о ценностях. Одно из направлений в этике, возникшее в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля; основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью. Отрицание всех положительных идеалов и любых поведений морали вообще.

Закончите предложения.

Система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире – … Тип мировоззрения, который возникает в жизни человека в процессе его личной практической жизни человека в процессе его личной практической деятельности, взгляды человека формируются стихийно - … Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд, Коран и другие произведения мировой духовной культуры - … Мировоззрение, прочно обоснованное достижениями науки - …

Задание: Ознакомьтесь с заповедями мировых религий. Отметьте идеи, одинаковые или сходные для всех мировых религий: призыв к миру; о помощи нуждающимся; о справедливости; о богатстве; о добре.

Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем.

Мировые религии о морали.

Христианские заповеди.

1. Я есть Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов, кроме меня.

2. Не делай себе кумиров ни на небе, ни на земле, ни под землей; и не поклоняйся и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Суббота (день покоя) посвяти его Господу Богу твоему.

5. Почитай своих отца и мать.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй, не изменяй любви и верности, сохраняй чистоту мыслей и желаний.

8. Не укради.

9. Не лжесвидетельствуй, не лги.

10. Не завидуй чужому добру.

Библия, Книга Исход, гл. 20

Суть этих заповедей Иисус Христос изложил так:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Евангелие от Матфея, гл. 22

Из Ветхого Завета.

«Почитай своих отца и мать. Не убивай. Не кради. Не прелюбодействуй. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

«Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его».

«Вдову и сироту не обижай».

«Если найдешь вола врага твоего или осла его, заблудившегося, - приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним».

«Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним».

«Блажен, кто помышляет о бедном!»

«Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца».

«Научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступитесь за вдову».

«И будет Он [Бог] судить народы…и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать»

Индуистские принципы йоги.

Пять обетов Сдержанности – Йама, которые составляют Великий обет – Маха-вратам.

1. Ахимса – не-насилие, не-убийство, не-причинение вреда всему живому в делах, чувствах, словах и мыслях, любовь ко всему сущему.

2. Сатья – правдивость, искренность в делах, чувствах, словах и мыслях.

3. Астейя – не-воровство, не-присвоение чужого.

4. Апарибраха – не-накопительство лишнего, отказ от второстепенного ради главного.

5. Брахмачарья – воздержание, контроль за всеми желаниями, эмоциями, мыслями.

Пять главных обязанностей правоверных мусульман. Пять столпов веры.

1. Верить, что есть только один единый Бог – Аллах, а Мухаммед – его Пророк.

2. Совершать намаз (молиться) 5 раз в день.

3. Соблюдать главный пост с рассвета до заката в течение священного месяца Рамадан всем, кроме малых детей и больных.

4. Тратить пятую часть своего дохода на милостыню.

5. Совершить хотя бы раз в своей жизни хадж – паломничество (путешествие) в святые места – Мекку и Медину.

Из Корана.

«Поистине, Аллах любит делающих добро, сдерживающих гнев, прощающих людям».

«Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха того, что вы нарушаете справедливость. Будьте справедливы».

«А родителям – делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу, и другу, и путнику».

«Праведники кормят бедняка, сироту и пленника».

«И не говорите тому, кто предложит вам мир: «Ты неверующий»».

«Кто богат, пусть будет воздержан».

«Не будьте неумеренны. Он [Бог] не любит неумеренных».

Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Кто же устанавливает моральные нормы?

На этот вопрос даются разные ответы. Весьма авторитетной является позиция тех, кто считает источником моральных норм деятельность и заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа.

В священных книгах многих религий записано общеизвестное правило, которое в Библии звучит следующим образом: «…Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Согласно другой точке зрения, нормы и правила морали формируются естественно – историческим путём – и извлекаются из массовой житейской практики.

Опираясь на имеющийся опыт, человечество выработало основные моральные запреты и требования: не убивать, не воровать, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть и, напротив, одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие.

В пословицах русского народа неразрывно связывались честь и разум: «Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает».

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них – И. Кант. Он сформулировал категорический императив морали, следование которому весьма важно для реализации нравственных ориентиров деятельности.

Как же Кант характеризует категорический императив? Приведём одну из его формулировок

Существует, утверждал Кант, только один категорический императив: «поступай всегда согласно такому правилу, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать».

Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления.

Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые учёные называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека.

Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.

Когда речь идёт об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, о том, что ими отвергается, нередко используются термины «антиценности» или «отрицательные ценности». Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе. Отношения эти могут быть различными в разных культурах и у разных народов или социальных групп.



Виды ценностей: правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными.

Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали. Моральные категории носят противоположный характер – добро и зло.

Совесть – это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях.

Поэт Осип Мандельштам писал:

…Совесть твоя:

Узел жизни, в котором мы узнаны…

«Угрызения совести, - писал Адам Смит более двух веков назад, - самое ужасное из чувств, посещавших сердце человека».

К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм – ценностное отношение человека к своему Отечеству , преданность и любовь к Родине, своему народу.

Приведите примеры проявления патриотизма?

(Вспомните события Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)

Тест по теме «Человек как духовное существо» В-1.

    Обобщённая система взглядов на мир в целом называется

    сознание

    творчество

    мировоззрение

    Уровень мировоззрения, который формируется под влиянием жизненных обстоятельств, основывается на здравом смысле и повседневном опыте:

    обыденное мировоззрение

    религиозное мировоззрение

    научное мировоззрение

    теоретическое мировоззрение

    Тип мировоззрения, который включает в себя обобщённые итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека со средой обитания:

    гуманистическое мировоззрение

    религиозное мировоззрение

    научное мировоззрение

    теоретическое мировоззрение

    К универсальным ценностям можно отнести:

    представления о добре и зле, счастье, смысле жизни

    жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья

    трудолюбие, социальное положение

    честность, бескорыстие, доброжелательность

    свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет

    все вышеперечисленное

    Что является одним из важнейших способов нормативной регуляции действий человека в обществе?

    Искусство 3) мораль

    Совесть 4) страх

    Термин «мораль» произошёл от латинского слова

    нравственный

    правильный

    божественный

    Что явилось исторически первым регулятором общественных отношений?

    Нормы, с помощью которых человеческие действия определяются как хорошие или плохие, добрые или злые, справедливые или несправедливые, - это:

    нормы права 3) нормы этикета

    нормы справедливости 4) нормы морали

    Определение «Нормы, опирающиеся на общественные оценки, убеждения и привычки людей, идеалы добра и зла, долженствования, справедливости, регулирующие поведение человека» относится к понятию:

    нормы права 3) нормы традиций

    религиозные 4) нормы морали

    Безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств, называется

    «золотым правилом нравственности»

    научным мировоззрением

    духовной потребностью

Тест по теме «Человек как духовное существо» В-2.

  1. И. Кантом

    Г.Ф. Гегелем

    К. Каутским

    Совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших моральных требованиях – это:

    ценность

3. Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией

    долга 3) чести

    совести 4) достоинства

4. Достойные уважения моральные качества личности, проявляющиеся во всей деятельности в этике, определяются категорией

  1. достоинства

    Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе в этике определяется категорией

  1. достоинства

    Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд, Коран и другие произведения мировой духовной культуры

    научное мировоззрение

    религиозное мировоззрение

    обыденное мировоззрение

    официальная доктрина

    Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентирами называется:

    Вера 3) убеждение

    Долг 4) совесть

    Отметьте верное утверждение:

    убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения

    убеждения присущи человеку с научным типом мировоззрения

    убеждения присущи человеку с обыденным типом мировоззрения

    убеждения присущи человеку с религиозным типом мировоззрения

    Существует правило окончания телефонного разговора: первым кладёт трубку тот, кто позвонил. К какому типу социальных норм его можно отнести?

    к нормам морали 3) к нормам этикета

    к нормам права 4) к традициям

    Уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию называется

    солидарностью

    восприятием

    толерантностью

    конформизмом

Ответы (В-1):

Ответы (В-2):

Олимпиада по обществознанию 10 класс Школьный этап

Фамилия _______________ Имя_____________

1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для каждого приведенного ниже ряда.

    Социология, политология, экономика, психология, антропология…

    Философия, искусствознание, литературоведение, язык….

    Анаксимен, Анаксимандр, Фалес, Платон, Аристотель….

    Субъект, объект; цель, средства, результаты, действия….

    Ощущение, восприятие, представление…

    «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия»…

    Аграрное общество, Индустриальное общество, Постиндустриальное общество…

    А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн…

    Гипотеза, Диспозиция, Санкция…

2. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово (выражение) выпишите и объясните, почему вы так решили

    Аграрное общество, традиционное общество, доиндустриальное общество, постиндустриальное общество

    Национально - государственное устройство, форма правления, политический режим, тоталитарный режим.

    Н. Бердяев, А. Смит, Дж. Кейнс, Ф.А. Хайек.

    Понятие, ощущение, суждение, умозаключение.

    Административное право, Гражданское право, Трудовое право, Уголовное право.

3. К основным экономическим функциям демократического государства относятся.

    Защита конкуренции, ее рациональных масштабов.

    Создание правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы.

    Строгий контроль за мерой труда и мерой потребления.

    Перераспределение доходов и богатства.

    Контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

4. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков:

    Вал…в…й национальный продукт – сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителем данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

    Т…л…рантность – терпимость к другим мнениям, верованиям. Поступкам.

    Экстр... мизм – проявление крайних взглядов на мир.

    С…к…ляризация – процесс освобождения общества, различных его сфер от господства церкви.

    …мп…ратив – повеление, безусловное принудительное требование, не допускающее возражения и обязательное для всех людей.

    …бстр…кция – отвлечение от частностей в методах познания.

    Д…в…антное поведение – отклоняющееся поведение.

    Д…прессия – застой в чем-либо.

    Т…н…йджер – подросток, юноша или девушка в возрасте 13-19 лет.

    Н……сфера – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим его фактором.

5. Из нижеприведенного списка укажите (цифрами) понятия относящиеся к

политической сфере:

1. Фракция 2. Популизм 3. Плюрализм 4. Парламентаризм 5. Страта

6. Маргинал 7. Гласность 8. Племя 9. Парламент 10. Искусство. 11 Рецессия. 12. Экзистенциализм, 13 Релятивизм, 14. Государство 15. Президент

6. Замените определения понятием.

    Исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире.

    Периодически повторяющиеся спады и подъемы в экономике.

    Польза или выгода, которую мы получили бы от лучшего из невыбранных вариантов.

    Самая «молодая» монотеистическая религия в мире.

    Группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

7. Укажите единственно правильный ответ

1. Какая из перечисленных ниже наук дает наиболее общие знания об обществе и человеке? 1)экология 2) философия 3) правоведение 4) политология

2. Формирование способности каждого человека к творчеству, его восприимчивости к лучшим художественным произведениям – это одна из задач

1)элитарной культуры 2) поп-культуры 3)массовой культуры 4) духовной культуры

3. Отражение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе 1)искусства 2) науки 3)производства 4) образования

4. К социальным относятся потребности человека в

1) отдыхе 2)пище 3) воде 4) общении

5. Экономика – это наука, изучающая 1) мотивы поведения человека 2)методы рационального хозяйствования 3) способы внедрения достижений науки и техники

4) формы повышения квалификации работников

8. Заполните пропуски

1. Владение, … распоряжение

2. Традиционное общество, … постиндустриальное общество

3. …, Феодальная общественно-экономическая формация (ОЭФ), Капиталистическая ОЭФ

4. …, Внесение предложений об издании закона в законодательный орган страны, Рассмотрение и обсуждение законопроекта.

5. …, Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, … .

6. …, восприятие, представление

7. Цель, средства, …, …,

8. Буддизм, … Ислам

Ответы к олимпиаде по обществознанию для 10 классов

1 задание (20 баллов)

    Социальные науки

    Гуманитарные науки

    Древнегреческие философы, мыслители

    Политические режимы

    Структура деятельности

    Чувственное познание

    Политические партии, по результатам выборов 2007 года, представленные в Государственной Думе

    Типология обществ

    Поздние социалисты – утописты (социалисты утописты – 1 балл)

    Структура правовой нормы

2 задание (10 баллов)

1. постиндустриальное общество, так как три остальные синонимы, характеризующие одну ступень общества

2. тоталитарный режим, так как остальные три – это элементы формы государства

3. Н.А. Бердяев - философ, остальные ученые – экономисты.

4. Ощущение – относится к чувственному познанию, остальные к рациональному

5. Уголовное право – относится к охранительным отраслям, остальные к регулятивным

3 задание (4 балла)

Ответы 1,2,4,5

4 задание (10 баллов)

Ответы: за каждое правильно написанное слово 1 балл

5 задание (8 баллов: неправильный ответ)

1,2,3,4,7,9,14,15

6 задание (5 баллов)

1. истина;

2. экономические циклы;

3. альтернативная стоимость

5. отрасль права

7 задание (5 баллов)

1-2, 2-4, 3-1, 4-4, 5-2,

8 задание (9 баллов)

1. пользование

2. индустриальное (промышленное) общество

3. Рабовладельческая ОЭФ

4. Выявление потребностей в создании правовых норм

5. Международные договоры (нормы международного права); Указы Президента

6. Ощущение

7. Действия, Результат

8. Христианство

Итого 72 балла

Исполнитель А. Казанцев

34768 2-37-59; kaalex 62@ mail . ru

Статьи по теме