Наши небесные покровители. Почему Пётр I сделал Андреевский флаг символом русского флота Небесный покровитель петра 1

Согласно христианской традиции у каждого города, вне зависимости от его статуса и численности населения, существуют свои небесные покровители - святые, чья земная жизнь была связана конкретно с этой местностью.16 (27) мая 1703 года на Заячьем острове в устье Невы Петром I и его сподвижниками была заложена крепость, которая и послужила основанием для будущей столицы. Случилось это в Троицын день, и поэтому именно Пресвятая Троица считается первым небесным покровителем Санкт-Петербурга.

Имя другого небесного покровителя напрямую связано с названием города. Санкт-Петербург назван не в честь своего основателя - Петра I, а во имя святого апостола Петра , и закладывался город по благословению архиерея воронежского Матрофания, полученному Петром еще в юности: «Будешь жить в других дворцах, на севере, и воздвигнешь новую столицу - великий город в честь святого Петра. Бог благословляет тебя на это».

Святой апостол Петр был одним из двенадцати ближайших учеников Христа. Простой галилейский рыбак по имени Симон (Петр), призванный Спасителем для проповеди Благой Вести, стал впоследствии основателем крупнейшей церковной кафедры в Риме. В христианстве с именем этого апостола связывают понятие о твердости и нерушимости основ веры.

Планировалось, что будущая российская столица станет открытым окном на Запад, через нее будет проходить взаимообмен двух культур, двух традиций - исконно русской и западноевропейской. И именно святой апостол Петр осуществлял свою проповедь христианства не только на Востоке, но и на Западе.

Кроме того, в переводе с греческого Петр означает «камень, твердыня». Возводя среди болотистых хлябей крепость, ее основатели справедливо считали, что грозный форпост обновленной России будет неприступной твердыней, домом, который, согласно евангельской притче, построен на камне.

Говоря об апостоле Петре, нельзя не упомянуть и апостола Павла , который не был непосредственно учеником Христа, но без которого немыслимо развитие христианства. Апостольские послания Павла производили сильнейшее впечатление на первые христианские общины и до сих пор служат образцом понимания истоков веры.

29 июня (12 июля) 1703 года в Петров день в Санкт-Петербурге в честь этих двух апостолов и был заложен Петропавловский собор.

В 1713 году на левом берегу Невы была основана Свято-Троицкая Александро-Невская обитель (с 1797 года - лавра). 30 августа (12 сентября) 1724 года, в день годовщины заключения Ништадтского мира, в Александро-Невский монастырь из Владимира были торжественно перенесены мощи святого благоверного великого князя Александра Невского (†1263) . Инициатором этого события стал Петр I, который считал, что молодой столице нужен новый святой покровитель-соотечественник.

Великий князь Александр Ярославович был выдающимся государственным деятелем, который оберегал Русь как от набегов крестоносцев, так и от давления со стороны татаро-монгольских завоевателей. Прозвище «Невский» князь получил за победоносную битву со шведами на реке Неве (1240), когда малой дружиной он наголову разгромил многочисленное шведское войско. (Символично, что Петр I заложил Санкт-Петербург неподалеку от этого места.) В 1242 году князь Александр одержал еще одну великую победу: на льду Чудского озера, близ Новгорода - над рыцарями Ливонского ордена.

Помимо военных успехов, святой благоверный князь Александр проводил мудрую дипломатическую политику с руководителями Золотой Орды, что позволяло оберегать пределы русской земли от вторжения татарских войск. Перед самой кончиной князь принял монашество с именем Алексий и умер в возрасте около 50 лет. В XV веке князь Александр был канонизирован Русской Православной церковью.

6 февраля православные жители города отмечают день памяти другой своей небесной покровительницы - святой блаженной Ксении Петербургской († ок. 1803) . На старом Смоленском кладбище, невдалеке от Смоленской церкви находится небольшая часовня - место массового паломничества православных со всех концов страны. Здесь покоятся мощи блаженной Ксении. Свой духовный подвиг небесная покровительница несла в Петербурге. Рано овдовев, она целиком посвятила себя служению Богу и людям, приняв на себя облик мнимого безумия. Юродивые (блаженные) всегда пользовались на Руси особым почитанием. Юродство позволяло им, не взирая на лица и чины, обличать людские пороки. Блаженная Ксения тайно помогала людям, попавшим в беду, имела пророческий дар и считалась скорой помощницей в земных страданиях. В 1988 году Поместный собор Русской Православной церкви канонизировал Ксению за святость жизни, глубокую любовь к страждущим и за чудеса, совершающиеся до настоящего дня по молитвам блаженной.

2 января Православная церковь отмечает день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского (†1908) . Особенно торжественно отмечают этот день в ставропигиальном Иоанновском женском монастыре на набережной реки Карповки - монастыре, основанном самим отцом Иоанном, в котором и находится его усыпальница.

Родившийся в 1829 году в глухом селе Сура Архангельской губернии в семье дьячка, худой и болезненный мальчик вскоре стал одним из выдающихся пастырей России и навсегда связал свою жизнь с городом на Неве. И хотя почти весь свой священнический подвиг он провел в Кронштадте, жители Петербурга считают его своим небесным покровителем.

Город Кронштадт в конце XIX века представлял собой беднейшие затворки столицы. Не только бедняки, но и состоятельные жители города, потерявшие духовные ориентиры, обращались к отцу Иоанну за помощью. Прославивший своими молитвами и пророческим даром не только Кронштадт и Петербург, но и весь российский Север святой праведный Иоанн Кронштадтский был канонизирован 14 июля 1990 года.

В настоящее время открываются имена новых мучеников и исповедников: царя-мученика Николая II, священномученика митрополита Вениамина Петроградского, преподобного старца Серафима Вырицкого и многих других подвижников веры.

Текст подготовил Сергей Алексеев

Литература:

Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в 3-х томах. СПб., 1994.
Жития святых земли Российской. СПб., 2004.
Надпорожская О.С. Небесные покровители Санкт-Петербурга. М., 2003.

Человек при рождении обретает своего ангела-хранителя, оберегающего его на протяжении всей земной жизни. Уже ранние христиане называли новорожденных именами апостолов и пострадавших за веру мучеников, в надежде на их благословение и заступничество перед Господом. У городов тоже есть небесные покровители, каждый из них нарекается в честь определенного праведника. Санкт-Петербург на всем протяжении своей не очень долгой, но прекрасной и трагической истории, пройдя через многие тернии и испытания, всегда возрождался вновь, потому что был храним целым сонмом святых.

В прежние времена на любое важное дело, тем более, когда закладывался город или строилась церковь, испрашивалась небесное благословение, для чего совершался молебен. С прочтения молитвы на основание града и окропления берегов Заячьего острова святой водой началась история Северной столицы. Ее создатель Петр Великий избрал покровителями Санкт-Петербурга двух первоверховных апостолов Петра и Павла: во имя обоих он повелел освятить собор, а в честь первого назвал сам город.

Находится Град Петров и под покровом Казанской иконы Божией Матери. Петру I предрекли, что, пока будет этот образ пребывать в Северной столице и перед ним не устанут молиться православные, в нее не ступит вражеская нога. Так и произошло в Великую Отечественную войну во время блокады Ленинграда: по легенде, чудотворная Казанская икона, обнесенная крестным ходом вокруг города, не дала врагу завоевать его.

Есть у Санкт-Петербурга и другие святые покровители. Это благоверный князь Александр Невский, праведный отец Иоанн Кронштадтский, блаженная Ксения Петербургская и царь-мученик Николай II.


Князь Александр Ярославович (1221-1263, причислен к лику святых в XVI в.) вошел в историю России как величайший радетель о Русской земле. На всем протяжении своей жизни он сохранял верность Православной церкви, что явилось гарантом национальной независимости Руси в то тяжкое время, когда она одновременно оказывала сопротивление монгольскому хану Батыю и отражала натиск крестоносцев с Запада. Великая победа русского воинства под предводительством святого князя-ратника - Невская битва - произошла на западных рубежах Руси. Поэтому не случайно одним из первых деяний Петра I в только что основанном Санкт-Петербурге было создание монастыря во имя благоверного князя Александра Невского и перенесение туда из Владимира мощей святого. Предполагалось, что «угодник Божий, бывший постоянным хранителем сего края при своей жизни, пребудет самым надежным защитником и покровителем его и по смерти...». День памяти святого - 23 ноября / 6 декабря.


Отец Иоанн (Иван Ильин Сергиев, 1829-1908/1909) был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте. Более полувека нес он утешение и надежду страждущим и угнетенным. В Иоанне Кронштадтском заключалась сила, неизменно привлекавшая к нему сердца. Когда отец Иоанн служил, церковь не вмещала всех желающих, когда выходил на улицу, за ним следовала огромная толпа почитавших его людей. Он обладал редким даром исцеления, спасая тяжело больных, порой возвращая к жизни обреченных на смерть. Отец Иоанн получая со всех сторон огромные пожертвования, которые полностью раздавал на добрые дела.

В 1990 году Иоанн Кронштадтский был причислен к лику святых. Дни его памяти - 19 октября / 1 ноября и 20 декабря / 2 января.


Одна из самых почитаемых святых Санкт-Петербурга. Родилась Ксения Григорьевна Петрова в первой трети XVIII века. Глубоко потрясенная тем, что ее муж скончался, не успев принести покаяния, Ксения решила замолить его прегрешение тягчайшим в христианском благочестии подвигом юродства Христа ради. Раздав все свое имущество, она облачилась в одежду мужа и стала скитаться по Петербургу, со смирением и кротостью снося насмешки и гонения. 45 лет претерпевая жару и стужу, но ни разу не хворая, угодница Божия дожила до 71 года. Еще при жизни блаженная стала почитаться скорой помощницей и чудотворицей. По молитвам, обращенным к ней, Ксения помогает и доныне. Особенно много людей тянутся к месту ее погребения, уповая на нее как на последнюю надежду. Канонизирована Ксения Петербургская в 1989 году. День ее памяти - 24 января / 6 февраля.


В 2002 году последний русский император Николай II (1868-1918), его жена и пятеро детей, расстрелянные в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, были канонизированы Русской православной церковью в лике страстотерпцев.

Николай II и его семья, несмотря на все издевательства и оскорбления, перенесенные ими в заточении, следовали заповедям Евангелия. Сознавая, что смерть неизбежна, они сохраняли в сердце всепобеждающий свет Христовой истины и в момент мученической кончины обрели способность простить своих палачей. Царская семья нашла в себе силы превозмочь страдания и умереть с именем Христа на устах. В Санкт-Петербурге, родном городе Николая II, во многих храмах хранятся иконы с его образом. День памяти царственных страстотерпцев - 4 / 17 июля.

В переводе с древнегреческого языка имя Петр означает «скала» или «камень». В христианский мир оно вошло как имя одного из учеников Христа - апостола Петра. Его настоящее имя звучало как Симон, а его прозвище было Кифа, что в переводе с арамейского языка означает «камень» - символ непоколебимой веры апостола. Древние греки перевели слово «камень» на свой язык, и оно стало звучать как «петрос».

На Руси имя Петрос не прижилось, но зато вошло в обиход как имя Петр. Оно быстро и прочно распространилось среди всех слоев населения, и стало восприниматься как исконно славянское. О популярности имени Петр свидетельствует народное творчество, множество сказок, поговорок и пословиц, а также популярные фамилии, образовавшиеся от этого имени - Петров, Петренко, Петрушин и другие.

Истрия знает множество выдающихся личностей, носивших и носящих это знаменитое на весь мир имя. Среди них российский император Петр I, режиссер Петр Мамонов, композитор Петр Чайковский, французский актер Пьер Ришар, российский поэт и прозаик Петр Ершов, физик Петр Капица, российский психиатр Петр Кащенко и многие другие.

Именины и святые покровители

Святой апостол Петр - старший брат святого апостола Андрея Первозванного, прежде был рыбаком и звался Симоном, имел жену и двоих детей. Однажды Господь, избрав Симона в качестве своего верного ученика, провозгласил его «не только ловцом рыбы, но и людей». Имелось в виду, что отныне святой апостол Петр является помощником и заступником людей, которые раньше творили беззаконие, но раскаялись и встали на путь исправления.

Сам Петр грешил больше всех других апостолов, но всегда искренне каялся. Однажды он даже предал своего учителя Иисуса, отрекшись от него в страхе за свою жизнь, но затем искренне раскаялся в содеянном.

За верность и преданность христианству Иисус провозгласил своего апостола Петра достойным Царствия Небесного и вручил ему ключи от рая. Он поручил своему любимому апостолу «пасти своих овец», то есть учить народ христианской вере. Согрешивши перед лицом Господа не один раз, апостол Пётр стал проводником между Богом и людьми. Господь наделил его правом впускать в рай только те души, которых Апостол Петр посчитает достойными.

Всего христианская церковь канонизировала более 50 святых, носящих имя Петр, поэтому все обладатели этого славного имени могут выбирать себе именины, совпадающие с датой рождения, либо в ближайшую дату, следующую после дня рождения.

Характеристика имени

Имя Петр наделяет своего обладателя ранимым, неустойчивым характером, предрасположенным к душевным терзаниям. Однако внешне это совершенно незаметно, напротив, Петр умеет производить впечатление человека с ильным и принципиальным характером, которого сложно сбить с выбранного пути. Это самодостаточная личность, иногда даже авторитарная, но при этом он все равно остается добрым и эмоционально уязвимым человеком.

Большинство людей по имени Петр обладают трудолюбием, целеустремленностью и упорством, поэтому среди них редко встречаются люди неуспешные или пьющие. Благодаря уравновешенному и дружелюбному характеру Петр прекрасно ладит с людьми, а его сослуживцы и товарищи уверены, что на его слово всегда можно положиться. У Петра прекрасная память, как на добро, так и на зло - он никогда ничего не забывает и все замечает, при возможности он не упустит случая отблагодарить или отомстить.

Видео-рецепт по случаю :

Перед тем как совершить поступок или приступить к делу, Петр все хорошо обдумывает, он все начинает медленно, но наверняка. Многие люди его недооценивают, а сам мужчина, особенно в молодом возрасте, позволяет себя эксплуатировать, получать меньше, чем заслуживает. Умение держать эмоции под контролем позволяют Петру стойко переносить неудачи, к тому же он умеет учиться не только на своих ошибках, но и на чужих.

Петр никогда не вступает ни в какие сомнительные проекты, не конфликтует с законом - предусмотрительность и осторожность у него всегда на первом месте. Друзей у Петра немного, он вообще предпочитает общаться с людьми «нужными и полезными», но при этом очень ценит родственные связи.

В целом Петр обладает настоящим мужским характером, в котором сочетаются такие противоречивые качества как тирания, романтизм, чуткость, самостоятельность, цинизм и правдивость. У Петра прекрасная интуиция и завидное здравомыслие, позволяющие ему добиться в жизни немалого успеха. Но судьба ничего не подарит ему просто так - за все придется бороться и много работать.

Детство

Маленький Петя растет активным и любознательным ребенком. В нем с раннего детства заметны такие черты как хозяйственность, он любит строить и мастерить своими руками, интересуется техникой.

В школе мальчик учится средне, никакими особыми талантами не блещет. Но учителя его любят за серьезное отношение, исполнительность и послушание. В старших классах Петя начинает понимать ценность образования и обязательно постарается поступить в ВУЗ. Подросток рано взрослеет и стремится к самостоятельной жизни, свои первые деньги он обычно начинает зарабатывать уже в подростковом возрасте.

Петя - человек увлекающийся и целеустремленный. Если в детстве он заинтересуется спортом, творчеством, коллекционированием или чем-то еще, то вполне может пронести свое увлечение через всю жизнь. Твердый характер мальчика, переходящий в упрямство, желание настоять на своем могут принести ему как проблемы, так и большой жизненный успех.

Многие черты характера взрослого Пети будут зависеть от эмоциональной обстановки в семье, в которой мальчик растет. Если в детстве он не почувствует достаточной любви, уважения и поддержки от своих родителей, то может вырасти злобным, мстительным и угрюмым человеком, склонным к самоедству.

Здоровье

Петр от природы обладает хорошим здоровьем, к которому относится очень бережно, старается не приобретать дурных привычек, почти не пьет.

Слабыми местами мужчины являются спина, мочеполовая система, почки. В зрелом возрасте могут возникнуть проблемы со зрением и с нервной системой, возможны частые и продолжительные головные боли.

Для Петра очень важно его эмоциональное состояние, он все воспринимает слишком близко к сердцу, из-за чего у него может нарушиться сон, появится повышенная нервная возбудимость и даже агрессивность. В таком состоянии Петр плохо себя чувствует и контролирует, у него обостряются хронические заболевания.

Сексуальность

Петр - чрезвычайно притягательная личность для женщин, которые видят в нем надежного, уверенного в себе мужчину. И хотя секс занимает в жизни мужчина важное место, гораздо важнее для него духовная близость со своей партнершей, ощущения комфорта и единения душ.

Петр не любит менять своих партнерш, и, найдя женщину, которая его устраивает, он будет хранить ей верность долгие годы. Налаженная и спокойная сексуальная жизнь дает Петру ощущение спокойствия и стабильности.

Петр вовсе не романтик, он не умеет красиво ухаживать и дарить подарки, не любит говорить комплименты. Но он способен окружить свою женщину вниманием и заботой, дать ей почувствовать себя нужной и любимой. Петр - это, безусловно, тот человек, которому можно доверять и с кем можно строить отношения.

Брак и семья, совместимость

Петр - человек ответственный и надежный, с традиционными взглядами на семью. Безусловно, в семье, как и в жизни, он будет стремиться к лидерству, к жене и детям относиться со строгостью. Одно из основных требований к супруге - безупречная верность и преданность, даже малейшего флирта с другими мужчинами со стороны супруги мужчина не потерпит. Иногда Пётр бывает деспотичным, может провоцировать ссоры, не разговаривать с женой по несколько дней. Он всегда будет требовать повышенного внимания к своей персоне.

Петр сделает все возможное для материального обеспечения семьи, в свой дом постарается привнести уют и покой. Он с удовольствием будет выполнять всю «мужскую» работу по дому, заниматься ремонтом и садом, но в остальном его супруге придется справляться самой. Скорее всего, он четко разделит обязанности по дому на «мужские» и «женские». Мужчине важно, чтобы его вторая половина была хорошей хозяйкой, умела вкусно готовить и много занималась с детьми. Измена со стороны Петра может возникнуть только на почве конфликтных отношений с женой.

Наиболее удачный брак возможен с женщинами по имени Алина, Варвара, Вера, Диана, Евгения, Екатерина, Лариса, Любовь, Наталья, Олеся и Светлана. Избегать следует отношений с Еленой, Дарьей, Валерией, Ириной, Оксаной, Мариной, Ольгой и Татьяной.

Бизнес и карьера

У Петра есть природная склонность к анализу и систематизации, поэтому из него может получиться хороший следователь, дознаватель, ученый, педагог, экономист или писатель. Работает Петр импульсивно, по вдохновению, может целый день бездействовать, а на другой день выполнить тройной объем работы. На работе стремится быть одним из лучших, строго придерживается дисциплины и субординации.

Из Петра получится прекрасный руководитель - строгий и справедливый. Он умеет относиться требовательно как к себе, так и к подчиненным. Петр не склонен часто менять место работы и профессию, поэтому у него есть все шансы стать большим профессионалом в своем деле.

Коллеги по работе могут быть уверены в Петре, он всегда точно выполняет все возложенные на него обязательства. Но для мужчины немаловажное значение имеет достойная оплата его труда - работать на низкооплачиваемой должности за идею он не станет. Чем лучше будет оплачиваться его труд, тем старательнее будет работать Петр.

Талисманы для Петра

  • Планета-покровитель - Луна.
  • Покровительствующий знак зодиака - Рак. Петром рекомендуется называть мальчиков, родившихся под этим знаком зодиака.
  • Наиболее удачное время года - лето, наиболее удачный день недели - понедельник.
  • Счастливый цвет - зеленый.
  • Тотемное животное - рак-отшельник. Он символизирует осторожность, неторопливость, мудрость и целеустремленность. Рак никогда не отпускает то, что опало в его клешни, так же как и Петр, никогда не расстается с тем, что является его собственностью.
  • Тотемное растение - береза и ночная фиалка. Заговоренная береза в христианской традиции считалась мощным оберегом, защищающим дом от нечистой силы. Это дерево символизирует невинность, чистоту помыслов и высокую нравственность. Ночная фиалка умеет согревать душу, привносить в дом уют и покой, успокаивать и гармонировать мысли, придает оптимизма.
  • Камень-талисман - изумруд. Этот камень развивает дар предвидения, благоприятствует любовным начинаниям, борется с бессонницей, обостряет ум и проницательность. Изумруд является символом чистоты и целомудрия, его рекомендуется носить новобрачным. Считалось, что если камень расколется, то это будет свидетельствовать об измене одного из супругов.

Гороскоп

Овен - человек агрессивный и властный, всячески скрывающий свою ранимость и чувствительность. Мужчина категорически отрицает любые авторитеты и не терпит власти над собой, он сам способен покорять и вести за собой людей. В Петре-Овне сильно выражено мужское начало, он страстный и сексуальный, вспыльчивый и агрессивный. Самое главное для него в жизни - постоянное стремление вперед, бездействие этого человека него губительно. Для того чтобы добиться желаемого, Петр-Овен может пойти на обман и коварство, он даже не замечает, что большинство трудностей, встречающихся на его пути, созданы им самим. Петр-Овен прирожденный оптимист, способный заражать своим жизнелюбием окружающих. В любви он романтик и эгоист одновременно, жить с таким человеком очень не просто. Его женщина должна уметь притуплять импульсивность своего избранника, оставаясь при этом нежной, женственной и слабой.

Телец - эмоциональный и беспокойный мужчина, не выносящий одиночества. Это земной человек, плотский и чувственный, не лишенный романтизма, но обладающий завидным здравомыслием. По натуре он созидатель, не боящийся никакой работы, в том числе и физической. Любые неприятности только закаляют его характер. Из отрицательных черт характера Петра-Тельца можно отметить невероятное упрямство, а также неумение прощать обиды. В любви Петр-Телец патологический собственник, иногда его ревность доходит до паранойи. В душе он консерватор, не любит ничего нового, придерживается традиционных семейных ценностей. Петр-Телец однолюб, может сохранять верность своей женщине на протяжении всей жизни. В семье становится безусловным лидером, способным обеспечить комфорт, уют и материальное благополучие. Пристрастие к домашнему уюту и комфорту у этого мужчины в крови, он живет под девизом «мой дом - моя крепость».

Близнецы - натура спокойная, немного неуверенная в себе. Он находится в постоянном движении - от одного человека к другому, с одного занятия на другое. Чем бы он ни занимался в данный момент, в голове у него крутится еще множество мыслей и идей. Весь день крутиться как белка в колесе - норма для этого человека. Консерваторы и тугодумы его раздражают, так же как рутинный, монотонный труд. Быть в центре внимания - норма для Петра-Близнеца, он нуждается в постоянном внимании, обожает лесть и комплименты в свой адрес. Из отрицательных черт характера этого мужчины можно отметить необязательность, ненадежность, хвастовство, желание работать на публику. Петр-Близнец остается большим ребенком и после женитьбы, его манят приключения и авантюры. Всяческие поползновения со стороны супруги на свою личную свободу воспринимаются им в штыки, хотя сам мужчина как никто другой нуждается в советах мудрой и терпеливой женщины.

Рак - личность сентиментальная, впечатлительная, легко возбудимая. Он поддается чужому влиянию и может попасть в глубокую зависимость от более сильной личности. Петр-Рак склонен преувеличивать масштабы своих проблем, он обидчив и капризен, любит манипулировать чувствами близких ему людей. Однако его худшие качества проявляются лишь в неблагоприятной для него обстановке, отсутствие любви и поддержки для этого мужчины губительны. Такая чувствительность делает Петра-Рака осторожным и скрытным, обычно с годами он набирается опыта и «отращивает защитную броню». К поставленной цели мужчина может идти долго, но упорно. Лишь низкая стрессоустойчивость, природная скромность и нежелание искать обходные пути может ему помешать добраться до вершины карьерной лестницы. Но у него цепкая хватка, он бережлив по отношению к финансам и всегда имеет некоторые накопления. Семейная жизнь с Петром-Раком будет небогата на события, но будет размеренной и сытой. Мужчина может легко пойти на измену даже самой любимой супруге - это помогает ему самоутвердиться в собственных глазах.

Лев - человек энергичный, искренний, честолюбивый. Мягкий и чувствительный от природы, Петр-Лев может быть жесток в своей откровенности и бестактности. Он он вовсе не злопамятен, отходчив, в нем нет ни капли лживости и подлости. Петр-Лев ленив и вальяжен, но не стоит обольщаться - в считанные секунды он может превратиться из котенка в разъяренного и опасного льва. Он прирожденный лидер и карьерист, способный справиться с любой работой, но при условии, что сумеет преодолеть свою природную лень. С финансами у этого мужчины тоже очень непростые отношения - он большой транжира, любитель роскоши и комфорта, искренне считающий, что весь мир должен вертеться вокруг него одного. Он умеет зарабатывать, но совершенно не умеет копить и правильно распоряжаться деньгами. Любимую женщину Петр-Лев постарается полностью подчинить себе - большего собственника и ревнивца трудно отыскать. Он станет настоящим защитником для своей семьи, любящим, переживающим и заботливым. Несмотря на то, что Петр-лев является большим любителем женской красоты, он способен хранить верность своей любимой женщине.

Дева - волевой, сосредоточенный мужчина, ко всему относящийся с недоверием. Он практичен, благоразумен, осторожен в делах и суждениях, все подвергает логическому анализу. Любой вид хаоса и беспорядка, в том числе и в мыслях, вызывает у него панику и неприятие. Не менее сильно его раздражает лень, ложь и вульгарность в любых ее проявлениях. Петр-Дева - идеалист и труженик, стремящийся к совершенству во всем. У него золотые руки, но он часто отвлекается на мелочи, а на главное у нег просто не остается времени. У этого человека тонкая душевная организация, он очень обидчив, не воспринимает шуток в свой адрес, иногда вызывает раздражение своей педантичностью и требовательностью к окружающим, а также бережливостью, граничащей с жадностью. Но все недостатки этого человека компенсируются надежностью, дисциплинированностью и верностью - на его слово всегда можно положиться, а лучшего исполнителя трудно отыскать. Брак с Петром-Девой должен основываться на уважении и взаимопонимании, он никогда не потерпит хитрости, оскорблений и неуважения в свой адрес.

Весы - мудрый, рассудительный и общительный мужчина, с философским взглядом на жизнь. Мужское обаяние сочетается в нем с желанием все подвергать анализу и рационализировать, у него под рукой всегда имеется множество логических доводов для доказательства своей точки зрения. Он любит давать советы, а вот в своей жизни ему разобраться не всегда получается. Принятие решения - это серьезная трудность для мужчины, он всеми силами старается избежать любой ответственности. По натуре Петр-Весы не лидер и не борец, он противится любым узам и не любит обязательств. Он не станет долго страдать от разбитого сердца, все быстро забудет и не станет сожалеть о прошедшем. Этому человеку вообще недостает тонкости, способности понять душевные переживания другого человека. Он обладает ясным умом и железной логикой, а вот душевной чуткости ему недостает. Еще он не любит ссоры, конфликты, большие сборища людей, быть в центре внимания. Больше всего он обожает покой, душевный комфорт и уютную обстановку. Если женщина сумеет найти подход к его сложному характеру, он станет ей верным и заботливым супругом.

Скорпион - личность амбициозная и горделивая, со своими внутренними ценностями, не зацикленная на повседневности. Он брюзга и ворчун, хотя иногда и сам не понимает, что конкретно вызывает его недовольство. Петр-Скорпион не умеет смотреть на обстоятельства сквозь пальцы, он всегда точен и беспощаден в своих высказываниях. Чем больше испытаний выпадает на долю Пера-Скорпиона, тем крепче становится его дух и воля к победе. Его трудно представить бездействующим или пребывающем в депрессии, каждому своему делу, будь то любовь или работа, он отдается по максимуму. Этот человек умеет мастерски играть на чужих нервах, слабостях и недостатках. Петр-Скорпион в семье - безусловный авторитет, защитник и добытчик. Жизнь с ним никогда не будет легкой, так как он просто не умеет жить спокойной и размеренной жизнью. Он страшный ревнивец и собственник, может закатывать скандалы на пустом месте. Примирения после ссор будут такими же страстными, как и выяснения отношений. Супруге Петра-Скорпиона нужно запастись терпением, благоразумием и мудростью, чтобы благополучно сосуществовать рядом с таким непростым человеком.

Стрелец - непостоянный, бойкий, искренний человек, наделенный живым обаянием и харизмой. Он настоящий любимец публики, к нему редко кто может испытывать неприязнь. Петр-Стрелец в любом возрасте остается молод душой, он эмоциональный энтузиаст и вечный двигатель. Ему чаще всего везде и во всем сопутствует удача, которой он умеет щедро делиться с окружающими. У него страсть совать свой нос во все дела, даже в те, которые его не касаются, он может одновременно увлекаться несколькими направлениями - политикой, искусством, оккультизмом и много еще чем, отдаваясь своим увлечениям без остатка. Петр-Стрелец сторонится любого рода ответственности, не любит брать на себя обязательств, больше всего ему нравится ощущение свободы. Иногда он может производить впечатление поверхностного человека, что отчасти является правдой. Отличительная черта характера этого мужчины - открытость и доверчивость, а также принципиальная честность, которые некоторые люди используют в своих корыстных интересах. Женится Петр-Стрелец с большой неохотой, так как больше всего на свете дорожит своей свободой. Его трудно посадить на короткий поводок, напротив, для счастливого брака мужчине надо давать возможность иногда давать отдыхать от семьи, предоставлять ему полную свободу действий и общения. Ревновать его не нужно - принципиальная честность во всем не позволит ему изменять своей супруге даже вдали от нее.

Козерог - мечтательный и романтичный мужчина, невозмутимый и спокойный в любой ситуации. Он склонен к приступам меланхолии и депрессии, ему как воздух необходимы любовь, спокойная и доброжелательная обстановка в семье. В душе он мечтатель, но его мечты материальны и всегда связаны с планами на будущее. Чаще всего Петр-Козерог четко представляет что ему нужно и как этого добиться. Этот мужчина отличается сильным характером, иногда переходящим в упрямство и неспособность признавать собственные ошибки. Трудолюбие, практичность и самостоятельность помогают ему стать успешным человеком, а неудачи и большие проблемы могут толкнуть его в пучину депрессии и уныния, из которой выбраться самостоятельно Петру-Козерогу будет очень трудно. Этот мужчина с трепетом относится к семейным узам, он крепко привязан к своей семье, а особенно к детям. Он готов жертвовать собой ради интересов родных, но и на измену он тоже способен. Правда, мужчина постарается сделать все, чтобы не ранить супругу - даже при буром романе на стороне он будет по-прежнему заботиться и беречь свою жену.

Водолей - дружелюбный, разносторонний и независимый человек, склонный идеализировать окружающих его людей. Даже в пожилом возрасте в душе он остается озорным мальчишкой, ему приходится буквально заставлять себя подчиняться общепринятым правилам. Он изо всех сил сопротивляется всему, что помешало бы ему жить так, как ему хочется. Петр-Водолей ненавидит рутину и однообразие, ему трудно усидеть на одном месте. По натуре этот мужчина не транжира и не жмот, но деньги для него не главное. Он часто меняет место работы и профессии, а потому ему трудно стать профессионалом в своем деле, успеха в бизнесе он также добивается не часто. В брачном союзе с Петром-Водолеем гарантированно будут отсутствовать сцены ревности, скука и рутина. Он лишен глубокой привязанности, в том числе и к супруге, никакие слезы и разумные доводы не заставят его изменить привычный образ жизни. Правильная тактика взаимодействия с Петром-Водолеем - принимать его таким, какой он есть, не пытаться его изменить.

Рыбы - несмелый, деликатный и робкий мужчина, предпочитающий уступать, но не ввязываться в конфликты. Натура этого человека отличается двойственностью: с одной стороны он честный и трудолюбивый мужчина с методичным подходом к любому начинанию, с другой стороны он глубокий мечтатель и идеалист, испытывающий искренне разочарование от того, что жизнь далека от совершенства. Петр-Рыбы может быть предан своей работе до самозабвения, но для руководящей должности ему не хватает здоровой наглости и цинизма, а также умения уверенности в себе и своих силах. У него токая душевная организация, он очень обидчив, раним и замкнут, поэтому, как никто другой нуждается в любви и поддержке своих близких, а иногда и в покровительстве более сильного человека. Он не борец по натуре, предпочитает плыть по течению и ждать подарков судьбы. Супруге Петра-Рыбы понадобится много терпения и мудрости, чтобы выдержать некоторую непрактичность и безответственность своего мужа. Кроме того, если этот мужчина хорош собой, он почти наверняка будет изменять своей супруге, так как большего дамского угодника трудно отыскать.

Материал подготовила Наталья Топоркова

История России - это путь развития уникальной христианской культуры с многовековой православной традицией. Санкт-Петербург, несмотря на свой европейский вид, с самого начала был не только истинно русским городом, но подлинной столицей православной державы. Северная часть нашей страны, в которой он возник, уже несколько столетий являлась христианской. По преданию, христианскую религию на северо-западных рубежах Руси утвердил апостол Андрей Первозванный, проплывший по Неве в Балтийское море и водрузивший здесь свой жезл. И частица его святых мощей была положена Петром I в основание Петропавловской крепости, ставшей одним из символов культурной столицы нашей страны.

Город, построенный на границе с Европой, воспринимал все последние западные веяния. Окидывая мысленным взором нескончаемую череду храмов, можно смело утверждать, что Петербург в царское время являлся поистине оплотом всемирного Православия. Даже в экономически тяжелые для России годы Первой мировой войны в Петрограде продолжали строиться и освящаться православные храмы, общее число которых в 1917 году приближалось к 500.

В годы репрессий в Северной столице и ее окрестностях уничтожили более 100 храмов и многие пришли в запустение. Но течение времени неумолимо, и, спустя десятилетия, вновь возобновились службы в уцелевших храмах. Во время Великой Отечественной войны власть вступила в диалог с церковью, и духовенство города вместе с прихожанами получило, возможность регулярно молиться. В трагический момент для Петербурга в храмах неустанно молились о сокрушении врага, вселяя в людей веру в победу.

Сейчас многие храмы превращены в музеи, но в них, тем не менее, проходят службы.

У городов, так ж,е как и у людей, есть небесные покровители. Санкт-Петербург на всем протяжении своей многолетней истории, пройдя через многие испытания, всегда возрождался вновь, потому что был храним целым сонмом святых.

Еще в далекие времена Петру I предрекли, что, пока в Петербурге будет пребывать образ Казанской иконы Божией Матери, и перед ним будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога.

У города на Неве есть и другие небесные покровители: князь Александр Невский, праведный отец Иоанн Кронштадтский, блаженная Ксения Петербургская, царь-мученик Николай II.

Князь Александр Ярославович вошел в историю России, как величайший радетель о Русской земле. На всем протяжении своей жизни он сохранял верность православной церкви, что явилось гарантом национальной независимости Руси в то тяжкое время, когда она одновременно оказывала сопротивление монгольскому хану Батыю и отражала натиск крестоносцев с Запада. Великая победа русского воинства под предводительством святого князя произошла на западных рубежах Руси. Поэтому не случайно одним из первых деяний Петра I в только что основанном городе стало создание монастыря во имя благоверного князя Александра Невского и перенесение туда из Владимира его мощей. День памяти святого - 23 ноября/6 декабря.

Одна из главных святынь православия в Петербурге - Александро-Невская Лавра. По преданию, она заложена на месте исторической битвы Александра Невского со шведами в 1241 году. Именно здесь великий князь разбил врага. Император Петр Первый затем повелел построить на этом месте монастырь во имя Святой Троицы и святого Александра Невского. Вскоре Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра стала центром распространения православной веры и культуры. Лавра состоит из 12 зданий. Здесь находится икона Божией Матери «Невская Скоропослушница», принесенная с Афона, Мироточивая икона с мощами Александра Невского, икона Божией Матери «Боголюбская», икона святого преподобного Серафима Саровского, икона «Спас Нерукотворный», икона святой мученицы Параскевы Пятницы, икона святого великомученика и целителя Пантелеймона, икона св. благоверного великого князя Александра Невского, мощи святителя Иннокентия Иркутского, мощи святого благоверного князя Феодора Новгородского, мощи Киево-Печерских святых и другие святыни.

Отец Иоанн Сергиев служил в Андреевском соборе Кронштадта. Более полувека он нес утешение страждущим и угнетенным. В Иоанне Кронштадтском заключалась сила, неизменно привлекавшая к нему сердца. Когда отец Иоанн служил, церковь не вмещала всех желающих, когда он выходил на улицу, за ним следовала огромная толпа почитавших его людей. Он обладал редким даром исцеления, спасая тяжело больных, порой возвращая к жизни обреченных на смерть. Отец Иоанн получал со всех сторон огромные пожертвования, которые полностью раздавал на добрые дела. Дни его памяти - 19 октября/1 ноября и 20 декабря/2 января.

В 2002 году последний русский император Николай II, его жена и пятеро детей, расстрелянные в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, были канонизированы Русской православной церковью в лике страстотерпцев. Николай II и его семья, несмотря на все издевательства и оскорбления, перенесенные ими в заточении, следовали заповедям Евангелия. Сознавая, что смерть неизбежна, они сохраняли в сердце всепобеждающий свет Христовой истины и в момент мученической кончины обрели способность простить своих палачей. Царская семья нашла в себе силы превозмочь страдания и умереть с именем Христа на устах. В Санкт-Петербурге, родном городе Николая II, во многих храмах хранятся иконы с его образом. День памяти царственных страстотерпцев - 4/17 июля.

Пожалуй, одна из самых почитаемых святых в Петербурге - Ксения Блаженная. Ее часовенка на Смоленском кладбище давно стала местом паломничества верующих со всей страны. Тысячи записочек, свечи, люди, обходящие небольшую церковь, - привычная картина. Считается, что Ксению можно попросить о самом заветном, и она обязательно поможет. Часовня блаженной Ксении Петербургской — место погребения святой. Находится она рядом со Смоленской церковью. Считается, что она пожертвовала земной жизнью после кончины супруга. 26-летняя вдова обезумела от горя после смерти мужа, полковника Андрея Федоровича Петрова. Бывший певчий придворного хора скоропостижно скончался без христианского приготовления. После этого Ксения стала юродивой, молящей о помиловании своего супруга. Она раздала свое имущество нищим, а сама бродила по улицам в лохмотьях и питалась подаянием, половину из которого раздавала нищим.

Безусловно, Северная столица России — город всемирно известных дворцовых ансамблей и прославленных музеев — предстает, прежде всего, как один из важнейших центров Русского Православия.

День 30 августа 1724 года был днем особого торжества для Петербурга: новая российская столица встречала мощи своего небесного покровителя – благоверного князя Александра Невского.

Святой покровитель града на Неве

В исторических статьях и очерках, посвященных Петербургу, до сих пор можно встретить утверждение, что Петр I, начав строительство новой российской столицы на берегах Невы, «вспомнил» о князе Александре Невском, некогда вблизи этих мест разбившем шведское войско. Безусловно, в русском сознании той поры многолетнее военное противоборство России со Швецией и военные победы, одержанные Петром, соотносились с событиями 1240 года. Вот только мыслили наши предки по-иному, и временной вектор их сознания был направлен в иную сторону: не от настоящего к прошлому, как привычно для нас, а от времен прошедших к временам настоящим: победы прошлого были залогом побед, на их глазах совершающихся. С выбором места для новой столицы дело обстояло именно так: только тут, в столь неудобном для строительства болотистом и гнилом месте надлежало стать главе российских городов, потому что место это ознаменовано было славой русского воинства, освящено невидимым присутствием святого князя-победителя, который и впредь будет хранить Русь от посягательств врагов. Петербург изначально задумывался Петром I не только как город святого Петра (своего рода «новый Рим»), но и город святого Александра Невского, защитника Руси православной. Мощи благоверного князя должны были стать главной святыней города, а его духовным центром (исследователи архитектуры Петербурга говорят, что и градоорганизующим) должен был стать Александро-Невский монастырь, в коем надлежало пребывать святым мощам князя Невского.

Место для будущего монастыря было выбрано лично Петром уже весной 1704 года. Но осуществлением своего замысла царь смог заняться только позже, когда военные заботы перестали быть наиглавнейшими.

В журнале Петра Великого за июль 1710 года читаем следующее: «Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где быть каким строениям и над Невою рекою, при Санкт-Петербурге, на устье речки Черной усмотрел изрядное место, которое называлось Виктори, где указал строить монастырь во имя Святой Троицы и святого Александра Невского, и на том месте, в присутствии его, государя, и при нем обретающихся министров и генералитета, архимандрит, назначенный в тот монастырь, Феодосий водрузил крест с таковым надписанием: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, повелением царского пресветлого величества, на сем месте имеет создатися монастырь” – и поставлена на том месте часовня». Уже в 1712 году на левой стороне речки была заложена, а в следующем году 25 марта была освящена деревянная церковь Благовещения. Как только отделаны были кельи, устроилось и иноческое общежитие.

Собственно постройка монастыря началась не ранее 1717 года по плану архитектора Андрея Треззина. На плане государь изволил начертать: «Во имя Господне делать по сему». Работы продолжались непрерывно. В том же году был заложен и храм во имя святого Александра Невского. 29 мая 1723 года во время своего посещения вновь устроенной обители государь повелел «обретающиеся во Владимирском Рождествене монастыре мощи святого благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь».

«Тако бо Бог прослави угодника Своего»

Кончина князя Александра, воина и дипломата, была благочестивой. 1262 год он вынужден был провести в Орде. Искусный дипломат, умевший вести дела с Ордой, князь отправился в ханскую ставку, чтобы попытаться воспрепятствовать военному набору русских в татарское войско. На возвратном пути князь тяжело заболел. В Феодоровском монастыре Городца, почувствовал приближение кончины, он остановился и, призвав игумена, стал просить о пострижении в иночество. Князь был пострижен в схиму с именем Алексия. На него был возложен куколь и иноческое одеяние. Он призвал к себе своих бояр и слуг и стал прощаться с ними, прося у каждого прощения. Потом причастился святых таин и тихо преставился. Это было 14 ноября 1263 года.

Митрополит Владимирский Кирилл служил обедню в Успенском соборе города, когда вошедший в алтарь гонец сообщил ему о кончине князя. Выйдя к народу, митрополит сказал: «Чада моя! Разумейте, яко уже зайде солнце Суздальской земли». И весь собор – бояре, иереи, дьяконы, черноризцы и нищие – ответили рыданием и воплем: «Уже погибаем».
Тело князя из Городца повезли к Владимиру. Был сильный мороз. Митрополит со всем духовенством, с горящими свечами и кадильницами, со всеми боярами и толпами горожан встречали тело у Боголюбова. Когда вдали показался великокняжеский стяг, который несли перед гробом, среди народа поднялся плач и стон, «яко и земли трястися». Огромные толпы теснились у гроба, чтобы прикоснуться к телу. Погребение было совершено в церкви Рождества Богородицы во Владимире 23 ноября. Житие повествует, что когда митрополичий эконом Севастиан подошел ко гробу, чтобы вложить в руку усопшего разрешительную грамоту, рука князя, распростершись, взяла сама грамоту и снова сжалась. «И тако объят ужас, – говорит летопись, – видевших то, и проповедано бысть всем се от Кирила митрополита и от иконома Севастяна. Се же слышавше, братье, кто не подивится, яко телу бездушно сушу, привезенну от далних мест во время зимы? Тако бо Бог прослави угодника своего, иже много тружеся за землю Русскую, и за Новгород, и за Пськов, и за всю землю Русскую живот свой полагав за право славное християнство».

Чудеса возле гроба Александрова продолжались.

Однажды ночью близ гроба князя молился некий благочестивый отшельник. Внезапно свечи у гробницы князя возжглись сами собой. Из алтаря вышли два старца, озаренные небесным сиянием, и тихо приблизились к гробнице. И в ночной тишине раздался голос: «Восстани, Александре, ускори на помощь сроднику своему великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменник!» И как живой, восстал из гроба Александр. Затем все трое стали невидимы. Дивное видение случилось как раз в ту достопамятную ночь, когда князь Московский Дмитрий готовился наутро вступить в бой с полчищами Мамая, собиравшегося разрушить храмы на Руси и искоренить христианство, – в ночь с 7 на 8 сентября 1380 года. Смиренный инок обо всем рассказал митрополиту. Святитель с освященным собором немедленно отправился во Владимир. С молитвою приступили к могиле Александра и раскопали ее. Тело блаженного князя после 117 лет, истекших со времени его погребения, оказалось нетленным. В чувстве глубокого умиления и благоговения перед судьбами Всевышнего, прославляющего угодников, митрополит положил тело святого в раке поверх земли. Последовавшие затем знамения прославили еще более угодника: близ святых его мощей слепые получали зрение и ноги хромых укреплялись, расслабленным возвращались силы. Тогда же было учинено князю местное празднование, написаны иконы и составлен канон. Кстати, на иконах князь изображался в одеждах схимника.

А 23 мая 1491 года во Владимире над храмом, где почивали святые мощи князя, «бысть ужасно видение, и страшно явление, и грозно знамение гнева Божия, им же наказуя нас Бог и от грех на покаяние приводя». Над каменного церковью Рождества Богородицы «от самого верха церкви тоя видеша необычно видение, яко облак легкий протязашеся или яко дым тонок извивался, белостию же иней чист, светлостию же яко солнцу подобообразно блещася, идеже тогда в тонкости и светлости облака того видеша подобие образа блаженного великого князя Александра на кони». Святой князь явно для всех как бы удалялся на небо. «Людие же видевше сие великим страхом и ужасом одержими бяху и начаша по всему граду звонити». В полдень произошел страшный пожар, испепеливший весь город с посадами. Народ, не находя нигде спасения, устремился к храму Рождества Пречистой Богородицы. Но и самый храм не уцелел: пламя охватило его и, проникнув внутрь, истребило все. Чудотворные же мощи праведного князя Александра, «на них же аще и бысть видети нечто огненаго знамения», не пострадали. Невредимой оказалась и пелена, что была на гробе святого князя.

Чудеса у гроба князя были так необычны, что при митрополите Макарии Собором 1547 года было установлено почитать князя Александра повсеместно. Память благоверного князя Невского праздновалась в день его погребения во Владимире, 23 ноября. Житие святого князя было составлено приближенным царя Ивана Васильевича Грозного Аркадием, в 1552 году получившим исцеление во время молебна перед ракой святого. Тогда Иван Грозный, шедший на завоевание Казани, остановился во Владимире, чтобы поклониться святому князю. Чудо исцеления стало благим предзнаменованием о будущей победе.

Обо всем этом, конечно же, прекрасно знал Петр I, ибо повелением «царей Петра и Иоанна Алексеевичей» в 1695 году мощи благоверного Александра Невского были переложены в новую раку.

«Приношение истинно царское и христианское»

Для перенесения святых мощей из Владимира в Петербург в 1723 году устроен был ковчег, покрытый малиновым бархатом. Над ковчегом возвышался балдахин. На крышке ковчега лежала подушка лазоревого цвета, обложенная золотым позументом с золотыми кистями. На нее возложены были крест и княжеские регалии. Из Владимира до Петербурга святые мощи должен был сопровождать настоятель Рождественского монастыря архимандрит Сергий. При шествии со святыми мощами должно было наблюдать, чтобы не было ни замедления, ни излишней поспешности. Духовные и светские лица должны были во время процессии присутствовать неотлучно. Строго было наказано, чтобы вблизи святыни не происходило «сквернословии и непотребных действ». Надлежало останавливаться «в удобных полевых местах и содержать ковчег со святыми мощами в шатре, под надлежащим присмотром и охранением».

Из Владимира мощи вынесли 11 августа. Накануне во всех храмах города отслужили всенощное бдение и утром литургию. Духовенство города и окрестных монастырей, при многочисленном стечении народа, с крестным ходом направилось из соборного храма в Рождественскую обитель. Здесь перед ракою святого князя отслужено было молебствие. Затем архимандриты и игумены, приступив к раке, подняли святые мощи и поставили в приготовленный ковчег. Монастырская стена, выходившая на большую улицу, была разобрана, так как из-за высоты ковчега, осеняемого балдахином (ковчег с балдахином был вышиною около 4 метров, длиною с носилками около 8 метров, шириною более 5 метров), пронести прямо из монастырских ворот было невозможно. Духовенство на раменах несло ковчег до так называемой Студеной горы. Волны народа сопровождали священное шествие. Колокольный звон со всех церквей раздавался в воздухе. Так проводили граждане Владимира свою достопамятную святыню.

Всюду мощи благоверного князя встречал народ. Каждый хотел не просто прикоснуться к святыне, но хоть какое-то, пусть и малое, время пронести, даже женщины и дети.

17 августа вечером, в 8 часу пополудни, шествие приблизилось к Москве и остановилось до утра у пруда под Красным Селом. Уже с вечера толпы народа устремились из Москвы и окружили ковчег. Утром 18 августа при звоне всех московских колоколов крестный ход в сопровождении множества народа двинулся на сретение святых мощей, которое и совершилось на том самом месте, где в 1652 году встречены были мощи святителя Филиппа, привезенные по воле царя Алексея Михайловича из Соловецкого монастыря. У церкви святого Василия Кесарийского было совершено всенародное молебствие. Затем процессия двинулась по Москве к Кремлю. Однако внести святые мощи в Кремль оказалось невозможным опять-таки из-за высоты балдахина. Мощи пронесли до села Всесвятского. В поле раскинут был царский шатер, под сенью которого на ночь и была поставлена святыня. В течение всей ночи множество народа как бы на страже неотлучно окружало шатер. Молебное пение не прекращалось до самого утра. 19 августа мощи направились из Москвы дальше.

По мысли Петра, святыня должна была быть уже 25 августа в Петербурге. Предполагалось 30 августа, в память заключенного в этот день Ништадтского мира со шведами, торжественно внести святые мощи в Александро-Невский монастырь. Но так как к означенному сроку святыня не могла прибыть в Петербург, то новым указом повелевалось уже не спешить шествием и по прибытии в Шлиссельбург поставить святыню в соборной Благовещенской церкви, что и было исполнено 1 октября. Там святые мощи почивали до августа следующего, 1724 года.

Встреча святыни в Петербурге была весьма торжественная. Император со свитой прибыл на галере к устью Ижоры. Благоговейно сняв святыню с яхты и поставив на галеру, государь повелел своим вельможам взяться за весла, а сам управлял рулем. Во время плавания раздавалась непрерывная пушечная пальба. То и дело из Петербурга прибывали новые галеры со знатными лицами, а во главе их – ботик Петра Великого, также отдававший салют своими небольшими медными пушками. У специально устроенной пристани шествие остановилось. Здесь святыню сняли с галеры, и знатнейшие вельможи понесли ее в монастырь. Лишь только святыня была поставлена на приготовленное место, дан был знак к возобновлению пушечной пальбы. Вечером город был иллюминован. На другой день в Александре-Невской обители было светлое торжество, на котором присутствовал государь со знатнейшими вельможами и раздавал гостям план предположенных в монастыре построек, гравированный на меди. Тогда же установлено было праздновать торжество перенесения святых мощей ежегодно 30 августа. Повелено было теперь изображать князя в великокняжеских одеждах, а не в иноческих, как принято было ранее.

Принеся мощи благоверного князя в Петербург, царь как бы поручал ему город, любимое свое детище. А через полгода Петра не стало. Предчувствовал им Петр свою кончину?..

Петр оставил для новой столицы как бы завет: воспринимая все доброе у других народов, не пренебрегать тем, что есть священного и достохвального в своем отечестве, ибо и «в своей родной стране у нас есть привлекательнейшие и достойнейшие подражания примеры благоустройства жизни внутренней, образцы искреннего благочестия, святости, которые, конечно, и должно изучать прежде всего и больше всего».

Наследники Петра свято чтили благоверного князя Александра. Супруга Петра Екатерина 21 мая 1725 года учредила орден святого Александра Невского. Дочь Петра императрица Елизавета посвятила благоверному князю первое колыванское серебро: из него была сделана великолепная рака, в создании которой принимали участие лучшие мастера того времени, а надписи сочинил сам Ломоносов. Став одним из чудес молодой столицы, рака Александра Невского постоянно упоминалась во всех книгах о городе. Императрица повелела ежегодно 30 августа совершать крестный ход. День этот вплоть до 1917 года был в Петербурге особо праздничным и не рабочим.

Екатерина II пожелала воздвигнуть в Александро-Невской обители величественный храм, дабы мощи святого покровителя города получили хранилище, им присталое. Торжество закладки происходило 30 августа 1774 года в присутствии государыни, причем, по обычаю, под алтарем заложена была серебряная доска, украшенная именем Екатерины с обозначением времени основания храма. Вместе с доской положена была часть мощей святого Андрея Первозванного. В 1790 году строительство собора было завершено, и 30 августа состоялось торжественное освящение храма и перенесение мощей святого Александра Невского. Государыня с наследником престола великим князем Павлом Петровичем, с великими князьями Александром и Константином прибыла в монастырь к 10 часам. Митрополит Гавриил и высочайшие особы немедленно отправились в церковь Благовещения, где покоились мощи благоверного князя. Шествие с мощами в новый храм совершилось в следующем порядке: впереди крестный ход, в котором с хоругвями, иконами, крестами и Евангелием шло духовенство; далее – духовник государыни нес великокняжеский венец святого князя, а архимандрит Юрьева монастыря – жезл Невского. Мощи несены были кавалерами ордена святого Александра, а балдахин над мощами поддерживали кавалеры ордена святого Владимира. Государыня шествовала, окруженная кавалергардами в парадной форме, великие князья и знатнейшие особы обоего пола заключали шествие. Все время непрерывно продолжался колокольный звон. Войска при пушечной пальбе отдавали честь. По внесении святых мощей в новый храм началась Божественная литургия, которую совершил митрополит Гавриил в сослужении архиепископов.

Благочестивая ревность русских самодержцев не ослабевала и потом, выражаясь в частых посещениях святой обители и драгоценных приношениях. Александр I принес в дар драгоценные перламутровые святцы на весь год, устроенные в виде звезды. Николай I после славной войны за освобождение единоверной Греции от турецкого ига принес в дар обители ключ Адрианополя. Александр ΙΙ имел трогательное обыкновение приходить в обитель для уединенной смиренной молитвы у гробницы князя Невского в субботу первой недели Великого поста, после принятия святых тайн.

Но грянул большевистский переворот, и почитание мощей обернулось их забвением. Слава Богу, что не осквернением, как это нередко случалось. Александро-Невская лавра была закрыта, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей все ценности лавры были реквизированы. И, конечно же, литая и чеканная серебряная рака привлекла особенное внимание большевиков: как же, около 90 пудов серебра! Ценой невероятных усилий сотрудникам Эрмитажа, куда в 1922 году была передана рака, удалось отстоять уникальное сооружение. Рака ныне выставлена в эрмитажной экспозиции. Мощи же благоверного князя были вскрыты и отправлены в… Музей религии и атеизма. И только в 1989 году святые мощи князя – покровителя города вернулись в свою обитель. Но все это время святой князь не покидал город, вверенный ему, и, может быть, потому город выстоял во всех катаклизмах, на которые так богат был XX век.

Статьи по теме