Презентация на тему философия древнего рима. Презентация: Философия Древнего Рима

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Основы философии Античная философия

Античная философия В широком смысле слова термин « античность » (лат. antiquus – древний) означает «древность». В узком смысле с понятием «античность» связывают историю и культуру Древней Греции (Эллады) и Древнего Рима.

Античная философия Это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VII в. до н.э. Античная философия возникла в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, собственно Греции - в Афинах, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация, здесь истоки западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений

Периодизация античной философии Первый период обычно называют досократическим. Он охватывает VI - V в.в. до н.э. К нему относятся милетская и элейская философские школы, учения Гераклита, пифагорейцев, атомистов. Второй период называют классическим, или сократическим. Он развивался на протяжении середины V – IV в.в. до н.э. Этот период подготовлен учением софистов, и именно в этот время появились школы великих учителей мировой философии – Сократа, Платона и Аристотеля. В третий период развивалась эллинистическая и римская философия (конец IV – П в.в. до н.э. и I в. до н.э. – V - VI в.в. н.э.). Это период явился началом формирования христианской философии.

Возникновение и становление античной философии Первыми философскими школами Древней Греции были натурфилософские школы. В центре их исследований стояла природа. Поскольку наука к тому времени не была развитой, природа рассматривалась с позиций наивного материализма. Тем не менее, это была начальная форма материализма. Предметом анализа натурфилософских школ Древней Греции были проблемы макро-(это проблемы Вселенной и ее компонентов) и микрокосмоса (это проблемы человека как отражения Вселенной).

Милетская философская школа Анаксимен (585-525 до н.э.) Фалес (625-547 до н.э.) Анаксимандр (610-547 до н.э.)

Милетская философская школа Первым древнегреческим философом был Фалес, причисляемый античной традицией к "семи мудрецам". Фалес был хорошо знаком с вавилонской и египетской религией и наукой, учился у египетских жрецов математике и астрономии. Опираясь на эти знания, установил периодичность затмений. Сочинения Фалеса до нас не дошли, как и многие работы милетской школы мыслителей. О них мы знаем из более поздних свидетельств.

Фалес (625-547 до н.э.) Впервые доказал геометрическую теорему, положив начало геометрии как науке. Вероятно, с использованием полученного доказательства точно измерил высоту пирамиды Хеопса

Анаксимандр (610-547 до н.э.) Ученик Фалеса. Ставил вопрос о начале мира. Основой всего является «беспредельное» (апейрон). Интересовался вопросами возникновения жизни. Его называют античным предшественником Дарвина. Объясняет сложнейшие вопросы развития мира, не обращаясь к вмешательству богов, а опираясь на разум.

Анаксимен (585-525 до н.э.) Ученик и последователь Анаксимандра. Искал материальную первооснову мира. Такой основой он считал воздух. В начале V в. до н.э. Милет был завоеван персами. Город постепенно теряет свое значение центра эллинистической культуры, но идеи милетских Философов находят своих продолжателей.

Философия Гераклита Эфесского Вторым после Милета очагом древнегреческой философии в Малой Азии был город Эфес, родина философа Гераклита. Гераклит - один из основоположников диалектики. Первоосновой всего считал огонь. До нас дошло 140 фрагментов из написанного Гераклитом. Тексты его непросты для истолкования, он писал образным языком и использовал множество метафор и аллегорий. (ок. 530-470 до н.э.)

ЭЛЕАТЫ - представители Элейской философской школы, существовавшей в VI - V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Представители: Элейская философская школа Ксенофан - основатель Парменид Зенон

Основные положения философии элеатов Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей философские понятия предельной общности (бытие, небытие, движение). Единое бытие понимается элеатами как непрерывное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности. В познании элеаты разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Только разум может постичь истину о мире, исходя из тождества мышления и бытия. В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие одно, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие (видимость) непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует. Окружающий мир элеаты рассматривали как нечто изменчивое и подвижное, представляя его в рамках чувственного познания.

Пифагор (ок.570-497(6) до н.э.)

Основал Пифагорейский союз – закрытое сообщество своих последователей, уже при жизни почитавших Пифагора как высшее существо. Членами союза могли быть свободные граждане, как мужчины, так и женщины, на протяжении ряда лет выполняющие определенные условия и правила этого тайного общества. Суть учения Пифагора составляет положение «Все вещи суть числа» - сущность любой вещи может быть описана числовым соотношением. Еще одна интересная идея пифагорейцев – переселение душ. По Пифагору, любая душа может вселиться в любое тело (это не зависит от того, как была прожита предыдущая жизнь). Именно Пифагор ввел в обиход сам термин философия.

СОКРАТ (469-399 до н.э.) ПЛАТОН (427-347 до н.э.) АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) Классический период античной философии

Сократ (469-399 гг.до н.э.) Древнегреческий философ-идеалист. Родился в Афинах. Его отец был скульптором, а мать – повивальной бабкой. Произведений не оставил. Автор метода « майевтики » - посредством наводящих вопросов и логических приемов подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Главная задача познания - самопознание: «познай самого себя», познание самого себя как «человека вообще», т.е. как моральную, общественно значимую личность. Познание - главная цель и способность человека, ибо в процессе познания он приходит к общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага и счастья. В этом и есть цель философии. Этика Сократа отождествляет добродетель со знанием: добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок - это всегда невежество; никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию.

Платон (427-347 гг.до н.э.) Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Родился в Афинах в аристократической семье. Его настоящее имя Аристокл. Платон основал собственную философскую школу – Академию, которая просуществовала более 1000 лет. Из множества его произведений до нас дошло немного – более двадцати. Все они написаны в форме диалогов, главным действующим лицом которых был Сократ. Платон родоначальник объективного идеализма. Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи (эйдоса). Материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое существование; идеи вечны и неизменны. Миру идей присуща иерархия. Прежде всего, это идея «общего блага» или «высшего блага». Далее, это идеи: человеческих ценностей (мудрости, справедливости, добра и зла), отношений (любви, ненависти, власти, государ­ственности и т.п.), свойств вещей и т.д.

Учение Платона о государстве Социально-политическое учение Платона в разных вариантах излагается им в трех диалогах: «Государство», «Политик», «Законы» и целиком направлено против античной демократии Учение о государстве План государственного устройства по Платону Идеальное государство есть со­общество: земледельцев и ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан; воинов, охраняющих безопасность; философов-правителей, осуществляющих мудрое и справедливое управление государством. Граждане государства вместе проводят свободное время. Институт брака упраздняется (все жены и дети общие). Допускается и приветствуется труд рабов. Допускается небольшая частная собственность и личное имущество для всех сословий.

Фрагмент диалога Платона «Государство», книга V, 472 e – 473d (папирус II I в. по Р.Х.)

Аристотель – (384-322 гг.до н.э.) Древне-греческий философ-энциклопедист, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского. Родился в г.Стагире, в семье врача. Занимался вопросами логики, психологии, теории познания, физики, зоологии, политической экономии, политики, педагогики, риторики, эстетики. Основал философскую школу – Ликей (перипатетическую школу). Это был величайший энциклопедический ум Древнего мира, систематизировавший огромный объем различных знаний. Основные труды: «Органон», «Метафизика», «Физика», «О частях животных», « Никомахова этика», «Политика», «Аналитика» (первый и второй труд – учение о логике). В своем философском учении Аристотель колеблется между идеализмом и материализмом. Первопричиной мира у него является высший разум или Бог. Центр этого мира – неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Луна, Солнце, планеты.

Аристотель, Политика 1292a 30 – 1 292b 2 (папирус I-II вв. по Р.Х.)

Философия эллинистической эпохи В конце IV в. до н.э. усилились признаки кризиса греческой демократии. Афины и другие греческие полисы утратили политическую самостоятельность. Афины вошли в состав огромной - державы, созданной Александром Македонским. Основные течения эллинистической философии: стоицизм и эпикурейство.

Стоики Последователи философской школы Стои (Афины), их жизненный идеал - невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы. Школа стоиков основана философом Зеноном из Китиона ок. 300 г. до н.э. В Древнем Риме популярными стоиками были философ Сенека (ок. 5 г. до н.э.- 65 г. н.э.), его ученик Эпиктет и римский император Марк Аврелий (121 -180 гг. н.э.). Этика стоиков опиралась на натурфилософию и учение строжайшей необходимости, действующей в мире.

По учению стоиков, все в мире творится по внутренней абсолютной необходимости. Человек не может ничего изменить по своему желанию. «Желающего судьба ведет, а нежелающего – тащит» . Мы не можем изменить внешние обстоятельства своей жизни, но можем изменить свое отношение к ним. Благодаря таким фаталистическим взглядам, сегодня слово « стоик » употребляется для обозначения человека, с достоинством принимающего любые удары судьбы (стоически выдержал трудное испытание). Стоики признавали страдания неотъемлемой частью жизни. Если страдания становятся нестерпимыми и унизительными (старческое слабоумие, рабство и т.д.) у человека всегда есть выход – уйти из жизни. Стоики не приветствовали самоубийство, но в некоторых ситуациях такой выход – оправдан.

Сенека (ок. 5 до н.э. – 65 н.э.) С юности увлекался философией. Выработал свою собственную философскую систему. В 48 г. стал воспитателем римского императора Нерона, который отличался жестокостью, безнравственностью и самовлюбленностью. Когда Нерона стали раздражать рассуждения Сенеки о совести и попытки ограничить произвол и насилие, он послал своему воспитатель приказ умереть. Сенека подчинился и принял яд. Сенека написал множество работ, которыми зачитывались современники. Ему принадлежат не только философские сочинения, а еще и 9 трагедий, историческая драма, 8 книг по естественно-научным вопросам и др. Самым известным являются «Нравственные письма к Луцилию » (124 письма, в которых он излагает свое отношение к жизни.

Эпикуреизм Философское направление, основанное известным древнегреческим материалистом Эпикуром (341 - 270 гг. до н. э.), а в римской империи представленное Лукрецием Каром (ок. 99-55 гг. до н. э.). Эпикур создал школу в Афинах, известную под названием "Сад Эпикура". Главное в его учении - этика поведения, приводящего к счастью. Речь шла об отдельном индивиде, а не об обществе, общественный союз - не является высшей целью, но только средством для достижения благополучия индивида. Это учение о счастье называется эвдемонизмом (от греч. эвдемониа -счастье, довольство). Эвдемонизм - философское направление в этике, признающее источником нравственности стремление человека к. счастью. Оно возникло впервые в античной философии.

Учение Эпикура было последней великой материалистической школой древнегреческой философии, повлиявшей на научную мысль Европы. К началу нашей эры усилились стремления к религии, распространились религиозные учения и культы, которые нашли благоприятную почву в Римской империи. Отвечая на запросы времени, сама философия становилась религиозной. Идеи и учения античной философии завершили свое развитие. Подводя итоги, отметим, что эти учения представляли собой высшую степень развития философской мысли, предшествующей европейской науке. Древнегреческая философия выдвинула важнейшие вопросы, решение которых стало задачей последующей истории мысли. А на арену истории вступала новая христианская культура, с проповедью любви к ближнему и всепрощения, жестоко расправляясь с инакомыслящими.

Домашнее задание: 1.«Человек есть мера всех вещей», - кому принадлежит это высказывание и какую философскую концепцию оно обозначает? 2.«Все течет и ничто не пребывает», «В ту же реку дважды не войдешь». Кто автор этих суждений? Почему он пришел к таким заключениям? Как называется философское учение, основанное эти мыслителем?

Выполните задание. Соедините стрелками имя мудреца, с его идеями, мыслями, достижениями Имя мудреца Идеи, мысли, достижения Пифагор Сократ Платон Аристотель Гиппократ Геродот Гераклит Клятва врача Основа всякой мудрости есть терпение. Разделение множества знаний на самостоятельные науки (физику, ботанику, политику) « Познай самого себя » « История » « Все течет, все изменяется » Мир подчинен законам математики.В основе всех вещей- число. Нечетные числа – счастливые, четные - несчастливые


Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Презентацию на тему "Эллинистическо-римская философия" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Разные. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Второй период

Эллинистическо-римская философия

Слайд 2

скептицизм

Ведущими школами этого периода были:

эпикуреизм стоицизм

Этим трём философским школам эллинизма предшествовала философия кинизма, основоположники которой Антисфен (ок. 445-360 до н.э.) и Деоген (ок. 412-323 до н.э.).

Слайд 3

Этика киников носила индивидуалистический и субъективный характер, основывалась на силе духа, на незаурядной способности к независимому существованию.

Кинизм (от греч. «кюйникос» - собака, представители этой школы именовали себя собаками) просуществовал до самого конца античности.

По мнению киников, философия должна заниматься не отвлеченным умозрением, а показывать человеку путь к добродетельной жизни. А для этого нужно произвести переоценку ценностей и «повергнуть в прах ложные ценности», как писал Диоген.

В качестве таких ложных ценностей киники рассматривали имущество, телесные удовольствия и зависимость от общественного мнения. Они проповедовали нищету и полный отказ от удовольствий.

Слайд 4

Страх перед смертью

Философия эпикуреизма

Индивидуалистический характер был присущ и эпикуреизму. Увлекшись идеями Демокрита, Эпикур (341-270 до н.э.) основал в своем саду в Афинах философскую школу, которая и вошла в историю как сад Эпикура.

Этическое учение Эпикура можно определить как этику свободы. Согласно Эпикуру, человек может стать свободным только преодолев главные препятствия к счастью:

Страх перед вмешательством богов в человеческую жизнь

Страх перед загробной жизнью

Слайд 5

Огромную роль в распространении эпикуреизма сыграла написанная на латинском языке поэма «О природе вещей» Тита Лукреция Кара (сер. I в. до н.э.). Именно с публикации этой поэмы началось знакомство с идеями атомизма в эпоху Возрождения.

Смерть, по мысли Эпикура, не имеет к нам никакого отношения, поскольку "когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет ".

Он считал, что цель счастливой жизни – в душевном спокойствии, в «безмятежности души» (атараксии).

Учение эпикуреизма перешло на римскую почву в I в. до н.э.

Слайд 6

Согласно воззрениям стоиков, путь к счастью лежит через апатию, (а - отрицательная частица, «patos» - страсть), т. е через искоренение страстных чувств, аффектов. Близость стоического понятия «апатии» и эпикурейского понятия «безмятежность духа» очевидна.

Учение стоицизма, основателем которого был Зенон из Китеона (336-265 до н.э.), просуществовало с III в. до н.э. по II в. н.э. Название школы «Стоя» произошло от места изложения своего учения Зеноном – так называемого «Пестрого портика» в Афинах.

Как и эпикурейцы, высшей целью человечества стоики считали достижение счастливой жизни, но путь к счастью они трактовали по-иному.

Стремясь жить согласно с природой, стоики искали нравственную свободу, освобождение от страстей, аффектов, которые являются главным источником пороков и бедствий человека.

Стоицизм

Слайд 7

Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так и невзгоды жизни- болезни, страдания, бедность, унижение.

Они ввели понятие фатума, или рока. Это понятие вплотную подводит стоиков к их учению о Проведении и свободе воли в рамках необходимости.

От необходимого хода вещей, а не от свободной воли человека зависят обстоятельства его жизни: богатство или бедность, здоровье или болезнь, удовольствия или страдания.

Слайд 8

Философ-скептик ничему не должен был придавать безусловно-истинного значения. Эти учения со своим теоретико-познавательным пессимизмом и уходом во внутренний мир личности были характерными не только для раннего, но и для позднего эллинизма.

Противоречивость взглядов разнообразных школ в самых важных вопросах жизни приводила к разочарованию в возможностях познания, к скептицизму (от греч. взвешивать, быть в нерешительности). Учение скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания.

Основатель скептицизма Пиррон(360-270 до н. э) утверждал, что единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений.

Скептицизм

Слайд 9

«Назад, в милую общину!»- восклицал величайший мыслитель не только позднего эллинизма, но и всей античной философии Плотин (204-270 н. э), имея виду небеса, вечное божественное бытие.

Неоплатонизм - философское учение позднего эллинизма

Неоплатонизм, наиболее яркое и глубокое учение поздней античности, выразил глубочайшие характеристики своей эпохи: её универсализм и катастрофизм.

Катастрофизм последних веков Римской империи вызвал настойчивые попытки уйти, отрешиться от всего земного, что было характерно не только для философского учения неоплатонизма, но и для зародившегося и набиравшего силу христианства.

Слайд 10

Философская задача Плотина заключалась в том, чтобы последовательно вывести из божественного первоединства градацию всего существующего в мире.

Высшей ступенью бытия по Плотину, является божественное Первоединое, или Единое, которое может быть определено только как самодовлеющее первоначало, лишенное всяких свойств.

Первое, что происходит из Единого, есть Ум (Нус), который по степени совершенства бытия ближе всего к Единому. Но как производимое Ум ниже производящего- Единого, в силу чего он содержит в себе многое.

Слайд 11

В философии Плотина продуктивными с культурно-исторической точки зрения были основные его идеи, а не сама философская схема.

Первый момент Ума - вещество, понимаемое Платином не как материя чувственного мира, а как сущее.

Второй момент Ума - мыслимое бытие, или существование.

Третий момент - мышление.

Таким образом, Ум включает в себя сущность, существование и мышление.

За Единым и Умом следует Душа, которая относится к Уму так, как Ум относится к Единому. Она имеет двойственную природу: одна её часть стремится внутрь, к Уму, а другая обращена вовне.

Слайд 12

Этим идеям, наиболее близким к христианской теологии суждена была долгая жизнь. Подводя итоги, можно сказать, что философия Плотина является, по выражению Б.Рассела, одновременно концом и началом, концом античной философии и началом христианской теологии.

Наиболее значимые философские идеи Плотина:

ценностный подход к бытию на основе его иерархизации

признание высшего бытия как творческого начала

идея творения высшим бытием низшего, понимаемая как его эманация

Слайд 13

РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ антич. философия периода эллинизма (3–2 вв. до н.э. – 5–6 вв.). Можно говорить о выделении из этой эллинистич. философии соРИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
антич. философия периода эллинизма (3–2 вв. до н.э. –
5–6 вв.). Можно говорить о выделении из этой
эллинистич. философии собственно римской, связанной
с теми философами, к-рые имели специальное
отношение к самому Риму.

С чего же началось?

С начала III столетия до н. э. в регионе
Средиземного моря существенно усиливается
влияние Рима, который из городской республики
становится сильной державой. Во II в. до н. э. он
владеет уже большой частью древнего мира. Под его
экономическое и политическое влияние попадают и
города континентальной Греции. Тем самым в Рим
начинается проникновение греческой культуры,
составной частью которой была философия.

Особый вклад в Философию древнего Рима внесли следующие философы

Марк Аврелий, Авл Корнелий, Цельс Александр
Афродисийский, Александр Полигистор, Аполлоний
Тианский, Апулей Болос из Мендеса, Гай Марий Викторин,
Гай Музоний Руф, Диоген Лаэртский, Дион Хрисостом,
Калиетес, Квинт Луцилий Бальб, Квинт Юний Рустик,
Клавдий Максим, Клеанф (полуплатоник), Кресцент (киник),
Тит Лукреций Кар, Луций Анней Корнут, Марк Корнелий,
Фронтон, Марк Туллий Цицерон, Марциан Капелла, Плутарх,
Порфирий (философ), Присциан,
Публий Нигидий Фигул, Секст Эмпирик, Луций Анней
Сенека, Луций Тарутий Фирмиан, Фаворин
Филон Александрийский, Цельс, Эпиктет

Самые продвижники своих теорий были:

Сенека
Цельсий
Цицерон

Философия Древнего Рима

Особое место в культуре древних
римлян занимала философия. Важное
значение для римской философии
приобрели идеи морального
совершенствования человека и
мистические настроения, свойственные
времени.

Развитие философии в Древнем Риме

Среди философских
направлений наибольшее
распространение в
республиканском, а позже - в
императорском Риме получили
стоицизм и эпикуреизм.
Ярким представителем стоицизма
стал Сенека. Он вложил огромный
вклад в развитии философии
Древнего Рима, в том числе
придумал сентенции.

Сентенции

Древние Римляне внесли огромный вклад в развитие
современной речи. В том числе они придумали сентенции –
короткие, но точные высказывания по латыни.
Например:
Repetitio est mater studiorum – повторенье - мать учения
из творчества Вергилия:
Sic vos, non vobis – вы работаете, а плата достается другим
Из Ювенала:
Sic volo, sic jubeo – так я хочу, так повелеваю

Стоицизм

Основным принципом стоицизма
являлась идея об отречении от
материальных благ, жизни в согласии с
природой. Произведения стоицизма
отличались прекрасным живым языком,
здравым смыслом, жизнелюбием,
терпимостью.

Заключение

Итак, Древний Рим внес огромный вклад в развитие философии. Он навсегда
останется неисчерпаемой сокровищницей мысли, явившейся великим
античным наследием Древней Цивилизации. И в нашем бурном, кровавом,
полном страданий, но и великих побед двадцать первом веке, античность
продолжает жить в нас, питая современную науку и культуру.

РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - античная философия периода эллинизма (3– 2 вв. до н. э. – 5– 6 вв.). Можно говорить о выделении из этой эллинистич. философии собственно римской, связанной с теми философами, которые имели специальное отношение к самому Риму.

С чего же началось? С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия.

Философия Древнего Рима Особое место в культуре древних римлян занимала философия. Важное значение для римской философии приобрели идеи морального совершенствования человека и мистические настроения, свойственные времени.

Развитие философии в Древнем Риме Среди философских направлений наибольшее распространение в республиканском, а позже - в императорском Риме получили стоицизм и эпикуреизм. Ярким представителем стоицизма стал Сенека. Он вложил огромный вклад в развитии философии Древнего Рима, в том числе придумал сентенции.

Сентенции Древние Римляне внесли огромный вклад в развитие современной речи. В том числе они придумали сентенции – короткие, но точные высказывания по латыни. Например: Repetitio est mater studiorum – повторенье - мать учения из творчества Вергилия: Sic vos, non vobis – вы работаете, а плата достается другим Из Ювенала: Sic volo, sic jubeo – так я хочу, так повелеваю

Стоицизм Основным принципом стоицизма являлась идея об отречении от материальных благ, жизни в согласии с природой. Произведения стоицизма отличались прекрасным живым языком, здравым смыслом, жизнелюбием, терпимостью.

Статьи по теме