Проповедь в праздник святителя николая. Проповедь в день святителя и чудотворца Николая

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вникая с рассуждением духовным в жизнь святителя и чудотворца Николая Мирликийского, задаёмся вопросом: что он в жизни своей совершил такого, чтобы его почитание охватило вселенский масштаб? Мы знаем, например, что творения апостола Павла, Антония Великого, Макария Великого две тысячи лет спустя переворачивают души читающих. Идёт счёт на миллионы тех, которых спасли они своими писаниями. Что написал святитель Христов Николай? Ничего, ни одной строчки не дошло до нас. Почему же такой маcштаб всенародного почитания именно этого святого? Ведь поражает то, трудно найти дом православного, где не было бы его святого образа. Все призывали Иоанна Кронштадтского? Нет не все. А Николая Угодника знают все. Его имя и мусульмане даже призывают. Этот угодник Божий настолько скор, насколько сильна его молитва к Господу, что слов не найти - такие силы являет Господь за его молитвы. Ну чем же он заслужил перед Богом такую силу молитв? Читаем житие и видим: да ничего особенного не сделал. Он был за имя Христово до принятия Константинова эдикта в 313 году в гонении за Христа - пробыл несколько лет в заключении. Иоанн Богослов 25 лет был на каторге в каменоломне. Мученика Авраамия рвали на куски, четвертовали среди толпы родные ему люди. Может, подвиги какие молитвенные или пост какой-то особый исполнял святой? Ничего об этом не сказано, не дошло до нас никаких знаний об этом. Он был на Вселенском соборе, против ереси арианства поднялся вместе с другими отцами. Но он не сделал столько для победы над арианством, как, например, Кирилл Александрийский, Макарий Великий.

Современные церковные археология и история свидетельствуют, что в жизнеописании святителя и чудотворца Николая переплелись биографии двух отдельных личностей. Николай Угодник жил в 4 веке, а лет через 300 в этом же городе, в Мирах Ликийских, был епископ под таким же именем, известный также великой жизнью в Боге. Церковные писатели, переписывая жития того и другого, в кучу всё смешали и перепутали и сейчас уже не понять, где про одного написано, где про другого.

Так чем же известен этот угодник Божий, почему Господь слышит так его молитвы, почему за его молитвы совершает такие потрясающие чудеса? Вопрос очень важный и для нас с вами очень принципиальный. Это не вопрос праздного исторического любопытства, этот вопрос имеет отношение к каждому из нас. Если так слышит Господь Своего угодника чудотворца Николая, если такие совершает по его молитвам чудеса, то получается одно: точно уже жизнь его была по-настоящему великой, хотя и неизвестной. Вот по тому-то и великая, что не известная.

Мы с вами знаем слова Христа Спасителя о том, что делая добро, не надо трубить пред собою (Мф. 6:2) и о том, что левая рука не должна знать, что делает правая (Мф. 6:3). Мы же, доброе дело не сделав, берём трубу большую и трубим на всех углах: «Я хочу сделать такое-то и такое-то добро». А уж если сделали, то язык чуть не отваливается от похвалы. Если же воздержимся от похвальбы вслух, то внутри, в душе о себе высоко мним. Терзаем всех и себя мучаем, ища себе славы человеческой. И потому-то, если доброе что делаем, то тщеславием, щекотанием своей гордости превращаем во зло.

Про святителя Николая не известно никаких подвигов, не известно никаких дел. Он совершал добрые дела, свои подвиги не пред людьми, не для того, чтоб кто-то записал это и прославил бы его или он сам прославил или хвалил себя, но пред Богом в полном бескорыстии. И вот об этом говорят те малые штрихи из его жизни, которые нам известны. Например, известно, когда он был епископом в Мирах, то он узнал, что один из людей этого города, некогда богатый и влиятельный, обнищал. У него было три дочери; и они были в таком возрасте, когда их нужно было выдавать замуж. Выдавать замуж нужно было с приданым по тем временам. Бесприданница - это та, которая замуж никогда не выйдет или за какого-нибудь старенького вдовца. Ну вот, он обнищал и о приданом для трёх дочерей не было и речи.

И что умыслил их отец? Он решил открыть частный публичный дом. Кто в нём будет работать? Да его дочери. Проститутками. А он, как сейчас говорят, сутенер. Он будет деньги считать. Зачем всё это? Да чтобы накопить денежки, а потом, для блага дочерей, уехать в другое место, где их никто не знает, перечеркнуть как бы всё бывшее. Деньги уже будут и с этим приданным, нажитым таким образом, потом их достойно выдать замуж. Про дочерей и про свою душу он не думал, ему было важно в духе времени пребывать. Ведь мы сами про себя знаем, как нам важно, что про нас люди скажут, как трепетно мы относимся к этой болезненной теме. Нам всё равно, что скажет Бог. Вот люди что скажут порочные, подобные мне люди, их мнение для меня очень важно.

Святитель Николай узнал об этом. И что он делает? Написано в житии: ночью тихонечко идёт и, что у него было, собрав в кошелёчек - кожаный мешочек - и тихонечко через окошко закидывает в дом. Хозяин увидел: что-то упало. Пошёл смотреть. Батюшки, золото, деньги! Что это такое? Вышел - никого нет, тишина.

Старшую дочь этот человек выдал замуж без греха. Епископ Николай узнал об этом и повторил во второй раз то же самое тихонько ночью. Отец выдал вторую дочь. Он понял, что это не просто так чудо такое, кто-то явно помогает. Но кто - он не знал и стал следить. И, когда рука тянулась в третий раз к окошку, он выскочил из дома. А там - только удаляющаяся вдаль фигура. Он бежит, просит остановиться. Тот не останавливается, убегает дальше. Едва догнал отец таинственного человека: так это же епископ нашего города Николай! Владыка взял с него слово, что пока он жив, никому он не говорил про это и сам забыл.

И так, спасая его душу и души его дочерей, он совершил своё дело по евангельской заповеди: левая рука не знала, что делает правая. Он делал свою милостыню тайно, не трубя пред собою. Вот этот штрих из жизни Николая Угодника показывает, почему так мало известно о его жизни. Вся его жизнь была сокрыта во Христе. Ему было безразлично, что про него скажут люди, какое он будет иметь мнение в глазах людей. Для него было важно, чтоб сердце горело Духом Святым.

Второй случай был, когда шли войска на восток через области Мир Ликийских. В это время шла жестокая длительная война Византии с Ираном и через город проходила военная часть. Три военачальника стали свидетелями картины, которая их поразила: на центральной площади готовится казнь и в это время епископ города Николай выбегает из толпы и удерживает за руку палача, не давая совершиться казни. Палач был в недоумении и не знал, что делать, а этот Николай стал говорить что жертва невинно осуждена и что он может доказать правоту этого человека. Вот только задумаемся: высокого звания вельможу приговорили к казни. Причиной были, конечно, интриги. Его свалил тот, кто сильнее его и этот епископ вступается за него. Что будет с тем, кто ему помешал извести и ограбить этого богатого человека? Думал ли об этом святитель Николай? Нет. Не сильным века сего угодить он хотел, но правда Божия чтобы восторжествовала. Он был архиепископом, пастырем, который должен был спасти, сохранить. Не о себе помышлял, а о каждом из тех, кто верен был ему.

Эти трое военачальников были потрясены увиденным. Казнь-то они видели многократно, сами в них участвовали. Но чтобы вот так бескорыстно собой закрыл кто обвиняемого, это была редкость.

Вскоре этих военачальников отозвали из армии ко двору императора Константина и посадили в тюрьму без суда и следствия. Они там сидели и не понимали, что случилось. Употребив связи и деньги, подкупив кого-то, они узнали, что поклёп на них возвели, клевету какую-то и готовят к казни. Что оставалось делать им? Отчаяние и ужас готовы были их охватить. И что они выдумали? Они придумали молитву, которой стали молиться. Они были не христианами, а язычниками и стали говорить так: «Бог, в Которого верит епископ Николай из города Миры, услышь нас и помоги нам!»

Видите, как интересно они видели силу епископа? Понимали, от кого она и стали молиться этому Богу.

Вскоре их вызвали к императору, который стал расспрашивать о том, знают ли они православного епископа и описал его внешность: седина, борода, невысокий рост, залысины. Один из военачальников говорит: «Лично не знаем, но видеть его видели. По описанию это епископ в городе Мирах». Император вопросил: «Что вас связывает с ним?» Они говорят: «Ничего, кроме молитвы Тому Богу, Которому он служит, чтоб тот Бог спас нас».

Константин помолчал и рассказал, что ночью во сне ему предстал епископ с описанной им внешностью и повелел не делать зла невиновным и выпустить из тюрьмы оклеветанных напрасно и пригрозил ему наказанием, если тот не послушается. Император приказал провести чёткое расследование, в ходе которого выяснилось, что они были оклеветаны напрасно.

Мы ради собственного земного блага готовы продать и предать кого угодно или хотя бы скромно промолчать, не защищая невинного. Не таков был тот, память которого мы сегодня совершаем, не таков. И поэтому-то Господь, видя тайные подвиги святого, заступничество за невинных, помощь обездоленным, в которых этот раб Божий столько преуспел, поднял его на такую великую высоту христоподобия, что теперь молитвы его имеют неизреченную силу.

Изумительно, что историки, этнографы церковные и по сей день не могут указать национальность святителя Николая. Но спроси любую бабуленьку малограмотную в любой глухой деревне, она скажет, что Николай - наш родной, русский. Конечно же русский! А какой же ещё? Так же, какой-нибудь якут скажет, что он якут. А немец признает его немцем, естественно. Санта Клаус - святой Николай. Вот это изумительно, насколько он близок и дорог стал всем и его молитва перед Богом имеет такую силу.

Будет правильно, я думаю, если я расскажу о последнем факте, пережитом мною, как священником, в рассказе человека, который был потрясён молитвой святителя Николая.

Приехали паломники, среди которых был один мужчина. Он говорит мне: «Я был в вашей церкви четыре недели тому назад. Приехал потому, что у меня была беда. Я занимал очень высокий пост, привык жить по-барски, на широкую ногу. Команду собрал около себя, которая меня поддерживала и жил безбедно. Но те, которых я поднял, они меня потом интрижечкой и свалили. И я из князей, да в грязь. А у дочки свадьба подходила к этому времени, а я уж единственной дочке обещал свадьбу - там такие деньги! Я вообще без всего остался, но отступиться не мог от слова, влез в долги. Свадьбу сыграли, как принцессе моей дочери, а теперь в таких долгах, что думать об этой цифре даже боюсь и как буду жить теперь после многолетнего барства в грязи - не представляю. Тогда приехал сюда и Вы посоветовали молиться каждый четверг в восемь вечера, читая акафист Николаю Угоднику. И вот, как велели мне, жёстко всё выполняю».

Вопрос: что это «всё»? Раз в неделю читает акафист Николаю угоднику, 20 минут. Давно? Он сам сказал: 4 недели. Вот и всё задание, вот и весь подвиг, что он совершил. А теперь он приехал и задал вопрос: «Стал я читать акафист и вспомнил обо мне один друг и позвал меня на высокую должность. Я стал думать: стоит идти, или нет? В это время другой звонит, узнав, что я теперь не у дел. Тот тоже зовет меня. Я в раздумьях: куда же лучше-то? Пока думал, третий обо мне вспомнил. Вот и приехал посоветоваться, куда из трёх мест лучше пойти». Все три должности начальствующие, все - три только сидеть, да пальцем показывать. Я ему: «Скажи, что для тебя наиболее важно в этой работе?» Он говорит: «Правду?». - «Конечно правду!». Он отвечает: «Стыдно в церкви это говорить, но для меня важны сейчас, в долгах с этой свадьбой жестоких. Да и живу не по возможностям, а по потребностям, долги не перестают расти. Деньги для меня важны, чтобы с долгами расплатиться». - «Ну так и выбирай ту должностьгде больше денег». Он помолчал и говорит: «Все три должности высокого положения и весьма денежные, все три». Я не удержался, меня пробили слезы: «Послушай, брат, тебе подходит 60 лет, молился ли ты Богу когда-нибудь или нет?» Он говорит: «Никогда». - «Вот слушай теперь, что с тобой произошло: под 60 лет ты первый раз Бога вспомнил. И не потому что душа твоя истину запросила или о вечности, о Боге вспомнил. Нет, деньги, деньги, шикарная жизнь, вот что заставило тебя к Богу повернуть и ты стал молиться. И сколько раз помолился в четырёх неделях? Сколько четвергов-то? Четыре раза. Николай Угодник просит за тебя Царя миров и Господь, слыша молитву Николая Угодника о тебе, вышел к тебе навстречу и на подносе несёт с золотой каемочкой три должности, три должности, все три начальствующие и одна другой богаче и говорит: «Ты меня под 60 лет первый раз вспомнил, но за тебя Николай Угодник просит. Выбирай. Не нравится? Может, тебе ещё лучше предложить?» Изумительно! Ты сам-то слышишь что ты говоришь?» Он на меня посмотрел, сделал паузу и со слезами на глазах сказал: «Вот теперь-то Бога из сердца у меня никто калёным железом не вырвет!»

Вот, смотрите, как действует Дух Святой молитвами Николая Угодника! Он не просто выпросил этому человеку должность, деньги. Нет, он сделал это так, что у того в сердце загорелся огонь веры так, что теперь калёным железом никто не выжгет, как он сказал. Выходит, решая земную проблему, святитель Николай всю жизнь его повернул к Богу. Вот как действуют Святые Божии! Это, вроде, бытовой пример. Но святитель Николай не в великом проявлял себя, не в делах целой страны или государства, как преподобный Сергий, а в личной жизни конкретных людей нужду конкретную видя, конкретному человеку в конкретной нужде помогая. Действуя силой Божией и решая проблему земную конкретную, душу к преображению ведёт, к Богу разворачивает на 180 градусов, в царство Божие направляет стопы. Милость Господа умножается на молитву святых, потоком неисчерпаемым изливаясь на нас, просящих Его о милости. Мир этот меняется, неизменна любовь Божия и любовь Его святых к Нему и к нам.

О святителе Николае сегодня в каноне было сказано, что он и по смерти жив. Душой предстоит пред Богом и думает о нас, совершая вещи, которые только могут потрясать, заставляют изумляться. Поэтому в сегодняшний день от всей души рады всех поздравить с памятью этого великого угодника Божия, имя которого знают все, которого мы с вами постоянно призываем и за молитвы к которому Господь столько милости являл, являет и будет являть над всеми и над каждым из нас с вами. К нему Господь нас призвал со своей молитвой обратиться. А чтоб молитва наша была ещё более действенна, взирая на святых Божиих, постараемся подражать житию их. Дай Бог, чтоб, молясь святителю Николаю, мы обрели тот дух горения, который был в нём, тот дух бескорыстия, которым он был богат, тот дух истинности, дух настоящей любви, которым горела его душа. С праздником всех!

Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Семьсот лет почивало святое тело великого святителя и чудотворца Николая в том великом месте, где жил он, где протекала вся его великая и святая деятельность – в Мирах Ликийских.
Но вот чрез семь веков попустил Господь быть бедствию на страну греческую: с разных сторон устремились на нее кочевые народы, и народы мусульманские разгромили, уничтожили почти все города Малой Азии, вырезали все мужское население, увели в плен женщин и детей. Разрушили и осквернили и Миры Ликийские, где почивали мощи святителя Николая.
Господь не восхотел, чтобы мощи великого святителя оставались в поруганном месте, под властью неверных.
И вот явился во сне святитель Николай одному святому пресвитеру, жившему в городе Бари, в Южной Италии, на берегу Адриатического моря, и повелел ему от имени Божия перенести мощи свои в этот град из Мир Ликийских; повелел возвестить об этом всем гражданам города и всем священникам.
Возвестил пресвитер священникам, возвестил народу города Бари, и избрали они из своей среды наиболее достойных, наиболее чистых по жизни людей и послали их в Миры Ликийские, чтобы привезти оттуда мощи святителя Николая. Нагрузили они корабль свой пшеницей и плыли под видом купцов; прибыли в Антиохию, распродали пшеницу и поспешили в Миры Ликийские. И пришли в церковь, в которой почивало тело святителя Николая и нашли там четырех монахов, спросили их, где мощи, и, получив указание, взломали пол над гробом святителя, изнесли этот гроб и перенесли на один из своих кораблей. Два монаха последовали за мощами, около которых они постоянно дежурили, а двое остались в Мирах.
Почти месяц плыли они по Средиземному морю и прибыли в город Бари 9 мая в день воскресный, вечером.
И все население города, как один человек, встретило святые мощи с зажженными свечами, с пением священных песнопений; и положены были мощи святые в храме Иоанна Предтечи и почивали там три года, пока не была выстроена новая церковь во имя Святителя Николая.
Тогда пригласили граждане Бари папу Римского Урбана, чтобы прибыл и перенес мощи святые из церкви Иоанна Предтечи в этот храм.
Это было также 9 мая, в нынешний блаженный день.
Уже тогда, когда только прибыли в Бари мощи святителя, немедленно начались дивные чудеса от гроба его.
В течение трех дней получили исцеление 111 человек, одержимых самыми различными болезнями.
Тогда святитель Николай явился во сне одному иноку святой и чистой жизни и сказал: «Вот я пришел к вам, по Божию повелению пришел, и вот уже исцелил 111 больных. Не престану исцелять и впредь».
Вот это событие и празднует Святая Церковь с тех пор в сей святой день. Она празднует его с великой радостью, с великой славой, и эта слава, эта радость и ликование, ярко отражены в тропаре праздника, которые слышали вы ныне: «Приспе день светлого торжества: град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными; днесь бо священное торжество, в пренесение честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами, и разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае».
Великим, весьма великим событием, какое торжествуют все христиане мира, изображается в этом тропаре перенесение мощей святителя Николая.
Весь мир и доныне свято чтит эти мощи, весь мир христианский. Он чтит их, потому что по повелению Божию перенесены были эти мощи из Мир Ликий-ских, потому что сам святитель, по слову его, пришел в град Бари в мощах своих, в теле своем.
Мир православный и мир римско-католический почитают святые мощи не только святителя Николая, но и весьма многих великих святителей, и мощи всех святых мучеников.
Это особенность истинной Церкви.
Этого почитания нет в тех христианских общинах, которые отошли от единства с православной и с римско-католической Церковью, этого почитания нет во всех церквах протестантских, в лютеранской церкви, нет у всех сектантов, это почитание составляет особенность православного и римско-католического исповедания.
Протестанты и сектанты нападают на нас за наше почитание святых мощей, считают делом не только недопустимым, но и греховным воздавать честь мертвым останкам святых. Что же скажем мы в защиту нашего православного и римско-католического почитания мощей святых? Скажем то, чего не понимают сектанты и не хотят понять и протестанты.
Я говорил вам только в прошлое воскресенье о бессмертии, о воскресении тела человеческого.
Я говорил вам, объяснял вам, что естество человеческое трехчастно. Это естество состоит из тела, души и духа. Я разъяснял вам, что такое душа и что такое дух, я разъяснял вам, в каких отношениях находятся душа и дух к телу, и если восприняли вы то, что говорил я вам, если поняли надлежащим образом, то поймете и сегодня, почему мы почитаем мощи святых.
Если существо человеческое трехчастно; если между телом, душой и духом существует теснейшая связь, обусловленная их взаимодействием, взаимодействием между телом, душой и духом; если едина и нераздельна жизнь духа, души и тела; если святой дух и душа праведная оживляют тело, то вследствие этой неразрывной связи между духом, душой и телом свято и само тело. Оно становится причастником святости духа.
Если даже стеклянный сосуд, содержавший долгое время благовонное вещество, надолго, надолго сохраняет благоухание этого вещества, даже по опорожнении от него, неужели не понятно, что тела святых мучеников, живших в тесном единении с духом – со своим духом, со святой душой; тело, которое, по словам святого апостола Павла, стало храмом Духа Святого, неужели не понятно, что это тело тоже свято, ибо свят храм Духа Святого.
Итак, всякое тело святого человека не только при жизни его, но и после смерти, даже всякие останки тел святых людей, даже кости их суть носители святости умерших святых: они тела святые, они освящены их святым духом.
А если так, то не должны ли мы относиться с великим почтением, с благоговением, даже с трепетом ко всем останкам святых?
Смеем ли мы забывать, как много чудес и исцелений истекает от гроба и мощей святых мучеников, преподобных, пророков, апостолов и святителей?
Смеем ли забывать, сколько чудес знаем мы от мощей святителя Николая?
Смеем ли забывать о весьма недавно происходившем: как прославились мощи великого нашего преподобного Серафима Саровского?
Смеем ли забывать о том множестве дивных чудес, которые сопровождали перенесение святых мощей преподобного Серафима?
Знаем мы, что гроб святителя Николая, содержавший его святые мощи, когда вскрыли его приехавшие за ними посланные из Бари, оказался полным благовонного мира.
Знаем, что мощи многих других святых, например, великомученика Димитрия Солунского, всегда источают миро, почему и называются они мироточивыми.
Можно ли это игнорировать, можно ли игнорировать те великие чудеса, которые совершаются от мощей святых?
Знаете ли вы о великом чуде, которое произошло во время IV Вселенского Собора, на котором обсуждалась ересь монофизитов? Поделился Собор на две части: одни признали учение Евтихия еретическим, другие склонились принять его, как правильное. Собор происходил в Халкидоне, в храме, где почивали мощи св. великомученицы Евфимии. И решили предоставить спор на решение Божие через св. великомученицу. Было написано два свитка: на одном учение православное, на другом учение монофизитов. Открыли гроб великомученицы, положили на грудь ее оба свитка и закрыли гроб печатями. Три дня усердно молились все Отцы Собора, чтобы чрез святую великомученицу открыл Бог, где же правда. На третий день сняли печати, подняли крышку и увидели дивное чудо: свиток, на котором было написано учение монофизитов, лежал на ногах великомученицы, а второй свиток держала она в руке и, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху Константинопольскому.
Если такие дивные чудеса творятся от мощей святых, то как же нам не чтить мощи, как в останках святых не чтить их самих, живших в этом теле до кончины своей?
Как не чтить, как не воздавать поклонение этим мощам, даже этим самым останкам, если святы они, если освящены Духом Божиим, обитавшим в этом умершем теле?
Как не воздавать почестей им, как не радоваться всем сердцем прославлению мощей?
Вы же знаете, что даже люди мирские, совершенно чуждые Церкви, оказывают великое почтение не только памяти и останкам людей, совершивших великие земные дела, дела человеческие, знаете, что сохраняют все то, что принадлежало им, устраивают музеи, в которых собирают все связанное с памятью великих мира – все вещи, принадлежавшие им, все документы, связанные с их деятельностью.
Нам ли не сохранять останки одежды Серафима Саровского, нам ли не хранить их с честью, как храним их здесь, в этом ковчеге, нам ли не хранить все вещи, принадлежавшие ему, нам ли не хранить останки от вещей других угодников Божиих? Нам ли не воздавать честь и хвалу их святым мощам? Нам ли не воздавать честь и хвалу святым?
Конечно, наше почитание весьма отлично от той чести, которую воздают в музеях почитаемым великим мирским людям.
Да, мы кадим пред мощами, преклоняем колена, лобзаем эти гробы; мы у мощей святых молимся тем, кто некогда жил в этих телах, и получаем, нередко получаем просимое.
Нам ли не почитать мощи святых, особенно таких святых, каким был великий Николай, чудотворец Мирликийский?
Будем же смиренны, не будем смущаться грубыми нападками со стороны неверующих, со стороны протестантов и сектантов, насмехающихся наш нашим почитанием святых мощей.
Будем заботиться о том, чтобы и наши тела в свое время стали мощами, святыми мощами. Надо вам знать, что в песнопениях погребальных бренные останки всех христиан именуются мощами, тем же словом, которым обозначаются тела усопших святых, потому что все христиане освящены Духом Святым, потому что в них обитает Дух Святой, потому что должны они быть храмами Духа Святого.
Помните же это и со страхом совершайте ваш жизненный путь: бойтесь осквернить ваш храм телесный, который должен быть храмом Духа Святого…
Живите так, чтобы по смерти вашей и ваши бренные останки назывались мощами, даже святыми мощами.
Аминь.
22 мая 1949 г.

Сегодня мы празднуем память человека, который был богат, но вошел в Царство небесное. Господь сказал – «трудно богатому войти в Царство небесное» (). Но Господь не говорил, что богатому в Царство небесное войти невозможно. Если бы Он так сказал, тогда многие богатые наследники, заведомо без всякой своей вины были бы лишены Царства. Был бы лишен его и царь Неманя, который имел «семь башен грошей и дукатов». Были бы исключены все, кто считался богатым в этом мире, но, несмотря на это мы читаем их имена в церковном календаре.

Нет, братья мои, благой Господь никого не лишает Своего Царства, ни перед кем из ищущих вечной жизни, какого бы звания он не был, вечной не затворяет врата. По неизреченному человеколюбию хочет, что все спаслись, и никто никому не может помешать спастись, если сам себе не помешает.

Богатому трудно войти в Царство не потому что он богат, а потому что редкий богатый может победить искушения, исходящие от богатства. Редкий богатый может удержаться от злоупотребления богатством, мало на свете богатых, которые на свое богатство не купили ад вместо рая, вечные муки вместо вечной жизни. Мало тех, кто не прилепился сердцем к богатству и не отпал от Создателя. Мало, но такие были. Трудно богатому войти в Царство небесное , но некоторые вошли. Вошел святитель Николай, вошел царь Неманя, вошли другие. Богатство не помешало, а даже помогло им войти в Царство и в календарь святых, ибо они употребили его во славу Божию и для спасения ближних. Обладая богатством, внутренне они были свободны от него. Все, что они имели, они считали Божиим имением, а себя рабами Божиими и казначеями чужого достояния, которым они распоряжались и раздавали согласно евангельским заповедям. Так они спасли свои души и помогли спастись другим. Это мужественные души, которые не дали богатству победить себя, но сами стали его победителями.

Помимо земного сокровища святитель Николай обладал еще тремя сокровищами, превосходящими по цене земные – сокровище веры, сокровище правды и сокровище милосердия. Раздавая, из любви к Христу, свое богатство бедным он сам обеднел. Но те три сокровища умножались в нем до конца его земной жизни, чем больше веры отдавал он людям, тем богаче становился, чем больше ревновал о правде Божией, тем полнее становилась его душа, чем больше милосердия изливал он на людей, тем мягче становилось его сердце. Вера, правда и милосердие, вот небесные сокровища, которые от отдачи умножаются. Вера, правда и милосердие, вот три сокровища святителя Николая, которые он оставил в наследство Церкви и которые остаются нерастраченными. Это тройное сокровище оставил святитель Божий в наследство и вам, поминающим и прославляющим его сегодня. Знайте, прославляющие святого Николая, что ему приятнее отдать вам, нежели принять от вас.

Вера святого Николая была чиста как хрусталь и крепка как алмаз. Он доказал это в Никее, когда подвергая опасности собственную жизнь, защитил от еретика.

Правда Божия в святом Николае была яркой как солнце. Он показал это, когда не дал палачу казнить трех невинно осужденных мужей. Святитель подбежал и успел собственной рукой вырвать меч из рук палача, снова ставя под угрозу свою жизнь.

А милосердие святого к нищим и убогим было подобно милосердию Христа. Он раздал как милостыню все свое имение, как правило, делая это в тайне, обрекая себя на голод и бедность.

Но этот великий раб Божий не страшился ни еретиков, ни палачей, ни голода. Он твердо знал, что Всевышний внимателен к Своим верным слугам, так и было, Всевышний защищал его до конца жизни и так прославил его после смерти среди ангелов и людей, как прославлял немногих.

Но кроме трех великих духовных сокровищ – веры, правды и милости, святой Николай имел неисчерпаемую ризницу духовных благ, в ней были сокровища кротости, воздержания, поста, молитвы и смирения. Эту ризницу переполненную духовными и нравственными сокровищами оставил дивный святитель Христов в наследство вам, православным христианам. Сегодня эта ризница широко распахнута и ее сокровища открыты для вас. Угодник Божий примет от вас и свечи и молитвы и славский хлеб не в дар, а в благодарность. Он сам сегодня предлагает вам свои дары. Если вы примите их, то и он примет вашу благодарность, но если вы его дары отвергнете, то и он ваши отвергнет. Смотрите, чтобы не презрели вы тех даров, которые предлагает вам этот богач Христов.

И еще запомните, и возрадуйтесь – святитель Николай не писал книг, не проливал мученически крови за Христа, и все-таки, он почитаем больше многих святых, мудрые писавших книги или мученически пострадавших за Христа. Тайна сия велика и чудесна. Это дело промысла Божия, этим благой Господь хотел показать, что Он вводит в Царство Свое не только мудрых богословов и мучеников, но и бесчисленный сонм добрых душ, хранивших истинную веру и исполнявших заповеди Божии. А таких среди верующих было и есть множество, среди тех, кто не говорил, а делал, не писал книг, но дышал Духом Божиим. Правда, мудрые богословы и мученики многочисленны, но все же они в меньшинстве по сравнению с великим множеством тех последних, прославленных не как богословы и мученики, а как молчаливые и верные рабы Христовы, как святой народ Божий.

Святитель Николай – народный святитель, совершенный образ тех, кто, слыша слово Божие, спешил исполнить его и научить своим примером других. В этом причина того, что угодник Николай почитаем более многих святых учителей и мучеников. Это основание для того, что посвятила ему кроме этого дня, который празднуем мы сегодня, каждый четверг каждой недели года, наряду со святыми апостолами, ему – Николаю Мирликийскому чудотворцу.

Богу нашему слава, святителю Николаю честь и похвала, а всем вам мир и здравие и радость и благословение на веки. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господи братья и сестры, всех вас сердечно поздравляем с этим великим праздником – днем памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца, с праздником всегда очень радостным, теплым. Какие бы ни были наши жизненные испытания, всегда этот праздник сглаживает все, потому что мы знаем и верим, и ощущаем, что он еще один молитвенник, еще один реальный ходатай в жизни тех, кто к нему обращается с верой, надеждой и любовью, а таких, наверняка, миллионы. Нет такого храма, нет такого дома, где бы не было иконы святителя Николая.

Все мы знаем о его дивном житии, о его подвигах. И хотелось всего несколько слов сказать на одну тему, которая преподносится нам святой нашей матерью Церковью в тропаре, посвященном святителю Николаю. В этом тропаре Церковь называет его «правилом веры». И каждому из нас надо задуматься о своей вере и просить святителя Николая об укреплении этой веры.

Апостол Павел говорит, что “вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр. 11:1) . И наградой за эту веру, есть возможность увидеть когда­нибудь это невидимое тем, кто до конца пронесет ее, эту веру в своем сердце, и, мало того, будет молиться об укреплении этой веры и стараться об ее умножении. Как апостолы молились: “Господи, умножь в нас веру”, как отец одного болящего ребенка молился: “Верую, Господи! Помоги моему неверию” (Мк.9:24) . Потому что, с одной стороны, вера – это дар Божий, с другой стороны это и труд человека по укреплению в себе веры. Движение навстречу Богу – это двоякий процесс, потому что без почвы ничего не бывает, сначала малюсенький фундамент должны положить мы сами.

Один из знаменитых протоиереев сказал: “Все последователи Христовы назывались не иначе как учениками, и ты, если не хочешь учиться вере, то ты и не последователь Христов. Ты и не ученик Его. Я даже не знаю, как и кем ты называешься”. Апостол Павел, обращаясь к ученику своему Тимофею, говорит: “Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя” (1 Тим. 4:16).

Однажды я приехал к великому старцу Украины, уже ныне покойному схиархимандриту Зосиме, которому тогда было 56 лет. Он мне сказал: “Ты знаешь, Мелхиседек, а я до сих пор учусь, и учусь всю жизнь. Еду в какой­нибудь монастырь, замечаю там что­нибудь хорошее, еду в какой­нибудь храм, спрашиваю: “Есть ли у вас какие­либо благочестивые обычаи”. О. Зосима служил в глухой деревне, в с. Никольское под Донецком, в Москве у него был помощник, который все вновь изданные книги покупал и отсылал ему, так что его келья всегда была завалена книгами. Он смотрел на них и говорил: “Мечтаю, когда пойду на пенсию, буду их читать, а сейчас только пролистываю”. До пенсии он, конечно, никакой не дожил, в 59 лет “сгорел в Церкви”, в том смысле, что вся его жизнь была посвящена Церкви, и он, не жалея себя, служил день и ночь, будучи очень больным человеком. И в 59 лет этой опоры Церкви, опоры Украины, не стало. Ему было 56 лет, а он говорил: “Всю жизнь учился”. У нас один человек прочитает какую­нибудь книжку и думает, что он уже все знает и может учить других. Все знает только невежда.

В наш храм пришла одна детская группа – первоклассники. Пришли вместе с учительницей. А учительница была проста сердцем, но очень богомудрая, потому что только “чистые сердцем Бога узрят”. Не просто книжная начитанность делает человека крепким в вере, а нравственная жизнь. Чудак, даже прочитав сотню книг, чудаком и останется, если ничего из этих книг не исполняет и не делает в жизни. Нам святые отцы дали девиз: “Исполняй то, что знаешь и откроется то, чего не знаешь”. А у нас в одно ухо влетело, а в другое вылетело, потому что мы ничего из того, чему учат нас святые отцы, не знаем и не делаем. Мало того, спроси сейчас кого­нибудь из стоящих в храме простую, элементарную вещь: знание нашей веры. И не надо далеко ходить: Символ веры – знаете ли вы наизусть. Я не буду просить, чтобы подняли руки, кто знает, чтобы не упасть с амвона. Большинство только читают, а надо его знать наизусть, чтобы он стал неким стержнем нашей жизни.

Есть катехизис митрополита Филарета (Дроздова), в нем изложен потрясающий синтез веры святых отцов. И самое главное: нужно вникать в нравственно­практические вещи, существующие в нашей Церкви. Что значит Церковь, богослужение и его символика, смысл икон, смысл облачений, порядок и исполнение богослужения, смысл Символа веры, смысл заповедей блаженств, заповедей Моисея, смысл и толкование молитвы “Отче наш” ­ все это растолковывается святыми отцами, и сейчас эта литература доступна. Но только всегдашняя “нехватка времени”, всегдашняя “занятость” не дает нам этого читать. На телевизор, на какой­то сериал времени у всех хватает, а это каждый день один час. А если бы этот час был бы посвящен Евангелию, был бы посвящен книгам, то мы сами были бы уже профессорами богословия.

Так вот, приходят первоклассники в храм вместе с учительницей, стоят, разглядывают стены и говорят: “А что это такое?”. А около Крестилки у нас изображена фреска «Тайная вечеря” знаменитого греческого художника и иконописца 14 века Панселина. Дети смотрят и говорят: “Татьяна Ивановна! А кто это?”. И она говорит: “Это Иисус Христос с учениками”. Они отвечают: “Татьяна Ивановна! Какие же это ученики, когда у них бороды?”. А она говорил: “Бог – бесконечен, и поэтому христиане учатся вечность, т.е. всю жизнь”. ­ “Поняли. А это – ученики?” ­ “Ученики”. – “А почему их тогда так мало?”. А учительница и говорит: “А вот среди вас послушных детей много?” ­ “Нет”. “Ну вот, и за Ним ходили только послушные, а послушных, по жизни, меньше, вот их и так мало. Зато все послушные”.

Вот эта сердечная искренность, такая глубина духовной мудрости, конечно, дается человеку, который вникает в смысл веры и пытается по ней жить. Мы должны еще знать, что способствует умножению веры. Расскажу вам из личного опыта.

В повседневной жизни, если нет каких­то особых испытаний, трудностей, сложностей, все течет своим чередом, и за это слава Богу. Но мы как­то не особо замечаем силы и действенности молитвы, потому что именно молитва, искреннее обращение к Богу и ответ на эту молитву, способен умножить и укрепить эту веру. Но я заметил: паломничество по святым местам укрепляет веру. Почему? Потому что сложно все сочетать и транспорт, и какие­то неудобства. Но, (и это бывает почти в каждую поездку) чувствуешь особую силу Божию: автобус к автобусу, поезд к поезду, опаздываешь на 20 минут, а водитель, хотя и должен был уехать, в это время меняет колесо. И он задерживается именно на те 20 минут, на которые мы опоздали. А в это время все паломники читали Акафист святителю Николаю. И так каждый из нас может вспомнить большое количество ситуаций, когда все вроде бы было сложно, но вдруг незаметным дивным образом сложилось одно к одному. И мы уже здесь видим, что это не простое совпадение, это не простые случайности, а это ответ на наше молитвенное обращение, на наше молитвенное воздыхание к Богу.

Святитель Николай не только был глубоко верующим человеком, дышал Небом, дышал Церковью, дышал Богом, но он еще и помнил слова апостола Иакова, который говорил, что “вера без дел мертва?” (Иак 2:20). И свою веру в Бога он выражал, доказывал, он жил этим, он жил интересами других людей. Он служил им, помня заповедь Христа Спасителя: “Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд” (Лк 6, 36).

Свт. Николай подражал Спасителю в этой добродетели – добродетели милосердия и жертвенной любви.

Вот так надо подражать ему в своей жизни. Не только в крепкой вере, но и в жертвенной, самоотверженной любви. И среди нас, прихожан этого святого храма, есть такие люди, которые живут этой крепкой верой, живут этой самоотверженной любовью ближним. В прошлом году в нашем храме состоялось награждение преподавателя Радонежской гимназии Елены Борисовны Рогожиной орденом святой равноапостольной княгини Ольги III степени, за труды по устройству и поддержанию молитвенно­трудового лагеря православной гимназии “Радонеж” при Свято­Введенской Оптиной Пустыни. И многие хотели бы спросить: “А почему именно ее наградили, а как же я? Не одна она так подвизается и трудится. Я тоже что­то там незаметно, а иногда и заметно, делаю для Церкви, и никто меня еще пока не заметил. Чтобы мне такого сделать, чтобы заметили?”.

Сейчас я вам расскажу, что надо сотворить, чтобы заметили. В 1946 году открылась Троице­Сергиева Лавра. Монахи до этого были разогнаны, а в 1946 году всех стали собирать в Лавру: убогих, больных, слепых, немощных стариков из тюрем, из лагерей, после войны. И в основном это были престарелые иеромонахи с беленькими крестиками, т.е. с крестами, которые даются священнику при рукоположении в начале его священнического пути. Потом уже даются некоторые награды: золотой крест, после серебряного крестика, потом священник награждается крестом с украшениями, потом митрой, игуменством, архимандритством и т.д. Обычно по времени все это очень растянуто: когда митру на голову надевают, священник уже очень стар. Но в Троице­Сергиевой Лавре, чтобы поднять ее авторитет, начали быстренько этих стареньких иеромонахов награждать: игуменством, крестом с украшениями, архимандритством, митрой. Прошло пять лет и в Лавре появилось и десять архимандритов, и двадцать игуменов. В общем, собрался некий церковный “генералитет”. И вот умирает старенький иеромонах. Приходят к игумену и говорят: “Батюшка, вот у нас такой­то умер” ­ “Как жаль, а что болел?” ­ “Да, болел очень” ­ “Ну а как его хоронить­то будем, митра то у него есть, в чем хоронить?”. А ему говорят: “Отец наместник, какая митра? У него так и остался серебряный крестик, а больше ему никаких наград и не дали” ­ “Как это так, не дали?” Т.е если перевести на наш современный язык, то умер лейтенантом. “А как же так, у него никаких наград нет?”, спрашивает игумен монастыря у благочинного. А тот отвечает: “Знаете, он такой неприметный был, такой неприметный был, что мы и забыли”. Потому что приметные сами о себе напоминают. Похоронили этого иеромонаха, наместник пожалел, что ничего не успел сделать для него, почтить вниманием, и по истечении 9 дней ему снится сон. Торжественный благолепный храм, открытые Царские врата, старенький, умерший иеромонах в благолепных священнических ризах, с крестом с украшениями, с митрой. Отец наместник смотрит на него и говорит: “Отец Сергий, а кто это вам все дал?”. А тот от стеснения надвинул митру на самые глаза, голову опустил и говорит: “Отец наместник, отец наместник, простите меня, это… это… это мне все здесь дали”. Где дали? В Царстве Небесном!

Поэтому не будем переживать, не будем волноваться: мы все делаем для Бога! А Бог в долгу ни перед кем не останется. “Живи попроще, ­ говорил старец Лев Оптинский, ­ Бог тебя не оставит”. Это очень ценно, что над нами есть милосердный, справедливый, любвеобильный, наидобрейший Господь. Каждому из вас желаю трудиться добрым подвигом веры, тихим и неприметным, чтобы и мы с вами получили небесную награду, сподобились войти в Царство Небесное, в эту ликующую, никогда не кончающуюся радость. И всех вас еще раз поздравляем с этим великим праздничным днем – днем памяти святителя Николая Мирликийского чудотворца. Аминь.

игумен Мелхиседек

Христос Воскресе!

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Так святой апостол Павел призывает прославлять тех, которые проповедовали слово Божие и являются нашими наставниками в вере не только словом, но и примером своей собственной жизни. К таким наставникам относится святитель и чудотворец Николай, память которого ныне мы празднуем.

Это был великий святитель, который жил в 4-ом столетии. Он принял на себя многие страдания, потому что жил в то время, когда ещё были гонения на Церковь Христову, на христиан, на всех последователей Христовых, на всех верующих, которые исповедовали имя Христово. Гонения были страшными. Святитель Николай неоднократно был заточаем в темницу и претерпевал всевозможные лишения, но твёрдо стоял в вере. Когда Христианская вера стала дозволенной, святитель защищал веру Христову от тех, кто извращал её, поэтому, будучи на Первом Вселенском Соборе, он, свидетельствуя о стойкости своей веры, поражал еретические заблуждения. Поэтому Святая Церковь, за всю его святую Богоугодную жизнь и за защиту веры истинной, прославляет его как угодника Божия.

Ныне особый праздник, посвященный событию, которое связано не непосредственно с жизнью и деятельностью святителя Николая, а с перенесением его многоцелебных мощей из города Миры в город Бари. Это произошло в 11-ом столетии. Но с того времени это событие отмечается Православной Церковью, потому что и на новом месте, где водворились мощи святого Николая, продолжали совершаться чудеса так же, как и на месте его первоначального погребения.

Вскоре после того, как наступила его кончина, его мощи стали источать миро. Это стало известно многим христианам, не только жившим в городе Миры, но и повсеместно. Поэтому когда было нашествие иноплеменников на город Миры, то благочестивые христиане решили перенести мощи, чтобы не подверглись они поруганию, и перенесли в город Бари, где в скором времени был построен и особый храм, где доныне покоятся под престолом многоцелебные мощи святителя Николая, источающие миро. И, несмотря на то, что католическая церковь определила праздник в честь святителя Николая быть в числе местночтимых, несмотря на то, что мощи находятся в католическом храме, в католической стране, в католическом городе, несмотря на то, что он был провозглашен только местночтимым, христиане со всего мира прибывают в город Бари, чтобы почтить святителя и поклониться ему и помазаться многоцелебным миром, которое источается от его мощей. Конечно, католическая церковь празднует день святителя 9 мая по новому стилю, а мы совершаем его память 22 мая. Именно в этот день в город Бари съезжаются очень многие паломники. Многие сотни и тысячи людей в эти дни бывают там для того, чтобы поклониться многоцелебным мощам святителя Николая и помазаться тем миро, которое источается от его многоцелебных мощей.

Святитель Николай является почитаемым угодником Божьим за то, что он в своей жизни проявил стойкую веру, что он проявил многие другие христианские добродетели. Святая Церковь, когда воспевает его в день его кончины, называет его «правилом веры, образом кротости, учителем смирения и воздержания» и многие другие добродетели указывает в его жизни. Мы знаем, что святитель Николай не только при своей жизни, но и после блаженной кончины продолжал совершать великие и дивные чудеса. Как при своей жизни он проявлял нищелюбие, оказание помощи нуждающимся людям, защищал невинных, то то же самое он продолжал совершать и после своей кончины. По молитвам его многие избавлялись от всяких болезней, недугов, скорбей. Мореплаватели всегда призывают святителя Николая в помощники и заступники, и тот, кто действительно с верой глубокой прибегает к святителю, тот бывает спасаем от треволнений моря и благополучно достигает тихой пристани. Святитель Николай почитается многими, даже людьми, которые далеки бывают от Церкви, но если они предпринимают путешествие по водной стихии, то, несомненно, призывают его в свои помощники, заступники и покровители. И святитель Николай никогда не оставляет тех, кто с усердием прибегает к его молитвам, к его небесному заступничеству.

Поэтому, дорогие братья и сестры, и мы с вами стекаемся в храм Божией для того, чтобы прославлять святителя Николая, чтобы помолиться ему, чтобы поблагодарить за те благодеяния, которые он по милости Божией посылает нам, и стремиться к тому, чтобы, прославляя его, подражать его вере и его благочестивой жизни. Поэтому тот призыв, который мы сегодня слышали из послания к евреям, апостол Павел обращает и к нам, чтобы мы поминали наставников, проповедовавших нам слово Божие, и чтобы мы подражали их вере. А святые отцы, в частности святитель Николай, не только на словах исповедовал свою веру, но и всей своей жизнью, примером своего святого богоугодного жития он показывает нам, что мы должны быть стойкими в вере и исповедовать безбоязненно свою веру перед окружающими нас людьми и стремиться к тому, чтобы вера наша была не на словах только, но и в делах, чтобы мы проявляли милосердие, пример которого явил святитель и чудотворец Николай. По молитвам этого великого угодника Господь да управит путь нашей жизни.

Аминь.

Статьи по теме