Тихон задонский сестры савелий кириллович мария. Святитель Тихон Задонский: сила Божия в немощи

Он стал одним из самых ярких православных религиозных деятелей-богословов, живших в XVIII веке и канонизированных в лике святителей и чудотворцев Русской Церкви. Епископ Воронежский и Елецкий, Святитель Тихон Задонский прожил сложную и в то же время замечательную, полную духовных плодов жизнь, за что не уставал благодарить Господа. Святой жил очень скромно, употреблял скудную пищу и не боялся тяжелого физического труда, однако совсем не этим он прославился. Его любовь к Господу была настолько велика, что практически всю свою жизнь он посвятил служению Божьей Церкви на земле.

Святитель Тихон Задонский: житие

Будущий епископ, а пока в миру Соколов Тимофей Савельевич, появился на свет в 1724 году в селе Короцко Новгородской губернии. Семья была очень бедной, отец Савелий Кириллов был дьячком. Новую фамилию Тимофею дали в Новгородской семинарии. Своего отца он не помнил, так как тот очень рано умер. На руках матери осталось шестеро детей - четыре сына и две дочки. Старший брат тоже, как и отец, стал дьячком, среднего взяли в армию. Средств никаких не было, и поэтому вся семья жила практически впроголодь. Бывало, когда в доме совсем нечего было есть, Тимка за кусок хлеба целый день боронил пашню у богатого мужика.

Ямщик

Однако к ним часто стал заезжать бездетный, но богатый ямщик. Он полюбил Тимку как родного и упросил его матушку отдать его, чтобы воспитать как сына и в конце своей жизни отписать ему свое имущество. Матушке было очень жаль Тимофея, но крайняя нищета и голод заставили ее согласиться. В один из дней она взяла сына за руку и отправилась к ямщику. В это время старшего брата дома не было, но когда он вернулся, узнав от сестры, что матушка с Тимкой пошли к ямщику, он бросился, что есть сил догонять их. А потом, настигнув их, встал перед матушкою на колени и начал умолять ее не отдавать Тимку ямщику. Он сказал, что лучше сам пойдет по миру, но постарается выучить его грамоте, и тогда можно будет пристроить его в пономари или дьячки. Матушка согласилась, и все они вернулись домой.

Обучение

В 1738 году Тимку матушка привезла для поступления в Новгородское духовное училище. В этом же году родительница умерла, и Тимофей остался сиротой. По просьбе его брата - причетника в Новгороде - его зачислили в Новгородскую духовную школу, действующую при архиерейском доме, которую в 1740 году переименовали в духовную семинарию. Мальчика Соколова как одного из лучших учеников сразу же зачислили и перевели на казенное содержание. И тогда он стал получать бесплатный хлеб и кипяток. Половину хлеба он съедал, а другую продавал и покупал свечи, чтобы читать духовные книги. Дети богатых купцов часто смеялись над ним, например, найдут оттопки его лаптей и машут ими над ним вместо кадила со словами: «Величаем тя, святителю!»

Учился он в семинарии целых 14 лет и закончил ее в 1754 году. Все дело в том, что в семинарии не хватало учителей. Проучившись по четыре года риторике, богословию и философии и два года грамматике, будущий святитель Тихон Задонский стал учителем греческого языка и богословия.

Постриг и новые назначения

Весной 10 апреля 1758 года Тимофея постригают в монахи с именем Тихон архимандрит Антониева монастыря Парфений (Сопковский). Иноку было тогда 34 года. А затем он становится учителем философии Новгородской семинарии.

18 января 1759 года его назначают архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря, и в этом же году он получает должность ректора Тверской духовной семинарии и преподает богословие. И ко всему этому его определяют присутствующим в духовную консисторию.

Святитель Тихон Воронежский Задонский: епископство

Достаточно интересное событие произошло перед тем, как он был хиротонисан 13 мая 1761 года в епископа Кексгольмского и Ладожского. Когда потребовался викарий в Новгородскую епархию, на это место было выбрано семь кандидатов, в него вошел и архимандрит Тихон.

Наступил день Великой Пасхи, в который должен был и определен кандидат на должность. Примерно в это же время архимандрит Тихон с преосвященным владыкой Афанасием служил Пасхальную Литургию в Тверском соборе. Во время Херувимской песни архиерей находился у жертвенника и изымал частицы, архимандрит Тихон, как и другие священолужащие, подошел к нему с привычным прошением: «Помяни меня, владыко святый». И вдруг он услышал ответ владыки Афанасия: «Твое епископство да помянет Господь Бог во Царствии Своем», а потом тут же осекся, добавив с улыбкой: «Дай Бог вам быть епископом».

В Санкт-Петербурге в это время трижды бросали жребий, и каждый раз он выпадал с именем Тихона. Однако на этой должности он пробыл недолго, до 1762 года, а дальше его перевели председательствовать в Синодальную контору. Потом возглавил Воронежскую кафедру святитель Тихон Задонский. Епископ Воронежский и Елецкий Ионникий (Павлуцкий) к этому времени уже скончался.

Воронежская кафедра

На владыку Тихона было возложено управление Воронежской епархией, куда кроме входили Курская, Орловская, Тамбовская и на тот момент все это нуждалось в серьезном преобразовании. А так как вольные степи Дона в конце XVII века стали местом укрытия от правительственных преследований сектантов и старообрядцев, святителю было очень нелегко бороться с настроениями тогдашней церковной жизни. Препятствия его добрым намерениям устраивали отдельные лица как светской власти, так и самого духовенства.

Но епископу Тихону важно было подготовить достойное наследие умных и образованных пастырей, поэтому он ввел строгое уставное богослужение и требоисполнение. Под его руководством были образованы школы для бедных детей священнослужителей и для самих священнослужителей. На духовные должности он искал достойных, заботился не только о своей пастве, но и о благоустройстве и благолепии храмов.

Руководства и инструкции

В первый же год служения в Воронежской епархии он пишет краткое поучение для священников под названием «О седми Святых Тайнах», где описывает истинные понятия о совершаемых таинствах. Еще через год им создается руководство о том, как поступать духовным отцам на исповеди и как пробуждать в них чувства искреннего раскаяния, а других, кто в настоящем исповедании сокрушается о своих грехах, учил утешаться Божьей милостью. В своей епархии святитель Тихон первым запретил телесные наказания для священнослужителей, которые тогда были привычным делом, он также защищал своих перед властями.

Как настоящий священник, он заботился о воспитании пастырей, поэтому были открыты два духовных училища в Ельце и Острогожске, а в 1765 году он переделал Воронежскую славянскую духовную школу в духовную семинарию и пригласил преподавателей из Киева и Харькова. Для нравственного воспитания учеников семинарии им опять же была создана специальная инструкция.

Благочестие и забота

Святитель Тихон Задонский был удручен негодным состоянием воронежских монастырей и поэтому написал 15 статей увещания к монахам. Он также писал особые послания для народа, чтобы они читались священниками перед своею паствою. Таким образом, святитель боролся против языческих отголосков празднования Ярилы и сумасбродного пьянства в день Масленицы.

Епископ Тихон всегда стремился к уединенной монашеской жизни, однако нескончаемые епархиальные дела не давали никакой возможности исполниться этому. Он постоянно ополчался против безнравственных увеселений, скупости, сребролюбия, роскоши, хищений и недостатка любви к ближнему своему и почти никогда не отдыхал. Частые неприятности и затруднения подкосили его здоровье, у него проявились нервные и сердечные расстройства и частые простуды с осложнениями.

Быт и лишения

Владыка жил в очень простой и бедной обстановке, спал на соломе и укрывался овчинным тулупом. Из-за такого смирения над ним нередко смеялись служители церквей. Но у него была поговорка: «Прощение всегда лучше мщения». Как-то раз юродивый Каменев дал ему пощечину со словами: «Не высокоумь!», и тот воспринял такой неожиданный выпад с благодарностью Богу и даже стал ежедневно кормить Вообще, все обиды и скорби он терпел с радостью и благодарил Бога за все, что он ему посылает.

Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец всегда был снисходителен к другим, однако очень строг к себе. Как-то раз во время Великого поста он зашел в келью к своему другу схимонаху Митрофану, который сидел за столом с жителем Елецка Козмою Игнатьевичем, а на столе у них была рыба. Они сразу смутились, но святитель сказал, что любовь к ближнему выше поста и поэтому, чтобы они не волновались, сам отведал с ними ухи. Он любил простой люд, утешал его и отдавал нищим всю свои денежные средства и приношения.

Достижение святости

Такая его любовь и подвиги самоотречения возвысили святого до созерцания Небесного и видения будущего. В 1778 году он увидел в тонком сне как Богородица стояла на облаках в окружении апостолов Петра и Павла, а сам святитель Тихон встал перед ней на колени и начал просить милости миру. Но апостол Павел произнес такие речи, что сразу было понятно, что мир ждут тяжелые испытания. Святитель тогда проснулся весь в слезах.

На следующий год опять святой Тихон видел Богородицу со святыми отцами в белом одеянии. И опять упал перед Ней на колени, стал просить за кого-то из своих близких, и Святая Матерь Божья сказала, что будет ему по просьбе его.

Святителю Тихону Воронежскому Задонскому Чудотворцу было открыто много судьбоносных событий для России. В частности, он предрек победу России в войне с Наполеоном в 1812 году.

Предсказание

К концу жизни он стал молиться, чтобы Господь подсказал ему время кончины. И был ему голос на утренней заре: «В день недельный». В этом же году он видел светящийся луч, и на нем стояли великолепные палаты, он хотел было войти в дверь, но ему сказали, что он сможет это сделать только через три года, однако ему надо потрудиться. После такого видения святой Тихон уединился у себя в келье и редко принимал у себя своих друзей. Ему были заготовлены одежды и гроб, который стоял в чулане, отец Тихон часто приходил к нему, чтобы поплакать.

Перед смертью в тонком сне святитель Тихон Задонский увидел, как знакомый священник через Царские двери алтаря вынес младенца, которого святитель поцеловал в правую щеку, и тогда тот ударил его в левую. Утром святой Тихон почувствовал, себя очень плохо, щека и левая нога онемели, рука стала трястись. Но он принял свою болезнь с радостью. А потом уже перед самой смертью он видел сон, как представилась перед ним лестница до небес, по которой он пытается вскарабкаться, и у него ничего не получается из-за слабости, тогда народ стал помогать, поддерживать и подсаживать его все ближе к облакам. Свой сон он рассказал другу, монаху Козьме, и вместе они поняли, что близка кончина святителя.

Мирная кончина

Святой Тихон удалился на покой 17 декабря 1767 года. Ему было дозволено жить там, где он пожелает, и поэтому сначала он поселился в Толшевском Преображенском монастыре (40 км от Воронежа). Однако там была болотистая местность, климат этот не пошел во благо здоровью святителю, тогда он перебрался в и там жил до конца жизни.

Во время своих немощей он постоянно причащался Святых Тайн, вскоре ему было возвещено свыше, что он представится перед Господом в воскресенье 13 августа 1783 года. В это время ему было 59 лет.

В Задонском Рождество-Богородицком монастыре нашел свой вечный покой святитель Тихон Задонский, мощи его святые и сегодня находятся во Владимирском соборе.

Его канонизация состоялась 13 августа 1861 года при правлении Александра II. На могиле святого почти сразу же стали совершаться чудеса.

Стоит тут же отметить, что храм святителя Тихона Задонского и Игнатия Богоносца входят в целый церковный городок Рождество-Богородицкого монастыря города Задонска Воронежской области.

По рассказам старожилов, иеродиакон Богородичного монастыря отец Виктор в 1943 году снимал квартиру у одной местной жительницы - Е. В. Семеновой, у которой более десяти лет на чердаке сохранялась древняя икона святителя Тихона Задонского, и она стала единственной спасенной иконой из Владимирского собора во времена правления атеистической советской власти. Ее еще называют «гробовым» образом святого Тихона, она изображает его во весь рост и со времен прославления его имени стояла за ракой мощей святого. Там она и теперь пребывает.

Заключение

Молитвы и Акафист святителю Тихону Задонскому особо читаются для того, чтобы он уврачевал от душевных недугов - помешательства, депрессии, беснования и алкоголизма.

Интересный факт заключается в том, что святитель Тихон в произведении «Бесы» Ф. М. Достоевского стал прототипом литературного героя - старца Тихона - на что сам писатель и указывал, а монастырь явился реальной основой художественного простора романа.

Торжественные праздничные службы в память святителя Тихона Задонского проходят 19 июля и 13 августа.

Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей), родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. Новая фамилия – Соколов – была присвоена ему позже начальством Новгородской семинарии. С раннего детства после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним черным хлебом и то очень воздержанно, мальчик нанимался к богатым огородникам копать грядки. Тринадцатилетним отроком он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию. Юноша учился отлично и по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 году он принял постриг с именем Тихон. В том же году его назначили на должность префекта семинарии. В 1759 году его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря. Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря. 13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги (викария Новгородской епархии). Посвящение было промыслительно. Молодого архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, на Пасху, из 8 жребиев трижды вынималось его имя.

В тот же день Тверской Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его на Херувимской песни (у жертвенника) как епископа.

В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет управляя Воронежской епархией, святитель Тихон постоянно назидал ее своей жизнью и многочисленными пастырскими наставлениями и душеспасительными книгами. Он написал для пастырей ряд сочинений: "О седми Святых Тайнах", "Прибавление к должности священнической", "О таинстве Покаяния", "Инструкция о совершении браков". Особо требовал святитель, чтобы каждый священнослужитель имел Новый Завет и ежедневно его читал. В "Окружном послании" он призывал пастырей к благоговейному совершению таинств, богомыслию и братолюбию. ("Наставление о собственных всякого христианина должностях" было многократно переиздано в Москве и Петербурге уже в ХVIII веке).

В Воронеже святитель искоренил древний языческий обычай – празднование в честь Ярилы. В пределах расположения войска донских казаков он открыл миссионерскую комиссию для обращения раскольников к Православной Церкви. В 1765 г. святитель Тихон преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию и, пригласив опытных преподавателей из Киева и Харькова, выработал для нее учебные программы. Много усилий и трудов пришлось ему употребить, чтобы устроить храмы, школу, наставить и вразумить пастырей и убедить в необходимости образования.

Управляя обширной епархией, святитель не щадил своих сил, часто проводя ночи без сна. В 1767 году он вынужден был из-за слабого здоровья оставить управление епархией и удалиться на покой в Толшевский монастырь, который находился в 40 верстах от Воронежа.

В 1769 году святитель перешел в Богородицкий монастырь города Задонска. Поселившись в этом монастыре, святитель Тихон стал великим учителем христианской жизни. С глубокой мудростью он развил идеал истинного монашества – "Правила монашеского жития" и "Наставления обратившимся от суетного- мира" – и в жизни своей воплотил этот идеал. Он строго хранил уставы Церкви, ревностно (почти ежедневно) посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением. Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы.

Много искушений претерпел святитель, сокрушаясь о вынужденном оставлении паствы. Поправив здоровье, он собирался вернуться в Новгородскую епархию, куда его приглашал митрополит Гавриил на место настоятеля в Иверском Валдайском монастыре. Когда келейник объявил о том старцу Аарону, тот сказал: "Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда". Kелейник передал это Преосвященному. "Если так, – сказал святитель, – не поеду отсюда", - и разорвал прошение. Иногда он уезжал в село Липовку, где в доме Бехтеевых сам совершал Богослужение. Ездил святитель и в Толшевский монастырь, который он любил за уединение.

Плодом всей его духовной жизни были творения, которые святитель завершил на покое: "Сокровище духовное, от мира собираемое" (1770), а также – "Об истинном христианстве" (1776).

Жил святитель в самой простой обстановке: спал он на соломе, накрываясь овчинным тулупом. Смирение его доходило до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: "Богу так угодно, что служители смеются надо мною – я и достоин того за грехи мои". Часто говорил он в подобных случаях: "Прощение лучше мщения".

Однажды юродивый Каменев ударил святителя по щеке со словами "не высокоумь" – и святитель, восприняв это с благодарностью, ежедневно кормил юродивого.

Всю свою жизнь святитель "досады, скорби, обиды радостно терпел еси, помышляя, яко венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, а брань без врагов не бывает" (песнь 6 канона).

Строгий к себе, святитель был снисходителен к другим. Однажды в пятницу перед праздником Ваий он вошел в келлию своего друга схимонаха Митрофана и увидел его за столом вместе с Козмою Игнатьевичем, елецким жителем, которого он тоже любил. На столе была рыба. Друзья смутились. Благий святитель сказал: "Садитесь, я вас знаю, любовь выше поста". И чтобы еще более успокоить их, сам отведал ухи. Особенно любил он простой народ, утешал его в тяжкой доле, заступаясь перед помещиками, которых постоянно назидал быть милосердными. Всю свою пенсию и приношения почитателей он отдавал бедным.

Подвигами самоотречения и любви душа святителя возвысилась до созерцаний Небесного и прозрений будущего. В 1778 году в тонком сне ему было такое видение: Матерь Божия стояла на облаках и около нее апостолы Петр и Павел; сам святитель на коленях просил Пречистую о продолжении милости к миру. Апостол Павел громко сказал: "Егда рекут мир и утверждение, тогда нападет на них внезапу всегубительство". Святитель проснулся в трепете и в слезах.

В следующем году он опять видел Матерь Божию на воздухе и около нее несколько лиц; святитель упал на колени, и около него пали на колени четверо облаченных в белые одеяния. Святитель просил Пречистую за кого-то, чтобы тот не удалялся от него (кто были эти лица и за кого была просьба, святитель не сказал келейнику), и Она отвечала: "Будет по просьбе твоей".

Святитель Тихон предсказал много из судеб России, в частности говорил о победе России в Отечественной войне 1812 года. Не раз святителя видели в духовном восхищении, с измененным и просветленным лицом, но он запрещал говорить о том.

За три года до кончины он каждый день молился: "Скажи ми, Господи, кончину мою". И тихий голос на утренней заре сказал: "В день недельный". В том же году он видел во сне прекрасный луч и на нем чудные палаты и хотел войти в двери, но ему сказали: "Через три года можешь войти, но теперь потрудись". После этого святитель заключился в келлии и принимал к себе только редких друзей.

К смерти у святителя были приготовлены одежда и гроб: часто он приходил плакать над своим гробом, стоявшим скрытно от людей в чулане. За год и три месяца до смерти в тонком сне святителю представилось, что он стоит в придельной монастырской церкви и знакомый священник вынес из алтаря в царские двери Младенца под покрывалом. Святитель подошел и поцеловал Младенца в правую щеку, а тот ударил его в левую. Пробудясь, святитель почувствовал онемение левой щеки, левой ноги и трясение левой руки. Эту болезнь он принял с радостью.

Незадолго перед кончиной святитель видел во сне высокую и крутую лестницу и услышал повеление восходить по ней. "Я, - рассказывал он своему другу Козме, - сначала боялся слабости своей. Но когда стал восходить, народ, стоявший около лестницы, казалось, подсаживал меня все выше и выше к самым облакам". "Лестница, - объяснил Козма, - путь к Царству Небесному; помогавшие тебе - те, которые пользуются наставлениями твоими и будут поминать тебя". Святитель сказал со слезами: "Я и сам то же думаю: чувствую близость кончины". Во время болезни он часто причащался Святых Таин.

В праздник Рождества Христова 1779 года святитель в последний раз был в храме на Божественной литургии. 29 января 1782 года святитель составил духовное завещание, в котором, воздав славу Богу за все Его благодеяния к нему, словами Апостола Павла выразил упование на милость Божию и за пределами земной жизни. Свою кончину святитель предузнал и предсказал за три дня, позволив в тот день всем знакомым приходить к нему прощаться. 13 августа 1783 года, на 59 году своей жизни, «в день недельный», в шесть часов сорок пять минут утра душа святителя разлучилась с телом. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Так окончил свою многотрудную жизнь святитель Тихон Задонский.

Прославление святителя совершилось также в воскресенье. 13 августа 1861 года святитель Тихон был причислен к лику святых Русской Церкви. На следующий день в г. Задонске при огромном стечении паломников со всех концов России митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Исидором (Никольским) в сослужении многочисленных иерархов и духовенства были открыты мощи святителя Тихона, ныне пребывающие в Богородицком монастыре г. Задонска.

Святитель Тихон Задонский является также автором «Акафиста Всемогущему Богу в нашествии печали». Живя на покое в Богородицком монастыре г. Задонска, святой бывал борим духом уныния и печали, неоднократно претерпевая от неразумной братии монастыря поношения, насмешки и обиды. Но святитель неизменно побеждал козни врага рода человеческого смирением, незлобием и сердечной молитвой. Поэтому особенно принято молиться святителю Тихону о врачевании душевных недугов и депрессий.

Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье беднейшего причетника села Короцка (Валдайского уезда) и вскоре после рождения лишился своего родителя. Детство и отрочество его прошли среди ужасной нищеты: иногда целый день ему приходилось работать у жителей родного села ради куска хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой потом стал наставником. Некоторые особенные обстоятельства (чудесное спасение от смертной опасности и некоторые видения) расположили его к принятию иночества. В 1758 г. его постригли в монашество с именем Тихон. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию. Причем читал их по-русски, а не по-латыни, как было до него принято. Кроме студентов, на его лекции приходило много посторонних лиц.

В 1761 г., на 37 году жизни иеромонах Тихон, по явному указанию свыше, был избран епископом. Около двух лет он был викарием в Новгороде и около четырех (1763-1767 гг.) самостоятельно возглавлял епископскую кафедру в Воронеже. Все время своего епископства он усердно проповедовал и побуждал к тому же подчиненных ему священников. В Воронеже со времен язычества соблюдался праздник в честь Ярилы, соединенный со множеством всяких бесчинств. Однажды святитель неожиданно явился на народную площадь среди самого разгара веселья и начал обличать бесчинников. Его слово так подействовало, что праздник более уже не возобновлялся.

Между тем усиленные труды расстроили здоровье святителя Тихона. Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет (1767-1783 гг.) жизни провел на покое в Задонском монастыре. Все время, за исключением 4-5 часов отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно он приходил в храм. Дома он часто падал на колени и, обливаясь слезами, как самый тяжкий грешник, взывал: «Господи пощади. Господи помилуй!» Непременно каждый день он читал по нескольку глав из Священного Писания (особенно пророка Исаию), а в дорогу никогда не ездил без маленькой Псалтири. Вся его 400-рублевая пенсия шла на благотворительность, и сюда же направлялось все, что он получал в дар от знакомых. Часто в простой монашеской одежде он отправлялся в ближайший город (Елец) и посещал заключенных местной тюрьмы. Он утешал их, располагал к покаянию и затем наделял милостыней. Сам он был в высшей степени нестяжателен, жил среди самой простой и бедной обстановки. Садясь за скудный стол, он часто вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания и начинал себя упрекать за то, что, по его рассуждению, мало потрудился для Церкви. Тут горькие слезы начинали течь из его глаз. По природе горячий и вспыльчивый, он был удивительно кроток и незлобив. До земли кланялся келейнику, прося прощения за какое-либо слово, показавшееся тому обидным, и старался всегда платить добром, когда кто наносил ему какое-либо оскорбление. Раз, в доме знакомого, он вступил в беседу с одним дворянином вольтерьянцем и кротко, но так сильно во всем опровергал безбожника, что гордый человек не вытерпел и, забывшись, ударил святителя по щеке. Святитель Тихон бросился к нему в ноги и начал просить прощения, что привел его в раздражение. Это смирение святителя так подействовало на дерзкого оскорбителя, что тот обратился к Православной вере и после стал добрым христианином.

Святой Тихон обладал даром прозрения и совершения чудес, читал мысли собеседников. В 1778 году, когда родился император Александр I, святитель предсказал многие события его царствования и в частности, что Россия спасется, а Захватчик (Наполеон) погибнет. «Господь Бог во многих случаях его слушал», — писал келейник святителя Тихона. Особенно святитель любил беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, помогал разоренным. Из монастырской слободы его навещали дети. Он учил их молитве, а после беседы оделял деньгами. Блаженная кончина святителя Тихона последовала 13 августа 1783 г. Через 63 года были открыты его нетленные мощи, а в 1861 г. его причислили к лику святых. Среди письменных трудов святителя Тихона Задонского особой популярностью пользуется сборник коротких поучений, полных примеров из жизни, называемый: «Сокровище духовное, от мира собираемое».

Святитель Тихон в своем жизнеописании предстает нам во всей своей «неиконописности»: он энергичен и немощен, кроток и резок, сострадателен и взыскателен – и все это не только в период его архиерейства, но и в начале «напокойного» этапа жизни сочеталось в нем практически одновременно. Поистине сила Божия в немощи совершается.

Другой яркий иллюстративный пример этой крылатой новозаветной фразы – , чьи дарования просияли после того, как он, казалось бы, пал под своей физической немощью и уже был «приговорен» врачами, но милостью Божией еще долгие годы продолжал жить на утешение и вразумление нескончаемому потоку людей и всех, читающих по сей день его наставления. Однако пример , пожалуй, еще ярче в силу того, что его немощи не ограничивались физическим планом.

Образ святого подвижника, промыслительно сокрушенного телесной болезнью, но при этом обладающего колоссальной волей, твердостью в вере, духовной собранностью, а потому остающегося непоколебимой скалой среди волн житейского моря и бесовских искушений, торжествующего над всеми испытаниями – этот образ как-то сформировался в обыденном церковном сознании отчасти за счет житийных повествований, отчасти благодаря интуитивному желанию какой-то однозначности и стабильности… или хотя бы иллюзии этого.

Конечно, иной подвижник в итоге своей жизни достигает устойчивого внутреннего состояния, другой по характеру уже чуть ли не с младенчества (а то и от утробы матери) был таким, однако, стадия становления (которая может так и не увенчаться совсем уж адамантовой твердостью против страстей и орлиным парением над ними), со всеми ее противоречиями, не пятнает нисколько образ святого, ибо личный подвиг веры, по моему скромному мнению, только ярче сияет на фоне всевозможных немощей, промахов, страстей и падений.

Борьба с пороком (если это борьба, а не кокетливое «сопротивление ради приличия») высвечивает не порок, а праведность, пусть и падающую под грузом страстности, пусть опрокидываемую по невнимательности, но неизменно собираемую, отмываемую, фильтруемую (а тем самым незаметно для себя приумножаемую) и несомую дальше.

Поэтому характерные «неиконописные» особенности прославленных святых (не говоря уже о тех праведниках, которые не сподобились канонизации, но просияли перед Сердцеведцем), нисколько не должны вводить в смущение. Более того, неотретушированные лики святых помогают нам увидеть угодников Божиих рядом с собой, среди наших ближних, увидеть их среди тех «неудобных людей», которые «не вписываются в канон» (в том числе и в устоявшиеся шаблоны поведения) из-за «неровностей характера», проявляющихся, например, в раздражительности (издержки живого реагирования на несправедливость, лицемерие, хамство, жестокость, цинизм, самодовольную глупость) или в бестактности (издержки сострадания, отзывчивости и участливости, склонности к альтруизму), в гневе (издержки отвращения к злу, непримиримости к лжи, способности активно мобилизоваться для достижения благих целей и на борьбу с опасностью) или, наоборот, в пассивности (издержки осторожности, руководствующейся принципом «не навреди», смиренным взглядом на себя, осознанием «подводных камней», из-за которых в данной ситуации лучше не шевелиться и не предпринимать никаких телодвижений).

Однако «неиконописные» черты характеров наших святых не являются оправданием для нас, когда мы хотим себе позволить то же самое. Они себе этого не позволяли. Они могли преткнуться и даже пасть, но не замедляли обнаружить и осознать свое преткновение или падение, отвергали в себе страсти и боролись с ними.

Порой замечаешь, как для иного человека в радость обнаружить, что такой-то святой или выдающийся деятель был не чужд каких-то там немощей. О! ну если он мог себе это позволить – святой человек – то, что с меня требовать: мне это тем более простительно.

А то и еще прекрасней: если прп. Иосиф Волоцкий требовал жечь еретиков, значит, это приемлемо для христианства; если советовал заграждать уста богохульствующих, «освящая руку ударом», значит, можно распускать руки в общении со всеми, кто так или иначе проявляет непонимание наших норм благочестия, потому как они «богохульники по умолчанию»; если рекомендовал «сокрушать врагов Отечества и гнушаться врагами Божиими», следовательно, нам – «зеленый свет» ненавидеть и «мочить в сортире» (что поделаешь, «из песни слова не выкинешь», очень уж знаковое озвучивание метаморфозы патриотического идеала в массовом сознании), или, в переводе с «фени», преследовать и показательно расправляться со всеми, кого мы запишем в категорию врагов трудового… простите, в категорию врагов Отечества и Бога (критерии мы, естественно, будем определять по своему усмотрению, не утруждая себя изучением святых Отцов и религиозных философов, а если и изучая, то лишь для того, чтобы выловить из их высказываний что-нибудь в оправдание своей, с позволения сказать, концепции).

Точно так же кого-то может обрадовать, что свт. Тихон Задонский был, смотря невооруженным взглядом, комком немощей. Он, мало того, что физически был чрезвычайно нездоровым человеком, так вдобавок еще и нервная система – в хлам. Он мог очень болезненно отреагировать на какие-то нарушения нравственности и благочестия, погорячиться, резко выговорить, наказать за это. Вот, казалось бы, счастье для тех, для кого распущенность – норма жизни: ведь если такой светильник веры позволял себе «оторваться», то мне, что называется, сам Бог велел!

Однако то, что у другого человека происходит от распирающей злобы, из-за накопившихся за всю жизнь обид, а также по причине гордыни и тщеславия, у свт. Тихона происходило из-за того, что он постоянно жил как бы с содранной кожей.

В том-то и дело, что не «позволял»! Одно дело, когда страсть нас захлестнула и понесла, но мы опомнились и начали сопротивляться несущему нас потоку, другое – когда мы позволяем себе предаться этому потоку под предлогом каких-нибудь возвышенных мотивов и якобы ради достижения благих целей. Ведь, когда мы, поскользнувшись, изо всех сил удерживаем равновесие (а упав, немедленно встаем), как бы это неуклюже ни выглядело, – это одно дело, и совсем другое – когда позволяем себе растягиваться с таким видом, как если бы это было никакое не падение, а фигура танца.

Одно дело – потеря равновесия человеком, несущим на плечах неимоверную тяжесть, и совсем другое – потеря равновесия тем, кто, не будучи чрезвычайно обременен, просто не утруждает себя следить за собственной походкой и под ноги особо не смотрит.

А груз на плечах свт. Тихона был огромный и в силу изначально слабого, а под бременем служения стремительно разрушавшегося, здоровья, и в силу его духовного горения. Он и в самом деле был светильник. И тем чище его свет, чем для него меньше было, что называется, земной подпитки.

Если бы при его незаурядных природных нравственно-интеллектуальных дарованиях он еще обладал хотя бы посредственным здоровьем, невозможно представить себе, как много он смог бы сделать.

Однако земное начало в этом человеке мощнейшего духа, всецело устремленного в Небесное Отечество, было изначально очень односторонне развито: выдающиеся интеллектуальные способности, и в то же время – крайне слабое здоровье, сказывавшееся, в том числе, и на его настроении, на душевных переживаниях, которые ему приходилось постоянно преодолевать, по всей вероятности, с немалой пользой для «повышения пробы» своей духовной деятельности.

Поистине, сила Божия в немощи совершается. Казалось бы, по нынешним меркам, кто он? – Да неудачник же! – ответит «эксперт по нынешним меркам». – Такие свыше ему шансы давались: трижды, при жеребьевке на место викария Новгородской епархии, из восьми кандидатур выпадало его имя. Промысел Божий явно указывал на его призвание к архиерейскому служению. И что? «Сгорел на работе» за четыре года пребывания на Воронежской кафедре! И ведь потом жалел, хотел вернуться. А ведь всего-то надо было реально смотреть на вещи, не работать на износ, не пытаться объять необъятное и больше думать о себе, о своем здоровье, о душевном комфорте, т.е. «позитивно мыслить».

Выражаясь языком Евгения Шварца (заметившего, что «такая уж должность королевская, что характер от нее портится»), святителю Тихону следовало «беречься», «научиться смотреть на мир сквозь пальцы», «махнуть на все рукой» и усердно «овладевать искусством пожимать плечами». Однако он выбрал иной путь: религиозного просвещения и нравственного исправления пастырей и паствы, искоренения суеверий, преодоления сложившихся порочных практик.

На этом пути он за четыре с половиной года преуспел во многом, однако, успех этот стоил ему кафедры. Кафедры не в смысле должности, статуса, карьеры, а в смысле счастья архипастырского служения Богу и Церкви. Мало того, он, так любивший богослужение и в особенности Божественную Литургию, настолько ослабел здоровьем, что, оказавшись на покое, никогда уже не литургисал, только еженедельно причащался (изначально одна из причин его сознательного отказа – основная причина, на наш взгляд – заключалась в опасности, случавшихся с ним, внезапных обмороков, которые во время совершения Литургии могли бы привести к печальным последствиям).

Те, кто любят подглядывать за немощами великих людей, а потом извинять себя ими, пусть попробуют подражать свт. Тихону в добродетелях, в его жертвенности, в предании себя всего без остатка своему служению.

Оправдывающие себя, свою раздражительность и грубость, резкость в обращении – его нервными срывами, пусть попробуют понести такие изматывающие труды, какие понес он ради своей паствы; пусть попробуют с такой любовью и кротостью относиться к ближним, как это было для него обычным делом (резкое обращение отнюдь не было стилем общения), и с таким же смирением как он переносить насмешки от нижестоящих; пусть попробуют каждого, в отношении кого позволили себе проявить раздражение, так же смиренно, искренне и ласково как он упрашивать о прощении. Слабо?.. Тогда нечего лукавить и порочить память святого, ссылками на его немощи.

В его немощи сила Божия совершалась. В нашей – имя Божие хулится.

Его ранний уход на покой – не что-то исключительное среди выдающихся церковных писателей-епископов Русской Церкви. Например, правил Кавказской и Черноморской епархией всего четыре года, как и свт. Тихон – Воронежской епархией, а всего лишь семь лет был правящим архиереем сначала Тамбовской, затем Владимирской епархий.

На покое, не имея возможности реализовать себя как архиерей, свт. Тихон, тем не менее, продолжает, как мудрый и заботливый пастырь, заботиться обо всех страждущих и нуждающихся во вразумлении, наставлении, утешении, поддержке, в том числе и материальной.

«Напряженная собранность духа сочеталась у Тихона Задонского с какой-то исключительной силой милующего внимания и любви» – пишет прот. Георгий Флоровский в «Путях русского богословия».

Вся его пенсия во время пребывания на покое в Богородицком Задонском монастыре уходила на благотворение нуждающимся. Во всем он являл пример жизни по заповедям Евангелия, пример истинно монашеского аскетизма.

Его любвеобильное сердце и ясный ум во время пребывания на покое продолжали плодоносить письменными трудами, благодаря которым его забота о ближних не ограничилась современниками, но распространилась и на потомков. На нас с Вами.

Тесным путем, скорбями и лишениями ведет Господь Своих избранников. Таким путем с самого детства шел будущий святитель Тихон. Он был сыном дьячка Саввы Кириллова села Короцка, что около города Валдая, Новгородской губернии.

Родился он в 1724 году и был назван Тимофеем. В младенчестве лишился отца так рано, что не помнил его. Старший брат Тимофея – Евфимий занял отцовскую должность, а мать их, Домника, имея на своем попечении троих сыновей и двух дочерей, жила при Евфимии.

При многочисленности семейства и бедности прихода у сирот часто не было дневной пищи, и мать много скорбей претерпела вместе с ними. Сам святитель Тихон говорил в Задонске, что он едва не сделался ямщиком. Мальчика полюбил богатый, но бездетный ямщик, который захотел воспитать его как сына и оставить ему все свое имущество. Домнике хотя и было жалко отдавать сына ямщику, но пришлось согласиться из-за крайнего недостатка в пропитании.

Евфимий был в это время в отлучке, но когда возвратился домой и узнал о намерении матери,то стал на коленях умолять ее не отдавать брата ямщику: «Я лучше с сумой пойду, но постараюсь обучить его грамоте. И тогда он может к какой-нибудь церкви в дьячки или пономари определиться». Мать послушалась старшего сына и оставила мальчика дома, однако бедность их была столь велика, что маленькому Тимофею не раз приходилось из-за куска хлеба целый день боронить пашню у соседа. Этот рассказ святителя проливает некоторый свет на отношения в семье в его детские годы. Та почтительная просьба сына перед матерью, та братская любовь до готовности ходить с сумой для пропитания и обучения грамоте брата, то уважение к своему званию, хотя низшего, но служителя Церкви Божией, почитающего лучшим приметатися в дому Божием со всей бедностью и нищетой, нежели жить в мирском селении с достатком, свидетельствуют, что дети воспитывались в лучших традициях православной Руси.


В 1735 году вышел указ императрицы Анны Иоанновны, предписывавший забирать в солдаты всех недоучившихся детей представителей духовного сословия. Это побудило родных отдать Тимофея в Новгородское духовное училище. Повезла его мать, уже больная, да вскоре в Новгороде же и скончалась. Остался Тимофей круглым сиротой. Нелегко было ему; казенной стипендии не досталось, а брат Петр, псаломщик в Новгороде помогал по мере сил, но этой помощи было недостаточно. Приходилось, как и в раннем детстве, ходить на поденную работу - копать гряды у огородников в свободное от занятий время.

В 1740 году, когда была основана Новгородская духовная семинария, в число избранных учеников был включен и Тимофей. Здесь он был записан под фамилией Соколов. Как особо одаренного приняли его на казенное содержание. С усердием продолжал учение Тимофей и далее. Все свободное время он просиживал за книгами. Святитель вспоминал, как, случалось, он продавал половину своей дневной порции хлеба, чтобы на вырученные гроши купить свечу и читать где-нибудь в укромном уголке за печкой, пока товарищи шумели, резвились и нередко насмехались над ним.


За прекрасные успехи, еще не кончив курса, Тимофей получил место учителя греческого языка, а когда окончил, стал преподавать риторику. Теперь появилась возможность не только самому встать на ноги, но и помогать бедным родственникам. Сестра его овдовела и по крайней бедности ходила в Валдай мыть полы. Он взял ее к себе в Новгород, н о жениться и получить место священника Тимофей не пожелал, как ни уговаривали его родные. По склонности к духовной жизни он имел желание вступить в монашество.

Позже он рассказывал, что два случая особенно повернули его ум и волю. Однажды, стоя на монастырской колокольне, тронул он перила, и они рухнули с большой высоты, так что он еле успел откинуться назад. Пережитая опасность дала ему яркое ощущение близости смерти и тленности всего сиюминутного. В другой раз чувство близости Бога он пережил как-то ночью. По ночам он часто бодрствовал, читая и размышляя о божественном. Так было и в этот раз. Вышел немного освежиться на крыльцо. «Вдруг разверзлись небеса, - рассказывал он, - и увидел я такой свет, что бренным языком сказать и умом объять нельзя. Это было на короткое время, и небеса встали в своем виде. От этого чудного видения я возымел более горячее желание уединенной жизни. Долго и после того чудного явления чувствовал и восхищался я умом и поныне лишь вспомню, ощущаю в сердце веселие и радость...».

10 апреля 1758 года совершилось пострижение Тимофея Савельевича. В иночестве он был наречен Тихоном. Вскоре он был назначен архимандритом Жолтикова монастыря, а затем ректором и учителем богословия в Тверской семинарии. На своих занятиях архимандрит Тихон более старался действовать на сердце своих слушателей. Он читал лекции по нравственному богословию, впервые по-русски вместо общепринятого в то время латинского языка, и при этом так увлекательно, что слушать его собиралось много посторонних лиц.

В это время в Синоде избирали новгородского епископа, и трижды жребий пал на него. Сам святитель говорил впоследствии, что ему никогда и не приходила мысль, что он будет епископом. Архиерейская хиротония состоялась 13 мая 1761 года. Архимандрит Тихон был хиротонисан в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе в епископа городов Кексгольма и Ладоги, с тем, чтобы, управляя Хутынским монастырем, быть викарием Новгородского архиепископа.

Торжественным колокольным звоном встречали новгородцы молодого архипастыря, бывшего своего воспитанника. Некоторым товарищам по школе, подходившим под благословение, Владыка с доброю улыбкою напомнил их выходки и, когда они, смутившись, просили прощения, он успокоил их. Встретила Владыку смиренно родная сестра со слезами радости.

Брат обласкал ее и не раз посылал за ней лошадей. Когда она вскоре скончалась, святитель сам совершил ее отпевание, и во гробе сестра ему улыбнулась. В Новгороде могила ее чтилась. Будучи на Новгородской кафедре, епископ Тихон возвел своего брата Евфимия в сан диакона. Ведь именно он упросил некогда мать не отдавать своего маленького брата бездетному ямщику.

3 февраля 1763 года преосвященный Тихон был определен на освободившуюся Воронежскую кафедру. Как замечает исследователь жизни и духовного наследия св. Тихона схиархимандрит Иоанн (Маслов): «вследствие обширности территории,разнородности национального и социального состава населения, малообразованности духовенства и народа, отсутствия хороших духовных училищ, скудости средств архиерейского дома Воронежская епархия была одной из труднейших в то время для церковного управления». Да и время было для Церкви нелегкое. Екатерининское царствование началось с отобрания в казну церковных вотчин. Монастырям и архиерейским домам было назначено крайне скудное содержание. Правительство Екатерины относилось с большею веротерпимостью к раскольникам и сектантам. Раскольники были освобождены от двойного подушного оклада, стали возникать единоверческие храмы и образовываться раскольничьи центры в Москве.

Немало раскольников было в Воронежской епархии, а также казаков и беглых. Народ все буйный и распущенный. Русское общество в большинстве своем было мало образовано, поэтому модные идеи подхватывались без критики и должного рассуждения. Еще по дороге в Воронеж святитель почувствовал себя очень плохо; а приехав и увидев разброд и оскудение, просил Святейший Синод уволить его на покой. Синод просьбы этой не уважил, и святитель покорно понес свой крест. Епархия была огромная: от Орла до Черного моря, и она была запущена. Духовенства было мало,население, сильно разбросанное, было невежественно и суеверно. Среди высшего класса было много неверующих.Горячо принялся за работу молодой епископ. Он объезжал огромную епархию, почти всю покрытую дремучими лесами или степью, часто просто верхом. Всего 4 года и 7 месяцев пробыл он на Воронежской кафедре, но деятельность его как администратора, педагога и пастыря доброго была велика.

Прежде всего, он принялся за обучение духовенства, которое было необразованно и нерадиво до крайности. Всем приказал иметь на руках Новый Завет и читать его с благоговением и прилежанием. Желая дать малообразованным из духовного сословия необходимые сведения о Таинствах, к совершению и служению которых они призваны, святитель Тихон написал особую книжку под названием «Должность священническая о семи святых Таинствах» и разослал ее по всем монастырям и духовным правлениям для раздачи священникам.

Также святитель Тихон составил особую книжку «О тайне покаяния» в пяти пунктах, служащую дополнением к книге о должности священника, и велел, переписав ее, разослать всем клирикам для поучения народа и для того, чтобы познакомить духовенство с катехизическим способом преподавания истин веры Христовой. Святитель Тихон также поручил диакону воронежского Благовещенского собора Ивану Турбину, обучавшемуся в Московской духовной академии, еженедельно предлагать поучения в Благовещенском соборе и в указанную соборную церковь на означенное поучение приходить священно- и церковнослужителям воронежских городских церквей.

В уездные города, в которых не было людей, способных быть катехизаторами, была разослана особая книга, чтобы протоиереи местных церквей читали каждый воскресный день перед обедней по одной беседе. Такие книжки были разосланы, в том числе, в Елецкое и Лебедянское правления, чтобы повысить образовательный уровень духовенства. Святитель также открыл духовные училища в Острогожске, Ливнах; Латинскую школу в Ельце «для Елецкого, Лебедянского, Ливенского и Сокольского духовных правлений», всячески поддерживал семинарию в Воронеже со строгим уставом преподавания.

В то время в Воронежской епархии было 13 монастырей. Святитель приказал всем монахам иметь Новый Завет, по понедельникам читать чин пострижения, чтобы не забыть обеты монашеские; запретил братии ходить на поминки, если они устраивались вне монастыря. Отлучки из монастыря не были разрешены даже настоятелям. «В монашество постригать не спешите, - писал святитель, - черная риза не спасет. Кто и в белой ризе, да послушание, смирение, да чистоту имеет, есть непостриженный монах». Много потрудился святитель и над воспитанием своей паствы из мирян.

Пожаром, опустошающим души, называл святитель общественные гулянья, нескромные игры, нетрезвое веселье в праздники. Раз в Воронеже во время празднования, посвященному языческому богу Яриле, на площади появился святитель Тихон и своим пламенным словом прекратил бесчиние.


А на другой день весь народ явился к нему с покаянием. С тех пор праздник Яриле был прекращен навсегда. По глубокому воздействию на души человеческие святитель Тихон был, несомненно, вторым Иоанном Златоустом, глаголом уст своих пробуждавшим сердца людские от сна греховного.Кажется, не было уголка церковной жизни, куда бы ни заглянул святитель и где бы ни проявил своего отеческого и пастырского внимания.

Он был строг и требователен, ибо великую тяжесть ответственности за спасение душ человеческих возлагает Господь на плечи архипастыря вместе с епископским омофором. Ему часто приходилось терпеть злоречие и осуждение за свою благочестивую ревность. Его меры и требования казались строгими. Граждане Воронежа, убеждая друг друга повиноваться советам, наставлениям или приказаниям епископа Тихона, говаривали: «Он Богу пожалуется». И точно, были случаи, когда Господь явно наказывал тех, кто наносил ему оскорбления. Заповедь «блаженны миротворцы» святитель почитал выше, чем «блаженны милостивии»: «Те только помилованы будут, - говорил он не раз, - а эти сынами Божиими нарекутся».


Но в житии своем святитель был равно и миротворцем, и милостивым. Милосердием и любовью горело нежное сердце святителя, и рука его, дающая, никогда не оскудевала. Каждый праздник рассылал он деньги по богадельням и острогам, не раз переодетый, чтоб не узнали, ездил лично. С больными, скорбящими и преступниками, он беседовал подолгу, увещая и утешая свою меньшую во Христе братию. Если его узнавали, он временно прекращал посещения, но милостыня его никогда не прекращалась.

Святитель вел строго аскетический образ жизни. Часто он проводил в молитве бессонные ночи. По утрам рассматривал и решал епархиальные дела. Много забот и неприятностей доставляли преосвященному раскольники своим дерзким и вызывающим поведением. Донские войска постоянно вмешивались в церковные дела, самочинно отрешали и назначали пастырей, забирая их в казачьи войска. В 1767 году святитель в очередной раз пишет прошение на покой. «Я слишком слаб здоровьем, - писал он, - епископский омофор непосильно тяжел для меня». На этот раз увольнение последовало.

Святитель избрал для своего жительства Толшевский монастырь в 40 верстах от Воронежа, на берегу реки Усмань, окруженный непроходимыми лесами и болотами. Местность была сырая и нездоровая; настоятель оказался закоренелым раскольником. Недовольный вторжением в его монастырь епископа, он непрестанно роптал и устраивал всякие неприятности. Здоровье святителя ухудшалось. Тогда он попросил его перевести в Задонский монастырь, в 90 верстах от Воронежа, расположенный на высоком берегу Дона.

Местный лесистый ландшафт и чистый сухой воздух были как нельзя более полезны для отдохновения измученного болезнями св. Тихона. Важными в определении этого выбора видятся также близость Ельца, полюбившегося святителю еще в годы пребывания на архиерейской кафедре, и то, что в Богородицком монастыре спасался схимонах Митрофан (Голощапов), к тому времени ставший близким другом и сотаинником святителя Тихона.

Здесь начался период иноческих подвигов святого Тихона, духовной брани с искушениями и высочайших духовных достижений. В монастырской тишине пламенно предался святой Тихон молитвеному подвигу. Ежедневно он посещал все службы. На ранних Литургиях сам читал на клиросе и пел киевским распевом. Если было много народу, то стоял в алтаре. Облачался в мантию с омофором только в те дни, когда служил праздничные утрени или молебны. Позже он прекратил эти выходы и только причащаясь у престола, надевал мантию или ризу. Обстановка кельи и одежда святителя были крайне убогими. Спал на ковре, набитом соломою, укрывался вместо одеяла заячьим тулупчиком; простой подрясник с ременным поясом, суконная ряса, ременные четки. В келье часто ходил в лаптях.

Даже сундука у него не было, а только ветхий кожаный мешок. Питался крайне просто, всегда сокрушался о тех, кто и этого не имел. Спал святитель 4 часа ночью и 1 час после обеда. Ночью и на рассвете читал монашеское правило с земными поклонами.Молитва его была всегда жаркая, со слезами и воздыханиями: «Господи, помилуй! Господи, пощади! Услыши, Господи! Кормилец, помилуй!» - из глубины сердечной взывал святой, простираясь перед иконами и ударяя головой о землю. В полночь тихо и проникновенно пел псалмы, хваля, славословя и благодаря Господа. Молитва неразрывно была связана с богомысленным созерцанием.

Однажды святой Тихон сподобился чудного видения: глядя на висевшую перед ним картину Распятия и духовными очами созерцая крестные муки Спасителя, он вдруг увидел, что Христос, израненный и окровавленный, сходит с Голгофы и идет к нему. Святитель в трепете, великой скорби и неизглаголанной радости упал к Его ногам. Вскоре после переселения в Задонский монастырь здоровье святителя Тихона стало заметно поправляться, нервные припадки почти прекратились.

Но наряду с этим для него настали трудные дни искушений, которые Господь всегда посылает подвижникам, чтоб укрепить их и сделать достойными славных венцов. Искушения эти были: сомнение в подвиге, помыслы плотские, помыслы превозношения и уныние. Борьба с ними и преодоление их - прекрасные страницы жизни угодника Божия. Чем больше оправлялось тело от недугов, тем более томилась душа от внешней бездеятельности уединенной иноческой жизни.

Святитель невыносимо терзался укорами совести, что, приняв епископский омофор, не пожелал служить Церкви Божией, что, не окончив своих полезных начинаний, самовольно сложил с себя крест, который возложил на него Господь, что погубил души, порученные ему Промыслом Божиим. Лишь позже понял святитель, что эти укоры были ни чем иным, как злым искушением; что крест его был другой, несравненно более тяжелый и важный; и донес он его до престола Господня как верный раб, и ни единой души, вверенной ему, не погубил, но все принес без порока на трапезу Его.

Святитель не раз склонялся к решению бросить монастырь и принять снова архипастырский жезл, что предлагал уже давно друг его митрополит Санкт-Петербургский Гавриил. Однажды, приготовив прошение, святой Тихон собрался в дорогу. Тогда Господь дал указание Своему угоднику устами Задонского старца Аарона. «Что ты беснуешься, - строго сказал старец, - Матерь Божия не велит выезжать отсюда». «Если так, то не поеду», - кротко сказал святой Тихон и разорвал прошение.

Святитель по характеру своему был горячим, порой раздражительным. Ему пришлось много потрудиться, чтобы переломить в себе эти качества. Горячо взывая о помощи к Господу Богу, он стал преуспевать в кротости и незлобии. Когда слышал, проходя мимо, как иной раз издевались над ним монастырские служки или настоятель, говорил себе: «Так Богу угодно, а я достоин этого за грехи мои».

Раз сидел он на крылечке кельи и мучился помыслами самомнения. Вдруг юродивый Каменев, окруженный толпой мальчишек, неожиданно подбежал к нему и ударил по щеке, шепнув на ухо: «Не высокоумь!» И, дивное дело, сейчас же почувствовал святитель, как бес высокоумия отступил от него. В благодарность за это положил святой Тихон выдавать юродивому ежедневно по три копейки. Самыми тяжелыми искушениями были безотчетная тоска и уныние.

В такие минуты человеку кажется, что от него отступает Господь, что все погружается в непроглядный мрак, что сердце каменеет, а молитва останавливается. Возникает ощущение, что Господь не слышит, что Господь от вращает Лицо Свое. Такое безблагодатное состояние невыносимо тягостно, так что иноки в такие периоды переходят из одного монастыря в другой, а часто и совсем оставляют иноческий подвиг. Святитель боролся с приступами уныния различными средствами. Или работал физически, копая грядки, рубя дрова, кося траву, или уезжал из монастыря, или усиленно трудился над своими сочинениями, или пел псалмы.

Часто помогало в такие минуты скорби общение с друзьями – схимонахом Митрофаном, елецким купцом Кузьмой Игнатьевичем и старцем Феофаном, которого святитель звал «Феофан, моя утеха». Немудрый, добрый и наивный старичок часто утешал святого Тихона своей детской ясностью и простотой беседы.

Ездил святой Тихон чаще всего в Липовку, имение помещика Бахтеева, за 15 верст от Задонска. Там он оставался иногда месяца по три и больше; сам правил службы - вечерню, утреню, часы.

Храм Преподобного Сергия Радонежского в с. Липовка Задонского района, в котором служил святитель Тихон, приезжая в имение Бехтеевых

Неизгладимый след оставил святитель Тихон в церковной истории города Ельца. Еще в 1765 г., буучи епископом Воронежским, святитель Тихон открыл в Ельце Латинскую школу для детей елецких священников. Тогда же, по его просьбе, гражданскими властями был перемещен в другое место кабак, находившийся близ Сергиевской церкви в Черной слободе Ельца.

Пребывая на покое в Задонском Богородицком мужском монастыре, святитель не раз бывал в Ельце. После того, как город в 1769 г. сильно пострадал от пожаров, епископ Тихон лично ездил для сбора пожертвований в пользу погоревших ельчан в Воронеж и Острогожск. Тогда же в огне пожара погибли деревянные постройки Знаменского монастыря на Каменной горе, а насельницы сгоревшей обители были переведены в единственный штатный монастырь епархии – Воронежский Покровский. Но на пепелище сгоревшего монастыря в Ельце оставались две старицы: 60-летняя Ксения и 80-летняя Агафья, наотрез отказавшиеся покинуть Каменную гору.

Святитель Тихон прислал в Елец своего духовного друга схимонаха Митрофана ободрить скорбящих граждан, подать нуждающимся тайную милостыню и утешить оставшихся на Каменной горе монахинь в том, что святое место в скором времени обновится благодатью Божией.Когда старица Агафья скончалась, то вместо нее к матушке Ксении по благословению святителя Тихона присоединилась елецкая уроженка девица Матрона Солнцева, жившая в женском монастыре в Воронеже. Елецкий купец Конон Никитич Кожухов по просьбе Владыки выстроил для нее келью.

Матрона Солнцева, впоследствии постриженная в монахини с именем Олимпиада, при пособии святителя и других доброхотных жертвователей построила на месте сгоревшей Знаменской обители в 1771 г. деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и иконы ее «Знамение», ставшую впоследствии приходской. Вскоре в монастырь вернулась и игуменья Иулита с тремя сестрами. Для них ельчане стали строить на Каменной горе новые кельи. Так постепенно в Ельце вновь сложилась женская община, начальницей которой после смерти матушки Иулиты по благословению святителя Тихона стала монахиня Олимпиада (Солнцева).

Сам святитель, бывая в Ельце, непременно навещал смиренных отшельниц, заботился не только об их нравственном преуспеянии, но и материальном достатке; располагал к ним боголюбивых жителей Ельца, которые содействовали благоустройству и воссозданию монашеской обители. В часы искушений святитель Тихон благодатной силой своей молитвы ограждал их от падения. По его благословению и завету Матрона Солнцева ввела в общине правила, неусыпно и строго соблюдаемые в обители на протяжении последующих 150 лет.

Посетив любимый им Елец в последний раз в 1779 г., святитель Тихон Задонский побывал и на Каменной горе, увидел население ее «цветущее начатками иноческих подвигов, благословил всех и каждую и указал место строительства соборного храма. Пред городскими властями ходатайствовал, чтобы никто не обижал насельниц». Впрочем, связь святителя Тихона Задонского с Ельцом и его церковной жизнью далеко не ограничивалась Знаменским женским монастырем. Его келейник Василий Чеботарев свидетельствовал, что он особенно любил этот город, «как издревле славящийся благочестием усердием тамошних жителей к храмам Божиим, верностью православной церкви, так что там нет ни одного раскольника, кротостью граждан и взаимным согласием».

Сам святитель Тихон тоже очень тепло отзывался о жителях Ельца: «мне жаль расставаться с этим городом, точно я в нем родился». В другом месте он говорил о Ельце: «Сион новый, Божие жилище!» Большая часть его пенсии была раздаваема по преимуществу ельчанам. Он посылал келейника своего в Елец для тайных подаяний. Сам же он не раз посещал в Ельце богадельни, утешая страдающих и помогая нуждающимся. Преосвященный лично посещал и елецкую тюрьму.

В Ельце Святитель имел близких друзей. Он был очень дружен с известным своей благочестивой жизнью Космой Игнатьевичем Студеникиным, старостой Покровской церкви Ельца. В доме Студеникина, находившемся немного ниже этого храма, святитель часто останавливался при посещении города и называл Косму Ивановича своим другом. Другом святителя Тихона местные предания называли и священника Покровской церкви отца Василия. Очень расположен был святитель и к священнику Иоанну Жданову. Известно почитание Святителя по отношению к Христа ради юродивому Иоанну Тимофеевичу Каменеву, достигшему благодатного дара читать мысли людей.

В 1779 г., когда епископ Тихон в последний раз побывал в Ельце, то останавливался он в доме купца Григория Федоровича Ростовцева, отличавшегося особенными добродетелями. Святитель говорил о нем: «Нам, чернецам, надобно учиться добродетельной жизни из дому Григория Федоровича Ростовцева». Ельчане отвечали ему взаимной любовью, и по свидетельству очевидцев, «когда владыка выезжал из города, толпа народа провожала его за реку Сосну».

Митрополит Евгений (Болховитинов) так писал о посещениях Ельца святителем Тихоном: «Иногда бывал он в Ельце так скрытно, что не ведали о том и тамошние друзья его. В случае скрытного приезда он оставлял свою повозку за рекою и пешком приходил к заключенным в темницы. Он садился с ними, расспрашивал каждого о вине заключения и, изведывая каждую совесть, утешал сперва, потом увещевал к великодушному терпению; наконец, при выходе оделял преступников милостынею, а заключенным по долгам давал выкупные деньги и поспешно удалялся из темницы в богадельни с таковым же подаянием, а после из самого города… Вскоре узнавали о сем и граждане, все стремились увидеть его, искали его, но он уже был далеко…».

А после преставления архипастыря жители города считали святителя Тихона Задонского небесным покровителем Ельца. И практически с самого дня смерти святителя начались постоянные паломничества ельчан в Задонск для служения панихид на его могиле, и еще задолго до общецерковного прославления святитель Тихон считался в Ельце местночтимым святым.


Дела милосердия продолжались и в Задонске. Беднякам и нуждающимся святитель раздавал решительно все - и одежду, и пенсию свою; а когда и этого не хватало, продавал вещи - перину, подушку, одеяло, серебряные карманные часы. Всегда в нужную минуту приходил святой Тихон на помощь и деньгами, и ходатайством, а главное, своей лаской, состраданием. День, в который не сотворил милостыни, считал потерянным.

Во время неурожая и после пожаров он ездил за помощью в Воронеж. Нередко люди злоупотребляли добротой святителя. Однажды двое крестьян обманом получили от святого Тихона деньги как погорельцы. Смеясь, они отправились домой и с ужасом увидели свои дома действительно в пламени.


Они опять бросились к святителю и получили от него и помощь, и утешение. И таких случаев было немало, когда люди исправлялись,вразумлялись поучением святого и Божиим наказанием. Благотворительность святителя Тихона не ограничивалась одним Ельцом и окрестностями Задонска. Он устроил около Тулы богадельню, поручив ее одному священнику. Послал городу Ливны отца Митрофана с денежной помощью. Посылал милостыню даже на свою далекую северную родину. Особенно он любил помогать крестьянам.

Задонск стоял на большой дороге, и домик святителя Тихона был настоящей странноприимницей. Больных он укладывал в собственную кровать. Скончавшихся сам отпевал и погребал.

Любимым его занятием были его литературные труды: работа «Об истинном христианстве» – это система нравственного богословия. В ней говорится о духовной мудрости слова Божия, о сердце человеческом, о грехах, о покаянии, об обязанностях христианина по отношению к Богу, к Сыну Божию, ближнему и самому себе. В то же время святитель Тихон занимался перепиской со своими друзьями: «Письма к приятелям» и «Письма келейные» содержат поучения и наставления по частным случаям.

В книге «Сокровище духовное, от мира собираемое» излагаются размышления о Божией мудрости и выводы по поводу различных явлений, предметов, нечаянных встреч и случаев из жизни самого святителя. Книги эти предназначались для каждого христианина и даже для простых людей; поэтому все в них изложено с особеннойясностью и увлекательной простотой.

Творения святителя были любимым чтением благочестивых русских людей и имели громадное влияние на русскую религиозную литературу и проповедничество.

За три года до смерти он услышал тихий голос: «Кончина твоя будет в день недельный». После этого ему было сказано во сне: «Потрудись еще три года». За год и три месяца до смерти его разбил паралич левой стороны, и он окончательно слег. Незадолго до смерти он увидел во сне, что должен подняться на высокую лестницу и многих людей, следовавших за ним и поддерживавших его.


Он понял, что эта лестница обозначает путь его в Царствие Небесное, а люди - это те, кто слушал его и будут его поминать. Последние дни его жизни близкие его стали приходить прощаться. Благословляя их, он шептал: «Вручаю вас Господу». Но за два последних дня до кончины прием он прекратил. Он лежал в полной памяти, с закрытыми глазами, и творил молитву.

Скончался святитель Тихон 13 августа 1783 г., в 6 часов 45 минут утра, будучи 59 лет. День был воскресный. Отпевал его близкий друг, епископ Воронежский Тихон III. Многочисленные знамения, чудеса и исцеления происходили в монастыре по молитвам к святому. Трудами святителя Воронежского Антония (Смирницкого) были обретены мощи преосвященного Тихона и подготовлены материалы для канонизации сего дивного сосуда благодати Христовой.


Прославление свт. Тихона Задонского. Литография

Прославление свершилось 13 (26) августа 1861 года, уже после смерти святителя Антония.

Долгие годы Задонский монастырь являлся крупнейшим местом паломничества верующих.

После революции монастырь постигла участь многих святынь нашего многострадального Отечества. 28 января 1919 года специальной комиссией было произведено освидетельствование мощей святителя Тихона. Однако, вскоре останки святого вернулись в ту же серебряную раку, откуда были исторгнуты кощунственной рукой. В 1932 году мощи святителя Тихона покинули Задонск.

Святыня была передана антирелигиозному музею, организованному в бывшей Великокняжеской церкви Ельца,откуда попали в Орловский краеведческий музей. Лишь в 1988 году мощи святителя были переданы Орловской епархии. В 1991 году, попечением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцева) мощи святителя Тихона торжественно перенесены под своды Владимирского собора Задонского Рождество-Богородицкого монастыря. Произошло это в день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, чудотворца Задонского, 26 августа 1991 года.

Возрождение и обустройство обители, каждодневная трудная, почти неподъемная работа по восстановлению разрушенного монастыря легла на плечи наместника (с 1991 года) обители – архимандрита Никона (Васина) с братией (ныне митрополит Липецкий и Задонский).

Некогда величественный Владимирский собор был овощной базой и разрушался: протекала и произрастала деревьями крыша, перекрытия храма были в аварийном состоянии. В бывшей трапезной монастыря и Вознесенской церкви размещался овощесушильный цех. В маленьком храме, поставленном на месте кельи святителя Тихона, грохотал инструментальный цех со станками, маслом и стружкой.

Храм-часовня на месте упокоения святителя был превращен в склад соли и химикатов. В храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы располагался консервный цех. Этот храм наиболее пострадал в годы советской власти, серьезно был искажен его архитектурный облик, утрачена купольная часть. Красивейшая колокольня была разрушена.


Архиерейское богослужение в возрожденной обители. Праздник Святой Троицы. 2016 г.

Молитвой и трудами владыки Никона, при благодатной помощи святителя Тихона, обитель вернула былую славу: восстановлены и действуют храмы, налажена монашеская жизнь.

Ныне это один из значимых духовных центров православия, куда стремятся за духовной поддержкой множество паломников со всех уголков России.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилла у мощей Задонского чудотворца во время Первосвятительского визита в Рождество-Богородицкий мужской монастырь по случаю 400-летия святой обители, 2010 г.

Память святителя Тихона совершается 13 (26) августа, в воскресенье после 29 июня (2 июля) в Соборе Тверских святых, 4 (17) сентября в Соборе Воронежских святых, 10 (23) сентября в Соборе Липецких святых.

Тропарь, глас 8
От юности возлюбил еси Христа, блаженне, образ всем был еси словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением. Темже и вселился еси в небесныя обители, идеже пред стоя Престолу Пресвятыя Троицы, моли, святителю Тихоне, спастися душам нашим.

Кондак, глас 5
Апостолов преемниче, святителей украшение, Православныя Церкви учителю, Владыце всех молися, мир вселенной даровати и душам нашим велию милость.

Литература
1. Евгений (Болховитинов), митр. Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, собранное для любителей и почитателей памяти сего Преосвященного. 2-е изд., вновь пересмотр., испр. и умнож. М., 1820.
2. В. И. Чеботарев, И. Ефимов. Задонский чудотворец в воспоминаниях келейников. Записки о святителе Тихоне Задонском. Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.
3. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьи-Миней свт. Димитрия Ростовского. Август. Рождество-Богородицкий Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, 1994.
4. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII – XIX веков. Август. Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1999. Репринт.
5. Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.
6. Задонский патерик. Жизнеописания святых и подвижников благочестия. Сост. Л. А. Морев.
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2009.
7. Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней. Историко-биографические очерки. Воронеж, 2003.
8. Жития святых и жизнеописания подвижников благочестия Воронежско-Липецкой епархии. Книга 1. Воронеж, 2003.
9. Жития святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. М, Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
10. Архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров). История Воронежской епархии от ее учреждения до 1960-х гг. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2011
11. А. Ю. Клоков, Л.А. Морев, А. А. Найденов. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии.
Задонский район. Часть первая Липецк, 2007.
12. А. Ю. Клоков, Л.А. Морев, А. А. Найденов, Евфимия (Воронина). Четыре века Задонской
обители. Липецк, 2010.
13. Л. А. Морев. История Задонского мужского монастыря. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2009.
14. Святитель Тихон Задонский, его значение для русской духовной традиции и современного христианина. Материалы епархиальной конференции, посвященной 225-летию преставления святителя Тихона Задонского. Липецк, 2008.
15. Стаднюк А., прот. К истории православия на Дону. М., 2012.
16. ГАРФ. Ф. А353. Оп. 3. Д. 731.
17. ОР РГБ. Ф. 609. К. 3. е. х. II.
18. А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. Святители Митрофан и Тихон, и церковная жизнь Ельца // Вторые Свято-Митрофановские чтения. Воронеж, 2012.
19. Игум. Митрофан (Шкурин). Период возглавления святителем Тихоном Задонским Воронежской епархии (исторический обзор) // «Семья – малая Церковь». Материалы IV Задонских Свято-Тихоновских чтений. Липецк, 2009.
20. В. Невярович. Святитель Тихон Задонский. Штрихи к биографии. Родные и их потомки.

Статьи по теме