В каком году появилось первое зеркало. Краткая история производства зеркал

До изобретения первого зеркала люди любовались своим отражением в воде. Древнегреческий миф о Нарциссе повествует о красивом юноше, который целыми днями смотрел на свое лицо в глади озера. Однако уже в те времена, около 5 тысяч лет назад, богатые жители Древней Греции и Древнего Рима могли приобрести зеркала из отполированного до блеска металла - стали или бронзы. Эти аксессуары требовали постоянного ухода и чистки, т.к. их поверхность постоянно окислялась и темнела, да и качество отражения было плохим – различить детали и цвета было достаточно сложно.

В разных странах в различные эпохи для получения отражающей поверхности использовали золото, медь, серебро, олово, горный хрусталь. Позволить себе зеркало могли только самые состоятельные люди. Изделие, похожее на современное зеркало, было изобретено в 1279 году францисканцем Джоном Пекамом, который первый попробовал покрыть стекло тончайшим слоем свинца: в стеклянную колбу заливали расплавленный металл, а после застывания разбивали ее на более мелкие куски. Полученные таким способом зеркала были вогнутые.

Чуть позже зеркала начали производить в Венеции. Мастера немного усовершенствовали способ Джона Пекама и использовали в производстве оловянную фольгу, ртуть и бумагу. Венецианцы строго охраняли свой секрет, в 1454 году даже был издан указ, запрещающий мастерам зеркального дела покидать страну, а за ослушавшимися даже посылали наемных убийц. И хотя такое зеркало тоже было мутным и блеклым, оно в течение трех веков оставалось очень редким и дорогим товаром.

В XVII веке французский король Людовик XIV загорелся желанием построить в Версале великолепную Галерею зеркал. Министр короля Кольбер деньгами и обещаниями соблазнил трех венецианских мастеров и привез их во Францию. Здесь технология снова была изменена: французы научились не выдувать расплавленное стекло, а раскатывать. Благодаря этому способу можно было изготовить зеркала больших размеров. Построенная Галерея зеркал восхищала людей того времени: все предметы бесконечно отражались, все переливалось и сверкало. А к XVIII веку зеркала стали привычным предметом для многих парижан – цены на этот аксессуар сильно упали.

Французский способ производства оставался неизменным до 1835 года, когда профессор Юстус фон Либих из Германии обнаружил, что покрытие из серебра позволяет получить более чистое изображение.

Как зеркала влияли на жизнь людей

Многие века люди испытывали страх перед зеркалами, считавшимися вратами в потусторонний мир. В средние века женщину могли обвинить в колдовстве, если среди ее вещей был этот предмет. Позднее зеркала стали активно использовать для гаданий, в том числе и на Руси.

С появлением возможности видеть свое отражение люди стали уделять больше внимания своей внешности, поведению. Благодаря зеркалу зародилось и одно из направлений в психологии, называемое рефлексия, т.е. – «отражение».

В современном интерьере зеркало несет не только отражающие функции, оно применяется для усиления ощущения пространства и света. Правильно установленные зеркала раздвигают границы помещения, делают его светлым и уютным.

Возраст самых древних зеркал на земле — насчитывает около семи тысяч лет. До изобретения зеркального стекла в дело шли камень и металл: золото, серебро, бронза, олово, медь, горный хрусталь.

Медуза Горгона превратилась в камень, увидев свое изображение в наполированном до блеска щите Персея. Археологи считают, что самые ранние зеркала — это найденные в Турции полированные куски обсидиана,

насчитывающие 7500 лет. Однако ни в одно из античных зеркал нельзя было, например, рассматривать себя сзади или различать оттенки цвета.

В одном из греческих мифов повествуется о Нарциссе, который часами лежал на берегу озера, любуясь своим отражением в воде. Будь Нарцисс человеком состоятельным, он, надо думать, приобрел бы себе зеркало из полированного металла. В те времена довести до зеркального блеска кусок стали или бронзы величиной с ладонь было не так-то просто. К тому же поверхность такого зеркала окислялась и ее приходилось ежедневно чистить. Латинское spektrum в немецком языке превратилось в Spiegel («Шпигель» — зеркало). Из чего можно заключить, что в Германию зеркала принесли римляне.

Изобретение настоящего зеркала следует отнести к 1279 году, когда францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем свинца.

Первыми производителями зеркал стали венецианцы. Технология была по тем временам довольно сложная: тонкий слой оловянной фольги накладывался на бумагу, которая с другой стороны покрывалась ртутью, по ртути опять прокладывалась бумага, и лишь затем поверху накладывалось стекло, которое придавливало этот слоеный пирог, а из него тем временем вытаскивалась бумага. Разумеется, подобное зеркало было весьма мутным — и все же оно отражало больше света, чем его поглощало. Таким процесс оставался с несущественными изменениями вплоть до 1835 года, когда немецкий профессор Юстус фон Либих открыл, что, используя серебро, можно получать гораздо более ясные и сверкающие зеркала.

Республика дожей ревниво охраняла свою монополию. В 1454 году она издала приказ, запрещавший зеркальщикам покидать страну, а тем, кто это уже сделал, повелевавший вернуться домой. «Невозвращенцам» грозили карами в отношении их родных. По следам особенно упорствовавших беглецов посылали убийц. В результате зеркало три века оставалось невероятно редким и фантастически дорогим товаром.

Людовик XIV был буквально помешан на зеркалах. Именно в его время фирма «Сан-Гобен» разгадала секрет венецианского производства, после чего цены резко упали. Зеркала стали появляться на стенах частных домов, в картинных рамах. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими. Кроме того, дамы стали носить на поясе маленькие зеркальца, прикрепленные цепочками.

При том, как поздно появилось стеклянное зеркало в истории человечества, не может не вызвать изумления, сколь огромную роль оно играет в суевериях и в народной культуре вообще. Уже в Средние века в приговоре одной французской ведьме среди перечня ее магических приспособлений фигурирует и осколок зеркальца. С помощью зеркала гадали на жениха русские девушки. Зеркало как бы приоткрывало пространство потустороннего, оно и манило, и пугало, поэтому обращались с ним опасливо: иногда занавешивали, иногда подносили кошку, иногда отворачивали к стене, а иногда разбивали.

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала.

Понятно, что самым первым зеркалом была обыкновенная... лужа. Но вот беда - с собой ее не унесешь и дома на стенку не повесишь.

Появились отполированные куски обсидиана, которые в древние времена были в ходу в Китае и Центральной Америке, и отполированные бронзовые диски, нашедшие распространение в Средиземноморье.

Совершенно новый тип зеркал - вогнутых - появился лишь в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только отражение было, мягко говоря, немного искаженным.

Наконец, примерно в 1500 году, во Франции придумали "смачивать" плоское стекло ртутью и приклеивать таким образом на его поверхность тонкую оловянную фольгу. Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их умели делать лишь в Венеции. Венецианские купцы, недолго думая, выторговали у фламандцев патент и целых полтора века держали монополию на производство отличных "венецианских" зеркал (которые следовало бы именовать фламандскими). Цену их можно представить на таком примере: зеркало размером 1,2 метра на 80 сантиметров стоило... в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля!

С давних пор зеркало считается магическим предметом, полным тайн и волшебства (а то и нечистой силы). Оно верно служило и служит по сию пору языческим культам многих народов, которые видят в нем космическую силу Солнца.

Еще древние египтяне толковали крест, переходящий в окружность, как эротический жизненный ключ. А много веков спустя, в эпоху европейского Возрождения, в этом символе увидели изображение дамского туалетного зеркала с ручкой, в котором так любила разглядывать себя богиня любви Венера.

Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех, зеркала ванны и раковины.

В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано, расположившийся под Венецией, в морской лагуне. Специально созданный "Совет Десяти" ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее. На остров Мурано стеклоделов переселили под предлогом обезопасить Венецию от пожаров. В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.

Европейские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные тайны Венеции. Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV - Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию.

Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.

Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длинной 73 метра и нуждалась в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться "король-солнце"?

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала.

"Только зеркала в малом формате привозились из-за границы в большом количестве и составляли принадлежность женского туалета, зеркальная комната - унитазы отечественные: ", - писал Н.И. Костомаров. А историк Забелин поясняет, что в России "значение комнатной мебели зеркала получили едва ли не со второй половины XVII века, но и в это время они составляли убранство одних только внутренних постельных хором и не имели еще места в парадных приемных комнатах-" Добавим, что и там они были скрыты завесами из тафты и шелка или хранились в киотах. При Петре Великом в Москве, на Воробьевых горах, возвели "амбар каменный и длинный в восемьдесят три фута, в вышину девять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины". Пришло время и России делать свои зеркала.

Став важным элементом меблировки и декора, зеркало потребовало соответствующего обрамления. В зеркальных рамах нашли выражение художественный вкус, особенность дарования ювелиров и художников, национальный колорит, мастерство и, конечно, время, которому подвластны и ремесла, и искусство, монолит - строительство коттеджей.

В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи решила обзавестись зеркальным кабинетом, для чего в Венеции было приобретено 119 зеркал. Видимо, в благодарность за большой заказ венецианские мастера подарили королеве уникальное зеркало, отделанное агатами, ониксами, смарагдами и инкрустированное драгоценными камнями. Сегодня оно хранится в Лувре.

Зеркала были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы.

Не такое уж большое зеркало размером 100х65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера - около 3000 ливров.

Во Франции некая графиня де Фиеск рассталась с имением, чтобы купить понравившееся ей зеркало, а герцогиня де Люд продала серебряную мебель на переплавку, аренда квартир - сдам квартиру, чтобы приобрести зеркальную.

Зеркало в киоте, украшенное тонким оловянным кружевом, в свое время царевна Софья (правительница при царях-мальчиках Иване и Петре) подарила своему сердечному другу князю Голицыну.

В 1689 году по случаю опалы у князя и его сына Алексея было отписано в казну 76 зеркал (зеркальные страсти уже бушевали и среди русской знати), но зеркало царевны князь утаил и увез с собой в ссылку в Архангельский край. После его смерти зеркало среди других вещей по завещанию князя попало в монастырь под Пинегой, уцелело и дожило до наших дней. Сейчас оно хранится в фондах Архангельского краеведческого музея.

Ученые считают, что возраст зеркал насчитывает уже более семи тысяч лет. До появления зеркального стекла использовали хорошо наполированные разные виды металлов, к примеру, золото и серебро, олово и медь, бронза, и камень.

Согласно древнегреческим мифам, именно собственное изображение, увиденное медузой Горгоной на щите Персея, настолько испугало ее, что она превратилась в камень. Многие археологи считают наиболее ранними зеркалами полированные кусочки обсидиана, которые были найдены в Турции, а насчитывают они около 7500 лет. Но использовать подобные зеркальные поверхности, чтобы тщательно рассмотреть себя, к примеру, сзади, было нельзя, да и оттенки различать было очень проблематично.

Однако купить зеркало тогда было очень трудно, стоимость его к тому же была очень высока, ведь наполировать металл до блеска было непросто. Стоит учитывать, что подобная чистка была необходима зеркальной поверхности ежедневно, ведь она постоянно окислялась.

Годом рождения настоящего зеркала считается 1279 год, когда францисканцем Джоном Пекам был описан уникальный, в то время, способ покрытия обычного стекла тончайшим слоем свинца.

В это время появилась первая багетная мастерская , ведь технология производства подобного чуда была непростой. Слой фольги из олова клали на бумагу, которую с обратной стороны покрывали ртутью, после чего на нее опять помещали лист бумаги, и только после этого накладывали стекло, которое служило неким прессом для этого слоеного пирога, откуда в это время аккуратно вытаскивали бумагу. Конечно, зеркало было очень мутным. Эта технология просуществовала без существенных изменений практически до 1835 года. Именно в этом году профессор Либих обнародовал весьма интересную гипотезу о том, что покрытие серебром вместо олова сделает зеркала более ясными и сверкающими.

Венеция очень ревностно охраняла тайну создания этого чудо-товара. Зеркальщикам было запрещено покидать республику, в ином случае угрожали расплатой над их родными и близкими. По следам тех, кто особенно упорствовал, посылали убийц. Поэтому целых три века это был невероятно дорогой и фантастически редкий товар, позволить себе сделать зеркала могли лишь очень состоятельные люди.

Любителем зеркал был и французский король Людовик XIV. В его время был разгадан секрет производства венецианских зеркал и цены начали резко уменьшаться. Теперь этот атрибут интерьера можно было все чаще встретить в стенах обычных граждан. В восемнадцатом веке больше половины парижан имели зеркала. Королевский дворец в Париже в это время имел особое превосходство, именно здесь впервые появилось напольное зеркало.

Появившаяся возможность наблюдать за собой со стороны, привела к огромным последствиям: все состоятельные граждане стали более тщательно следить не только за своим внешним видом, но и своим поведением.

Нет ни одной квартиры в мире, в котором бы не было зеркала. На самом деле история зеркала уходит в далекое прошлое. Возраст самого древнего зеркала на земле — около семи тысяч лет. До изобретения зеркального использовались камень и металл: золото, серебро, бронза, олово, медь, горный хрусталь.

Существует легенда о том, что Медуза Горгона превратилась в камень, увидев свое изображение в наполированном до блеска щите прекрасного Персея. Ученые археологи считают, что самые ранние зеркала — найдены в Турции полированные куски обсидиана, насчитывающие около 7500 лет. Однако ни в одно античное зеркало нельзя было, например, рассматривать себя сзади или различать оттенки цвета.

Всем известен древнегреческий миф о Нарциссе, который часами лежал на берегу озера, любуясь своим отражением в воде, как в зеркале. Во времена Древней Греции и Древнего Рима, состоятельные люди могли позволить себе купить зеркало из полированного до блеска металла. Изготовление такого зеркала было не простым занятием, а отполированные зеркала из стали или бронзы величиной были не больше ладони. К тому же поверхность такого зеркала быстро окислялась и ее приходилось постоянно чистить.

Специалисты в области языковедения полагают, что слово — зеркало — пришло из Древнего Рима — латинское написание выглядело как — spektrum. Затем это слово претерпев в разных языках фонетический, морфологический, лексический перевод стало использоваться повсеместно. Например, в немецком языке оно превратилось в Spiegel («Шпигель» — зеркало).

Изобретение зеркала в современном понимании можно отнести к 1279 году, когда францисканец Джон Пекам описал способ покрывать обычное стекло тонким слоем свинца.

Первыми производителями зеркала стали Венецианцы. Технология была довольно сложная: тонкий слой оловянной фольги накладывался на бумагу, которая с другой стороны покрывалась ртутью, по ртути опять прокладывалась , и лишь затем поверху накладывалось стекло, которое придавливало эти слои, а из них тем временем вынималась бумага. Венеция ревностно охраняла свою монополию на зеркала.

В 1454 году Дожи издали приказ, запрещавший зеркальщикам покидать страну, а тем, кто это уже сделал, повелевали вернуться на родину. «Невозвращенцам» грозили карами в отношении их родных. По следам особенно упорствовавших беглецов посылали убийц. В результате зеркало три века оставалось невероятно редким и фантастически дорогим товаром. Несмотря на то, что подобное зеркало было весьма мутным — и все же оно отражало больше света, чем его поглощало.

Французский король Людовик XIV был буквально помешан на зеркалах. Именно в его время фирма «Сан-Гобен» разгадала секрет венецианского производства, после чего цены резко упали. Зеркала стали появляться на стенах частных домов, в картинных рамах. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими. Кроме того, дамы стали носить на поясе маленькие зеркальца, прикрепленные цепочками.

Таким процесс производства зеркала оставался с несущественными изменениями вплоть до 1835 года, когда немецкий профессор Юстус фон Либих открыл факт того, что, используя серебро, можно получать гораздо более ясное изображение в зеркале.

При том, как поздно появилось стеклянное зеркало в истории человечества, не может не вызвать изумления, сколь огромную роль оно играет в суевериях и в народной культуре вообще. Уже в Средние века в приговоре одной французской ведьме среди перечня ее магических приспособлений фигурирует и осколок зеркальца. С помощью зеркала гадали на жениха русские девушки. Зеркало как бы приоткрывало пространство потустороннего, оно и манило, и пугало, поэтому обращались с ним опасливо: иногда занавешивали, иногда подносили кошку, иногда отворачивали к стене, а иногда разбивали.

Возможность видеть себя со стороны привела к колоссальным последствиям: европейцы стали больше контролировать свое поведение (и даже выражение лиц), выросла эмансипация отдельной личности, усилилась философская рефлексия (ведь даже это слово означает «отражение»). Когда в Европе в конце XIX веке возникли проблемы с самоидентификацией человека, это нашло выход в повышенном внимании к зеркалу.

Оснащение помещений зеркалами имеет в России, ее дворцах и дворянских усадьбах двухсотлетнюю историю. В бальных залах, светлых и высоких, русское дворянство с целью создания эффекта пространства уделяло особое внимание размещению и зеркал.

Еще лет десять назад обычный зеркальный набор в интерьере квартиры ограничивался зеркалами в ванной комнате, прихожей и в шкафу. С развитием евроремонта, эксклюзивного интерьера, искусство применения зеркал в помещении обрело второе дыхание.

Интересная тенденция последних лет — отход от зеркала как предмета утилитарной функции и применение для усиления иллюзии света и простора, скрывания недостатков планировки жилища. Объяснение этому очень простое. Мы все еще испытываем дефицит метров, неудобства планировки и другие архитектурные недостатки. Зеркало — очень мощный инструмент в решении таких проблем. Правильное распределение источников света и его отражения существенно раздвигает рамки помещения, создавая иллюзию бесконечности пространства.

Плоскость зеркала подвергается дизайнерским экспериментам: ее всячески расчеркивают, разрисовывают, «состаривают», придают цветность, используют отражающие свойства листового металла. Для украшения зеркал используют багет.

Статьи по теме