Верования цыган: пара слов. А насколько такая ситуация нормальна для цыган

Комиссар по вопросам юстиции Евросоюза Вивиан Рединг вчера инициировала штрафную процедуру против Франции, которая организовала массовую высылку цыган из страны. Подавляющее большинство членов комиссии ЕС поддерживают Рединг.

Как сообщает Deutsche Welle, решение по данному вопросу должно быть принято 29 сентября. При этом штрафные процедуры могут быть начаты не только против Франции, но и против еще четырех стран, откуда также в последнее время высылают цыган.

Французский президент Николя Саркози назвал депортацию частью борьбы с преступностью. По его словам, в цыганских таборах процветает торговля людьми, проституция и эксплуатация детей.

Цыгане являются одним из самых преследуемых национальных меньшинств в Европе. Их часто лишают работы, возможности получить образование и качественную медицинскую помощь. Amnesty International сообщает, что уровень безработицы в некоторых цыганских общинах составляет 97 процентов.

В Европе и в России бытует мнение о природной «криминальности цыган», но, может быть, всё дело в неправильном подходе к взаимоотношениям с этим народом.

Взглянем на историю решения цыганского вопроса в Европе в те времена, когда на Балканах правила Османская держава.

Судьба восточной ветви цыган является доказательством тезиса о том, что так называемые врождённые свойства цыган преувеличены. Тяга к свободе, тяга к кочеванию не помешали появлению множества оседлых групп. А якобы врождённая криминальность опровергается широчайшим развитием ремёсел в их среде, когда на юго-востоке Европы управляло исламское Османское государство.

Сложившееся с тех пор разделение на восточноевропейских и западноевропейских цыган показывает, как сильно отличается развитие одного народа в различных исторических условиях.

Цыгане Сербии, Албании, Болгарии, Венгрии в XV столетии оказались под османским господством. Сразу же после появления турок на землях бывшей Византии, местные цыгане смогли найти с ними общий язык. Они даже вступили во вспомогательные воинские части османского войска или шли с армией, обслуживая её нужды. Значительное число цыган попало в Болгарию именно этим путём.

Султан Мухаммед II Фатих (Завоеватель), взявший Константинополь, обложил цыган налогом, но освободил от него кузнецов, ковавших оружие, а также тех цыган, которые жили в крепостях. Уже к этому периоду относятся сведения о том, что часть цыган приняла ислам. Число цыган-мусульман возросло в годы правления Сулеймана Кануни (Законника), которого европейцы именуют Великолепным. Переход цыган в ислам был частью общей тенденции среди народов Балкан.

Цыган-кузнец в османской Болгарии

Однако, наметилась закономерность. Кочевые цыгане, как правило, оставались христианами (и остаются ими до сих пор) оседлые же, селившиеся в городских предместьях и имевшие постоянные контакты с мусульманами, принимали ислам. Таковы этнические группы арлии и хорахая в Болгарии, Албании, Сербии и Турции. Для коренного населения Болгарии слово «цыган» даже стало синонимом слова «мусульманин».

В Османском халифате была хорошо продуманная система правления и прозрачный механизм сбора налогов. В 1541 году вступил в силу «Закон об управляющем цыганским санджаком». Под «санджаком» понималась определённая категория цыганского населения из ряда мест, занятая обслуживанием армии. В целом в этот период были предприняты немалые усилия по переписи цыган. В османских документах подробно описаны возраст, занятия и прочие необходимые для налогообложения данные. В регистр вносились даже кочевые группы.

Благоприятная в целом обстановка сказалась на структуре профессиональной специализации. В то время как таборы Западной Европы поневоле всё более отдалялись от ремёсел, балканские цыгане промывали золотой песок, делали кирпичи, пасли овец и даже работали на сезонных сельскохозяйственных работах. Перечень профессий был очень обширен. Документы из балканских архивов перечисляют кузнецов, лудильщиков, мясников, маляров, сапожников, сторожей, шерстобитов, скороходов, портных, и т.д. Таким образом, османская политика была более благоприятна для цыган, чем западноевропейские законы об изгнании.

В сущности, цыганам было позволено жить в соответствии с традиционными установками при невмешательстве государства во внутреннюю жизнь табора. Исламизация же не стала для этого национального меньшинства трагедией, а наоборот, способствовала развитию у них наилучших качеств личности.

Цыгане были полноценными членами общества

Исследователи отмечают, что если цыгане и попадали в трудное положение в Османском государстве, то не от плохих законов, а от их неправильного или злонамеренного толкования. Официально их не объявляли порабощённым народом.

Военные поражения Османского государства, во время которых под контроль Габсбургов перешли Венгрия, Словакия, часть Сербии и Трансильвания, имели большое значение для цыганской диаспоры. Австрийские власти, имевшие западную ментальность, распространили на цыган завоёванных земель действие репрессивного законодательства. Несомненно, такой подход был вызван всем предыдущим опытом истребления западной ветви цыган.

Эдикт австрийского императора Леопольда I от 1697 года ставит цыган вне закона. Началось массовое истребление кочевников, облегчаемое тем, что убийство цыгана отныне официально не считалось убийством. В 1701 году этот эдикт был подтверждён. В 1710 году императорский наместник в Чешском королевстве оглашает уже описанные ранее меры: казнь мужчин; плети и отрезание уха у женщин и детей. Карл VI в 1721 году приказывает вешать и женщин, а детей отдавать на воспитание в госпитали. Такие расправы продолжались вплоть до резкого поворота политики при императрице Марии Терезии. При этой австрийской императрице физическое истребление предполагалось заменить принудительной ассимиляцией.

Западная школа цыганологов традиционно высоко оценивает деятельность Марии Терезии и её наследников, хотя это лишь следствие того, что гуманный мусульманский подход было выгодно замалчивать - ведь на его фоне политика императрицы выглядит лишь более мягкой формой уничтожения цыган. Если бы было выполнено всё то, что задумывалось Марией Терезией, цыганский народ в течение одного поколения перестал бы существовать, растворившись среди венгров.

Согласно декретам Марии Терезии от 1761 и 1767 года, а также декрету императора Иосифа II от 1783 года даже сам этноним «цыган» заменялся на «новый поселянин» или «нововенгерец». Кочевники были обязаны прекратить странствия и заниматься сельским хозяйством. Цыганам выдавались паспорта с новыми, не цыганскими именами (что означало получение гражданских прав), но им вменялось в обязанность забыть свои прежние имена и прозвища; было также запрещено пользоваться цыганским языком. Чтобы дети не испытывали влияния со стороны родителей, их предполагалось в двух-четырёхлетнем возрасте передавать на воспитание в крестьянские семьи. Цыганские дети должны были получить церковное воспитание и государственное образование. Молодёжь ждала воинская служба, взрослых - жизнь в отстроенных за счёт крестьян деревенских домах.

Под влиянием австрийского законодательства такой же поворот в репрессивной антицыганской политике произошёл в Испании. Испанский король Карл III в 1783 году издал закон, повторяющий основные вышеперечисленные положения. Скопирована была даже терминология - цыган предполагалось назвать «новыми кастильцами».

Результаты австрийского и испанского эксперимента оказались неожиданно удачными именно потому, что первоначальный замысел не удалось довести до конца. Комплекс ассимиляционных мер оказался слишком дорогостоящим и требовал чрезмерного напряжения духовных сил со стороны коренных народов. Если оказались неисполнимыми указы о казнях и изгнаниях (экономически дешёвые), то тем более невозможно было воспитать или перевоспитать сотни тысяч людей. В результате, цыгане, получив гражданские права и принципиальную возможность врасти в общество, через какое-то время оказались предоставлены сами себе. Когда исполнителям декретов стало ясно, что задача непосильна, они позволили кочевать тем, кто внутренне ещё не был готов к переходу на оседлый образ жизни. Именно от цыган, живших в пределах австрийской империи Габсбургов и Испании, ведут начало кочевые цыгане Центральной и Западной Европы, столь досаждающие местным обывателям.

Итак, каков итог? Гуманная, справедливая политика интеграции цыган в Османском государстве, основанная на шариате, привела к уходу их от маргинального поведения и сделала из них добропорядочных членов общества. Более того, многие цыгане, приняв ислам, остались мусульманами, несмотря на то, что Балканы уже 100 лет не управляются законами этой религии. И этот подход в корне отличается от той политики, что многие века проводили в отношении цыган западноевропейские правители: они либо физически уничтожали цыган, либо изгоняли из своих земель, либо принуждали к полной ассимиляции.

Использованные материалы

1. Цыганы. Природа и Землеведение. СПб., 1864. Т. 3, № 3.

2. Немцов Ф. Цыгане. Природа и люди. СПб., 1901/1902. № 6

3. Kenrick Donald; Puxon Grattan. The destiny of Europe’s gypsies. NY., 1972.

4. Марушиакова Е.; Попов В. Циганите в България. София, 1993

БАКУ, 4 фев — Sputnik, Ильхам Мустафа. Одно из сельских кладбищ в Евлахском районе не похоже ни на одно другое традиционное мусульманское кладбище. А отличается оно тем, что мусульман хоронят здесь не по законам шариата.

Единых правил проведения захоронения в Азербайджане все еще не существует. Для того чтобы решить эту проблему, Кабинет министров АР собирается на днях утвердить новые правила захоронения и проведения траурных церемоний. Соответствующий документ находится на рассмотрении в Кабинете министров и получил заключение Управления мусульман Кавказа и Государственного комитета по работе с религиозными структурами.

Как известно, умершего мусульманина при захоронении укладывают в могилу лицом в сторону Каабы — мусульманской святыни в Мекке. Но несмотря на это, примерно 70 могил на кладбище в селе Юхары Гархун смотрят в противоположную сторону.

Сельскому кладбищу - почти двести лет, располагается недалеко от районного центра, поэтому многие похороненные в нем жили в самом городе Евлах.

© Sputnik / Ilham Mustafa

Как рассказал региональному корреспонденту Sputnik Азербайджан проживающий в селе Юхары Гархун молла Замеддин Салахов, все захоронения лицом в противоположную от Каабы стороны принадлежат цыганам - карачи.

Как известно, в районе проживает приблизительно две с половиной тысячи цыган. По словам Салахова, они являются представителями двух племен, но при этом оба племени придерживаются мусульманского вероисповедания.

Они появились в Евлахе в середине прошлого столетия, продолжает Салахов, разбили палатки возле села Юхары Гархун и хоронили своих покойников на сельском кладбище.

По его словам, во времена, когда у власти в СССР находился Никита Хрущев (в 1953-1964 годах он возглавлял Центральный комитет Коммунистической партии СССР, тем самым был фактически руководителем страны) цыганам запретили вести кочевой образ жизни и дали право осесть там, где они пожелают. И тогда эти самые цыгане решили обосноваться в городе Евлах: "После этого они все также продолжали хоронить своих умерших на кладбище в Юхары Гархун".

© Sputnik / Ilham Mustafa

Что касается самих могил, то, по словам Салахова, цыгане хоронят своих не по канонам ислама по незнанию: "В свое время их никто не научил, не показал, как правильно. С самого начала несколько человека похоронили неправильно, вот и всех остальных стали хоронить так же".

Молла говорит, что теперь местное духовенство объясняет цыганам, как правильно предавать тело земле. "Могилы надо копать таким образом, что, укладывая умершего на правое плечо, его лицо было повернуто в сторону Каабы. Однако у цыган в сторону священного камня повернут затылок", — говорит он.

По словам Салахова, многие цыгане прислушиваются к его словам, однако в некоторые продолжают хоронить по-своему, оправдываясь тем, что "буду хоронить так, как уже делали предки".

Один из самых часто задаваемых мне вопросов - какая у цыган НАСТОЯЩАЯ вера?
Люди, задающие его, обычно заранее настроены услышать какой-либо из следующих вариантов: "индуизм/язычие", "огнепоклоноство/солнцепоклонство" или просто "цыгане ни во что не верят".

А мне, как женщине честной, приходится рушить их мир, объясняя, что у цыган-мусульман мусульманская вера, а у цыган-христиан христианская, и в обоих случаях настоящая. И если цыгане-христиане довольно мобильны относительно христианских конфессий (мадьяры-католики не видят большой беды в том, чтобы перейти в лагерь евангелистов, потому что тут и там крест, например), то из христианство в мусульманство и наоборот переходят редко и неохотно, преимущественно переход совершают женщины в веру мужа. Правда, межрелигиозные браки у цыган редки.

Приверженность вере предков у цыган удивительно стойка, хотя я много раз видела в тырнетике утверждения, что цыгане всегда исполняют религиозные обычаи той местности, где находятся. Однако же известны случаи, когда русские цыгане во Франции, бежав туда во время Гражданской войны с дворянами, годами не крестили детей, выискивая православные церкви - а уж выискав, крестили скопом всех и сразу, в большом количестве. Некоторым "новорожденным" на крещении было уже лет пятнадцать-шестнадцать, у них пробивались усы или отрастала грудь. Иногда на следующий день после крещения тут же и венчались свежеокрещённые (если это не шутка, конечно). Цыгане-ловари, десятилетиями живущие в России, переходят из католичества в православие медленно и осторожно и в основном за малым количеством католических церквей и из соображений, что "тут христианство и там христианство". Цыгане-мусульмане в Латинской Америке за сто лет после прибытия с Балкан не забыли ислам, до сих пор можно их там встретить.

Значит ли это, что у цыган разных религий нет ничего общего и никаких общих, исконных верований или суеверий?

Конечно, есть, хотя сейчас они частично размываются. Но традиционно - есть. И вот они:

4. Верования в скверну. Именно они сходят с развитием средств гигиены и ассимиляцией, остальные держатся гораздо крепче. Носителями скверны могут быть органы тазовой области, женские ноги и юбка, смерть, человеческие внутренности, некоторые виды больных людей (как ни странно, кроме туберкулёзников и иже с ними сюда порой входят умственно отсталые и психически больные), совершившие некоторые виды преступлений, ну и, понятное дело, фекалии.

Что касается одушевления сил природы (луна-вампир, вихрь-похититель) и верований в домовых и русалок, то при ближайшем рассмотрении практически всё это оказывается заимствовано, и особенно много - от славянского населения. Помимо этого, они явно занимают в мировоззрении цыган место меньшее, чем вышеперечисленные.

Кстати, что касается моей повести о Лилянке Хорват, то, если вы заметили, активно раскрыты только верования вокруг мертвецов и - немного - монотеизма. Однако у меня там заделка под следующую цыганскую тему - конечно же, Бахт. Первый, кто это заметил, была, кажется,

Исследователи предполагают, что цыгане (рома) - это потомки одной из каст на cеверо-западе Индии, которые были вытеснены в Центральную Азию и Северную Африку. Оттуда они в начале XIV века появились в Средиземноморье и разошлись по всей Европе. Чтобы избежать преследований, цыгане принимали религию народа, среди которого проживали, но сохраняли также культы и верования тех мест, где кочевали прежде. Среди религий, которые исповедуют современные цыгане, есть ислам. О жизни той части своего народа, которая исповедует ислам, корреспонденту «НГР» Оксане КОТКИНОЙ рассказал президент Московского союза цыган, актер и режиссер театра «Ромэн» Роман ГРОХОЛЬСКИЙ.

– Роман Андреевич, мусульмане как-то по-особенному живут, не как другие цыгане?

– Мы достаточно терпимы и толерантно относимся к любой вере. Мы прежде всего рома, то есть цыгане, а потом уже вера и все остальное. Мы объединяемся по этническому признаку. Цыганский этнос состоит из разных групп: ловари, сэрвы, русские цыгане, крымы. Крымы как раз – мусульмане в России. Но и за рубежом цыган-мусульман очень много: в Хорватии, Греции, Румынии, Македонии, Турции. С чего началась вся эта история: цыгане принимали по обыкновению религию той страны, в которой находились. Они пришли в Византию уже во время ее упадка, перед тем как ее завоевали турки. Многие цыгане в Османской империи приняли ислам. А почему? Тюрки очень благожелательно относились к цыганскому народу, так как видели в них сходство со своим укладом. Они тоже вели кочевой образ жизни. Им была понятна наша нация, они к нам очень лояльно относились, и поэтому цыгане приняли ислам. Потом с распадом Османской империи цыгане уже двинулись в Европу.

– Был ли переход цыган в ислам в Османской империи связан с освобождением от специальных податей на иноверцев?

– Я не думаю, что это было основным мотивом, но могло являться одним из элементов обращения. Цыгане вообще живучий народ, то есть приспосабливающийся под то окружение, в котором они находятся в той или иной ситуации. Cегодня, допустим, в Боснии и Герцеговине цыган-мусульман больше. Если в России из общей массы цыган, которых было у нас, по официальным подсчетам, около миллиона, мусульман процентов, может быть, 10 – это максимум. То есть у нас это не очень распространенная религия, потому что страна, в которой мы живем, – православная.

– Как цыгане попали в Россию?

– Через Крым. Они достаточно отличаются от цыган европейских, то есть сохраняют культуру Османской империи, ее традиции.

– А есть те, кто принимает ислам в России в наши дни?

– Есть, безусловно. И что мне импонирует, последние несколько лет молодежь ведет себя все больше в соответствии с канонами ислама. Они постятся, реально исполняют все правила, которые прописаны в Коране. Они более дисциплинированны, их легче организовать. Что меня радует в этой ситуации: мы поддерживаем их веру, когда это необходимо, они поддерживают нашу веру (наш собеседник – христианин. – «НГР»), когда это необходимо.

– То есть для цыган национальная идентичность гораздо выше религиозной?

– Выше, выше религиозной! Вот что меня и греет на самом деле, потому что религия – это личное дело каждого. Но есть общество, оно важнее, чем религия. У цыган была самая правильная демократия, когда они еще кочевали. В чем она заключалась? Была выборность. Выборность старейшины, главного в клане. Он выбирался не по блату, не за деньги, это был вопрос выживания. Старейшиной становился самый умный, самый грамотный, тот, кто сможет удержать порядок в таборе. Для этого ему в помощь был дан независимый суд, который состоял из людей, которых невозможно было купить, представителей всех кланов. У нас и сегодня сохранился этот третейский суд. То есть от каждого клана есть представитель – старейшина. Допустим, происходит конфликт одного клана с другим. Тогда представители клана обзванивают людей, которым доверяет цыганское общество. Они выходят на цыганский суд со своей проблемой, и третейский суд решает, кто из них прав. Решение суда не обсуждается.

– Как поступают, когда проблема касается не только цыганских кланов, но и взаимоотношений с другими сообществами?

– У нас бывают такие случаи, да. Тогда наши представители встречаются с представителями других народов (чеченцы, ингуши), садимся за стол и стараемся найти общий язык.

– Вы рассказывали, что молодые люди становятся все более ревностными мусульманами. Есть какие-то исконно цыганские обычаи, которые тоже нужно чтить?

– Цыганские законы не идут вразрез ни с одной религией. Цыганские законы общечеловечны, скажем так. Для нас, сегодняшних, понятие «родина» существует, потому что мы уже немножко другие, мы родились здесь, здесь родились наши предки, отцы наши, которые, защищая нашу родину, полегли. Философия цыган заключается в том, что Господь создал этот мир для всех. Мир, в котором нет границ. Это люди уже стали ставить кордон посреди речки и говорить: вот это твоя рыба, а это моя рыба, почему ты должен прийти и отобрать у меня это?

– Сообщалось, что недавно перевели Коран на цыганский язык. На какое наречие?

– На балканское.

– А какой алфавит оно использует?

– Латиницу.

– К какому исламскому объединению тяготеют цыгане-мусульмане?

– Это движение у нас только в начале пути, но скорее к Совету муфтиев, был их муфтий и на нашем празднике.

– А среди цыган есть какие-то мусульманские религиозные лидеры?

– Имамов пока нет. Только активисты, скажем так. На самом деле мы в начале пути вхождения в публичное поле. Первая акция, которую провели цыгане-мусульмане в Москве, был тематический вечер в рамках проекта «Шатер Рамадана» в июне, но надеюсь, что это станет ежегодным мероприятием. Это важно для нашей нации. Важно, чтобы она в любых проявлениях, в добрых, я имею в виду, могла себя представлять.

– А как сочетается с исламскими обычаями работа цыган-мусульман в театре?

– А церковь – это не театр? А обряды мусульманские – не театр? Это же все равно постановочные вещи. Я говорю, может быть, хулу, но театр возник из церкви. Там есть определенная постановка, определенная мизансцена, где стоят зрители, где действующие лица. А в мусульманстве что – по-другому? Что несет в себе театр? Театр может душу человеческую повернуть как в сторону добра, так и в сторону зла. Театр – это не развлечение, не эстрада. Если хороший театр, то человек уйдет либо чуть добрее, либо чуть злее, либо откроет книгу и почитает: а что же это такое все-таки я тут сегодня видел. Театр говорит о насущном, о вечном, о мироздании. Все-таки мироздание выше, чем отдельные религии.

Цыгане один из самых загадочных народов мира. Не имея собственной письменности, задокументированной истории и не имея своей этнической территории, они смогли сохранить свою национальную идентичность.

Цыгане хоть и разбросаны по всему миру и составляют огромную общность, всё же держатся обособлено от других и не спешат ассимилироваться со своими соседями, сколько бы ни жили рядом с ними. Ещё меньше известно о религии цыган, однако считается, что в подавляющем большинстве они христиане, так как живут преимущественно в христианских странах: России, Румынии, Венгрии, Молдавии.

Но есть и цыгане-мусульмане. В этой статье о них мы и поговорим.

Как цыгане стали мусульманами

Изучение цыганской истории составляет для историков большую проблему. Из-за кочевого образа жизни они не оставили археологических памятников, отсутствие собственной письменности не оставляет шансов изучить события их истории.

Однако на основании лингвистического и генетического анализа удалось выяснить, что родиной цыган является центральная Индия. Позднее предки цыган мигрировали на северо-восток Индии, где засушливый климат и малоплодородная почва обусловили их кочевой образ жизни, занятие мелкой торговлей и ремёслами.

Считается что первые цыгане проникли в Европу между XI и XV веками через полуостров Малая Азия (Анатолия), и первыми европейскими народами, с которыми они столкнулись, были греки византийской империи. Но скорый упадок и захват Византии кочевыми тюркскими племенами, принявшими Ислам и впоследствии создавшими Османскую империю, открыли новую страницу и в истории цыган.

Значительная часть балканских цыган приняла Ислам.

Комментируя этот факт, президент Московского союза цыган Роман Грохольский говорит в интервью для «Независимой газеты»: «… Цыгане принимали по обыкновению религию той страны, в которой находились. Они пришли в Византию уже во время её упадка, перед тем как её завоевали турки. Многие цыгане в Османской империи приняли ислам.

А почему? Тюрки очень благожелательно относились к цыганскому народу, так как видели в них сходство со своим укладом. Они тоже вели кочевой образ жизни. Им была понятна наша нация, они к нам очень лояльно относились, и поэтому цыгане приняли Ислам. Потом, с распадом Османской империи, цыгане уже двинулись в Европу ».

А на вопрос: «Был ли переход цыган в Ислам в Османской империи связан с освобождением от специальных податей на иноверцев? » Роман Грохольский отвечает: «Я не думаю, что это было основным мотивом, но могло являться одним из элементов обращения… ».

Как это ни удивительно звучит, но цыгане-мусульмане представлены и в России. И это отнюдь не единицы новообращённых, а целая группа.

Здесь стоит отметить, что цыгане представляют собой этнос, состоящий из нескольких групп: ловари, сэрвы, русские цыгане, крымы. Последние, как понятно из названия, крымские цыгане, принявшие Ислам во времена владычества Османской империи в Крыму, и являются цыганами-мусульманами. Именно они и живут на территории России.

По некоторым данным, мусульмане составляют 10 процентов от общего числа цыган. Помимо Крыма, который недавно присоединился к России, они также живут в Краснодарском крае. На Кубань они перебрались в средние века из Крыма, который являлся частью Крымского ханства.

На Кубани у цыган сложились добрососедские отношения с казаками, так как цыгане были искусными кузнецами, изготавливали качественные подковы для лошадей, оружие и орудия сельхозтруда, что для казаков всегда было нужным. Кроме того, цыган и казаков объединяла любовь к лошадям, сильные цыганские жеребцы пользовались у казаков спросом.

Цыгане-мусульмане, несмотря на глобальные перемены, произошедшие в современном обществе и сознании людей, не оставили свою религию и продолжают придерживаться законов шариата. Но и безболезненно для религии цыган-мусульман глобализация не прошла.

Мирские богатства сдвинули духовные ценности на второй, а то и третий план. В наши дни всё меньше тех, кто ревностно исполняет предписания Ислама. Однако возврат к духовным и культурным ценностям своих предков медленно, но всё же идёт.

Отмечая это, Роман Грохольский говорит: «Последние несколько лет молодёжь ведёт себя всё больше в соответствии с канонами Ислама. Они постятся, реально исполняют все правила, которые прописаны в Коране. Они более дисциплинированны, их легче организовать ».

«Первой акцией, которую провели цыгане-мусульмане в Москве, был тематический вечер в рамках проекта "Шатёр Рамадана" в июне (2015 год), но надеюсь, что это станет ежегодным мероприятием », – отмечает лидер Московского союза цыган в своём интервью «НГ».

Как уже было сказано, цыгане нам известны не с самой лучшей стороны, и для этого, к сожалению, есть немало поводов. Но не все люди одинаковы, и стричь всех под одну гребенку будет с нашей стороны неправильным, это не поведение правоверного мусульманина.

Ведь верующему подобает сделать наставление, а не упрёк. Если даже мы не можем призвать их к благому, можно же хотя бы сделать за них дуа и просить Аллаха наставить их и нас на путь Истины.

Дай Аллах нам сил и возможности для этого. Амин!

Махач Гитиновасов

Статьи по теме